search
main
0

Наталья Алексютина, Санкт-Петербург: Дети в театре. Катастрофа?.

​В пору увлечения театром мне посчастливилось как-то заглянуть в гримерную одного известного актера. Мэтр служил в детском театре, и первое, что бросилось тогда в глаза, – это записка, прикрепленная к зеркалу…

На ней немногословно, но выразительно было начертано: «Завтра «Горе» («Горе от ума»). Ожидаются классы. Боже, дай сил и терпения!»

Прошли годы. Ничего не изменилось. Актеры с содроганием ждут организованные группы школьников, а школьники в свою очередь от этих массовых культпоходов не ждут ничего. Во всяком случае ничего хорошего.

Как-то в театре имени В.Комиссаржевской наблюдала такую сцену. Шел спектакль «Барышня-крестьянка». Недалеко класс (по виду семиклассники) под присмотром одной учительницы занимал почти целый ряд. Все первое действие сидели хорошо, то есть не разговаривали, не смеялись, не шуршали бумажками. Но как только где-то в зале раздавался смешок, вскрик, всхлип, смотрительницы были тут как тут. Задавив в зародыше эмоциональное проявление, блюстительницы порядка отходили, чтобы через некоторое время вновь строгим шепотом вразумить  подростковое племя. В конце концов учительница попыталась остановить рвение билетерш, завязалась недружелюбная беседа, где каждый сообщил ближнему своему, что он о нем действительно думает. Второе действие дети смотрели невнимательно, и, как мне показалось, часть из них удалились домой во время антракта. Бинокля не надо было, чтобы понять, что настроение у учительницы,  приведшей их в театр, ниже нулевой отметки.

Впрочем, случаются ситуации, когда сидишь как будто не в партере, а на танцполе, поскольку вокруг тебя то и дело вспыхивают дисплеи мобильного телефона. Это детвора во время действия обменивается сообщениями, где комментирует поступки героев или поведение сверстников. Второе, к слову, намного занятнее, нежели тот или иной актерский пассаж. Вроде и не шумят особо, но телефоном вспыхивает каждый, хихикание раздается то тут, то там, а на него, как ворона на блестящую обертку, тут же реагирует смотрительница с фонариком. Под перекрестным мобильным огнем, в сиянии фонаря с наложенным на все это текстом пьесы невольно чувствуешь себя персонажем некоего фантастического спектакля. Только персонажем с раздвоенным сознанием.

Но имеет ли смысл в данном случае бросать помидоры в детей? Есть такое понятие – «психология коллектива (малые группы)». Если вы сидите в кафе с подругой, то скорее всего вы, как воспитанные люди, тихо ведете беседу. Если вас не двое, а трое, то уже периодически может слышаться довольно громкий смех. Если вас 15-20 человек, то вы наверняка будете гораздо более раскрепощены, и окружающих это обычно не удивляет. Как сообщила мне одна психолог, дети, шумящие в театре, – жертвы произвола, даже если пришли добровольно. Осознанно или подсознательно они идут сюда за общением. Стоит только  послушать их разговоры перед культпоходом. Ни один, даже самый театрально продвинутый ребенок  в коллективе не скажет: «Это хороший театр/интересная постановка/хорошие актеры». Разговор ведется о том, пойдет ли Маша, и кто с кем будет сидеть, и куда пойдем после спектакля.  И это нормально для группы свыше 2-3 человек. Это закон природы, и к вопросам воспитанности/невоспитанности  не имеет никакого отношения.

Тема детей в театре на родительском форуме, как правило, поднимает волну различных мнений, но при тщательном рассмотрении их можно разделить на вполне ожидаемые pro и contra. Обобщенное pro выглядит так: смотреть спектакль можно вместо прочтения произведения. Это, конечно, не выход из положения, но, безусловно, лучше, чем ничего не читать и ничего не видеть. Кроме того, часто после просмотра ребята пишут сочинения, где делятся своими впечатлениями. Помимо прочего, для некоторых детей массовый поход в театр – это вообще единственный способ  приобщиться к искусству.

Выразители противоположной позиции говорят следующее: коллективные просмотры классами очень мешают смотреть спектакль одиночным зрителям. В театр детям стоит ходить только с родителями и по выбору родителей. Воспитание вкуса – дело серьезное, и дело семьи,  школа никакой любви к театру и понимания театра привить не может по определению. У школы своих функций предостаточно, и не нужно подменять семью.  К тому же только учителя – инициаторы культпоходов верят, что от них (походов) есть польза. Ибо родитель, любящий театр,  начнет водить туда ребенка задолго до школы. И такому ребенку этот культпоход либо будет противен (не смотрят – не слушают – фантиками шуршат), либо даст ему понять, что в театре весело, потому что можно хихикать друг с другом, не глядя на сцену. К тому же часто выбирается театр, где билеты подешевле или где кассир – хорошая знакомая.

Конечно, доля истины есть в той и иной позициях. И действительно,  массовость в этом деле логичнее считать злом, нежели добром. Достаточно знать, как культпоход ненавидят актеры. Прибыль от реализации билетов несравнима с напряжением, которое он вызывает у всех работников театра. Оказавшись толпой в зале, дети в лучшем случае начинают вести себя, как в кино, а в худшем, как у телевизора. И искренне не понимают, в чем заключается их плохое поведение. Ну  конфетку развернул, ну сказал что-то приятелю, сидящему за пять мест от него, и что такого?   Да и цель  идти в театр  «знакомиться с сюжетом» заведомо ошибочна. В постановке всегда есть авторская трактовка, и режиссеры, ставя то или иное произведение, меньше всего думают о том, что оно входит в школьную программу. Только потом, видя полный зал школьников, впадают в панику.

И все-таки, и все-таки… Нужно признать, что иногда только благодаря подвижничеству учителя-театрала/меломана/книгомана открывается  потаенная дверца в мир искусства. Наверное, каждый, вороша события в сундуке прошлого, вдруг да и наткнется на одного такого увлеченного учителя и вспомнит, как именно он подарил тебе абонемент в Капеллу, где ты впервые онемел, потрясенный высокой тоской Моцарта. Или вложил в ладошку билетик на спектакль, где ты попытался отгадать кроссворд чувств шекспировских героев. Или прочел стихи Тютчева так, что  и ты принял поэзию в сердце, и в дни «душевной непогоды» вновь и вновь лечился звуками чьей-то тонкой лиры. Не у каждого родителя есть время и желание этот благоприятный момент детской «духовной прожорливости» заметить. Учителю в силу отстраненности и непредвзятости это сделать проще. И тот, кто не жаден от природы, это делает. Другой вопрос, что ценить ты это научаешься только через много лет…

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте