search
main
0

На взлет!

Как повысить эффективность социально-профессиональной адаптации молодых специалистов

Профессия педагога – это «работа сердца и нервов», где требуется буквально ежедневное и ежечасное расходование огромных душевных сил.

Василий Сухомлинский

 

В общем виде адаптация (лат. adapto – «приспособляю») – процесс приспособления к условиям внешней и внутренней среды. Термин «адаптация» чрезвычайно широк и применяется в различных областях науки.

Во многих образовательных учреждениях России проблема старения педагогических кадров стоит очень остро. Обращаясь к исследованиям, можно выявить причины кадрового дефицита: низкий социальный статус учителя и дополнительная нагрузка педагогов, которая зачастую идет в ущерб основной работе, высокая степень ответственности и невысокая заработная плата у начинающих учителей. Но это, как говорится, одна сторона медали. Исследователи выявляют неготовность выпускников вузов к самостоятельной профессиональной деятельности, неумение применять теоретические знания на практике, молодые педагоги испытывают трудности в общении как с учениками, так и с их родителями. Нет опыта и умения в организации внеурочной деятельности, внеклассных мероприятий. В связи с этим изучение проблемы социально-профессиональной адаптации молодых учителей имеет важное значение, как теоретическое, так и практическое.

Чтобы стать преобразователем, творцом, новатором, молодому учителю необходимо овладевать знанием закономерностей и механизмов педагогического процесса. Это позволит проводить самостоятельный анализ педагогического явления, педагогически мыслить и действовать, находить в теории обучения и воспитания идеи, выводы, основную педагогическую задачу (проблему) и способы ее оптимального решения. Мастерство педагога – это слияние личностно-деловых качеств и свойств личности, синтез, определяющий высокую эффективность педагогического процесса. В учителе должны сочетаться потребность в самообразовании и повышении квалификации, в общении с опытными педагогами, стремление к овладению инновационными технологиями обучения и воспитания, участию в научных конференциях, заседаниях ШМО.

Люди по-разному приспосабливаются к новым условиям жизни, к коллективу людей, которые их окружают, к коллегам и сотрудникам. Одному человеку для того, чтобы чувствовать себя уверенно в новом коллективе, на новой работе, необходимо небольшое количество времени, другому времени нужно намного больше. Но так или иначе все учителя, пришедшие впервые в школу, сталкиваются с проблемами, всем необходим адаптационный период, для того чтобы привыкнуть к новым условиям жизнедеятельности. Некоторые молодые специалисты описывают свое появление в новом учреждении как сложный и напряженный период. Другие, наоборот, отмечают, что им было довольно легко адаптироваться к новым условиям.

Профессиональная адаптация молодого педагога – это процесс непрерывный, имеющий свою динамику и обладающий своими особенностями. Насколько эта адаптация будет успешной, зависит от многих обстоятельств и причин. Прежде всего, на мой взгляд, это личностная составляющая, то есть отношение к самому себе, коллегам, руководителям, ученикам и (как итог) в целом к избранной профессии и своим служебным обязанностям.

В последнее время широко обсуждается вопрос статуса современного учителя. Проблемы этой профессии известны любому педагогу: эмоциональное выгорание, низкая заработная плата, ведение школьной документации, взаимоотношения с учениками, особенно с так называемыми трудными детьми и подростками, для работы с которыми у молодого учителя просто не хватает педагогического опыта. Все эти и другие проблемы пугают молодых педагогов и порой становятся причиной смены сферы деятельности и профессии. В этом случае определяющую роль может и должна сыграть поддержка опытных педагогов и наставников. Существует ряд мероприятий, обязательных для социально-профессиональной адаптации молодого педагога. Прежде всего это знакомство со школой, ее структурой, традициями, локальными документами, педагогическим коллективом, правилами внутреннего распорядка. Администрация школы – директор, его заместитель – проводят с молодым педагогом ряд собеседований, вводят его в курс предстоящей работы. Педагог-наставник на первом этапе помогает разобраться молодому педагогу с основными требованиями к работе учителя, его действиями, степенью ответственности за результаты труда. Итак, на первом этапе работы молодому педагогу необходима и важна поддержка опытных коллег. Под руководством учителя-наставника молодой педагог планирует свою деятельность на уроке так, чтобы были понятны цели, видна деятельность не только самого учителя на уроке, но и учеников.

Важнейший этап в профессиональной адаптации и становлении молодых учителей – первый год их работы в школе, напоминающий ежедневный экзамен, испытание, которое учитель проходит перед всеми участниками образовательного процесса. Это состояние может укрепить его веру в свои силы и сформировать чувство удовлетворения, без которого нет полноценного освоения профессии, но может также стать источником глубокого разочарования и неверия в себя. Многое, конечно, зависит от самого молодого учителя. Однако это не снижает роли и не снимает ответственности и с руководителей школы, всего педагогического коллектива за то, как сложится профессиональная судьба начинающего учителя.

Постепенно у молодого педагога развивается чувство самостоятельности и ответственности в профессии. Возможно выполнение общественных поручений и творческих заданий. В начальный период своей деятельности молодой педагог нуждается не только в поддержке, но и в контроле со стороны директора, заместителя директора, педагога-наставника, которые регулярно посещают его уроки, приглашают на них других опытных педагогов, а также приглашают молодого учителя на свои уроки, составляют график посещений и взаимопосещений уроков.

Результатом проведенной работы по первичной адаптации молодого педагога являются успешность его профессиональной деятельности, начинающие складываться взаимоотношения с коллегами, родителями и учениками, психологический комфорт, растущая оплата труда, потребность в повышении своей квалификации и приобретении новых умений и знаний.

Затем наступает период профессионального становления и развития. Молодой педагог участвует в конкурсах педагогического мастерства, методических разработок, открытых уроков. Обретение такого опыта необходимо и позволит в дальнейшем широко реализоваться и уверенно чувствовать себя в профессии. Именно в этот период молодые педагоги получают рекомендации опытных наставников и коллег, определяют свои возможности и преимущества, могут увидеть собственные недостатки и найти способы их устранения.

На успех профессиональной адаптации указывают несколько показателей:

– в какой степени работа вызывает у начинающего педагога чувство напряжения, тревоги, неуверенности;

– в какой степени педагог овладел знаниями и навыками, необходимыми для работы;

– в какой степени закончен ориентационный этап, этап знакомства с новой должностью;

– каковы мотивы выбора данной профессии;

– насколько педагог овладел профессиональной ролью (обрел ли свой стиль деятельности);

– насколько у педагога выражено желание повышения профессиональной компетентности;

– в какой степени педагог удовлетворен выполняемой работой и ее результатами;

– какова оценка педагогическим коллективом достижений педагога.

Профессиональная адаптация педагога – это процесс активного приспособления личности к новым условиям труда, вхождения в систему многосторонней деятельности, общения и взаимоотношений с педагогическим (родительским, ученическим) коллективом, приобретения ценностных ориентаций, достижения высокого уровня успешности управленческой деятельности в оптимально короткий период и удовлетворенности этой деятельностью.

Камила СКВОРЦОВА, учитель начальных классов школы №1000

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте