В рамках сегодняшнего курса физики приходится уповать только на учителя. Необычного. Такого, который будет иметь смелость отойти от программы в сторону, чтобы физика стала детям интересной. А не физикой для ЕГЭ.
Если составить рейтинг предметов, которые дети в обычной школе считают малопонятными и трудными, то физика окажется в бесспорных лидерах. Вот и мама соседского мальчика Саши как-то спросила со вздохом: в школе физику вообще не преподают или только в 10-11-х классах, а все остальное и не физика вовсе? Или вообще физике в школе не учат? А какой тогда предмет в школе? Что он изучает? И чему там все-таки учат?
Причиной такого количества вопросов у мамы, стало то, что десятикласснику Саше физика вдруг стала неинтересна и непонятна. Раньше вроде все было ясно, а теперь даже приниматься за нее не хочет. Или раньше была вовсе не физика? Что в ней такого особенного, что произошел такой перелом в сознании в десятом классе?
Сашина мама заставила меня задуматься и провести маленькое исследование на заданную тему. И вот какие формулы вывелись в результате обработки мнений нескольких специалистов. Оказывается, в школе физика преподается как набор классов задач. Для каждого класса – свои рецепты решения. Это полезно для ЕГЭ, но к физике имеет весьма отдаленное отношение. А серьезная физика – это мировоззрение. На уроках, например, не рассказывается, что физика сейчас в тупике: нет единой теории, объединяющей макро- и микро-эффекты. Квантовая механика (а именно это сегодня – передний край) вообще противоречит любому здравому смыслу, и никто пока не может с этим сладить. Что такое вероятность – физическая величина или мера нашего незнания? Бор думал одно, Эйнштейн другое, однако с тех пор наука никуда не сдвинулась. Поэтому когда ребенок получает пятерку за то, что \”решил две задачи по квантовой механике\”, это профанация. Знающие люди уверены: разумнее всего физику преподавать шаг за шагом, брать маленькие темки, разбираться от корки до корки, потом идти последовательно дальше. Потому что любую тему по физике нельзя вырывать из контекста и нельзя рассматривать независимо от других тем. К примеру, открыв учебник, необходимо постоянно возвращаться назад и назад, и в итоге, чтобы понять то, что в конце, нужно прочесть все с самого начала. Другое дело, что ребенку это неинтересно вовсе – все с самого начала, он согласен только на конкретный параграф или главу. Ему серьезная теоретическая физика не нужна, если она не станет профессией. Ребенка больше заботит решение задач, успешное получение аттестата, сдача ЕГЭ, процесс адаптации в вузе.
И что странно и грустно, в старших классах он перестает отождествлять физику с наукой о природе, об окружающем нас мире. А ведь главное в физике – научиться разбираться в связи объективных физических законов с теми их проявлениями, с которыми мы сталкиваемся ежедневно. С массой, инерцией, ускорением, силой. Если бы все знали физику, наверное, меньше было бы происшествий на дорогах. И дети бы знали, почему ветер дует в эту сторону, почему звук слышен здесь, но не слышен там, что происходит внутри двигателя или телевизора…
В школьном варианте физику преподают как умение решать задачи. Как правило, это набор задач по разным темам, решать которые нетрудно, но совершенно непонятно зачем. При первом серьезном столкновении с новой темой задачки теряют всякую связь с материалом. \”Малопонятности\” к старшим классам становится все больше, потому что зачастую невозможно объяснить реальность ученикам обычной школы. Для этого нужны знания и умения, но уже не уровня школьного учителя. Проще научить решать задачи, а что посложнее – \”просто запомните\”. Потому что, если объяснять все серьезно и по-взрослому, двух часов не хватит. И притом хороших школьных курсов физики элементарно не хватает.
А в идеале физике детей нужно учить по-другому. Так, чтобы с пятого класса они сами выводили физические законы, понимали их смысл и взаимосвязь. Тогда физика перестанет быть самодостаточной вещью, которую надо выучить и куда-то \”сдать\” в виде ЕГЭ, а станет способом восприятия окружающего мира, умения понять явление, поразмышлять о нем, уловить суть происходящего. И формулы перестанут пугать и напрягать, потому что станет понятно, что формулы – это просто средство выразить явления не физически, а математически. Вот и получается, что в рамках существующих сегодня школьных курсов приходится уповать только на учителя. Необычного. Такого, который будет иметь смелость отойти от курса в сторону. Который будет терпелив и заинтересован в том, чтобы говорить с подростком на понятном ему языке и который донесет до его сознания мысль о том, что физика – это удивительный мир. Но таких учителей, увы, очень мало…
Комментарии