Русский язык находится в самом плохом положении среди всех школьных гуманитарных дисциплин. Ведь известно, что на этот предмет, как и на другие, отведено определенное (и очень небольшое) количество часов, поэтому педагоги иногда не в состоянии дать более полное и глубокое представление о предмете. А ведь русский язык – это и искусство русского слова, речевой этикет, связь с историей, и, конечно, лексическое богатство. Мы решили со своей стороны приложить усилия, чтобы помочь в его сохранении, поэтому наша библиотека очень активно занимается просветительской работой.
Например, у нас уже много лет существует бюллетень «Давайте говорить правильно», который выходит раз в месяц. Обычно он состоит из трех частей, одна из которых рассказывает об этимологии заимствованных слов, конечно, мы стараемся искать более интересные варианты. Например, слово «бойкот» знаем все мы, но то, что это фамилия английского чиновника, знают очень немногие. Подобные примеры интересны и школьникам, и студентам, и учителям, а правильная расстановка ударений в словах всегда вызывает повышенное внимание: возвелИчение, гофрирОванный, дабЫ, принУдить, твОрОг (два варианта), дЁшев – дешевА, давЯщий, всполОх и так далее. У нас часто просят распечатки наших бюллетней. С февраля 2008 года в библиотеке начался проект по пропаганде русского языка и культуры речи «Как слово наше отзовется». За это время в гостях у нас побывали самые известные, авторитетные преподаватели-филологи воронежских вузов: Иосиф Абрамович Стернин, Галина Яковлевна Селезнева, Анатолий Александрович Припадчев, Наталья Михайловна Вахтель. Они выступали перед учащимися воронежских школ и вели разговор на различные, но всегда интересные темы. Например, Наталья Михайловна, выбравшая темой беседы «Речевое воздействие», на многочисленных жизненных примерах показала, как, используя языковое богатство, надо выходить из сложных конфликтных ситуаций в семье, школе и на улице. А Галина Яковлевна, рассказывая о заимствованиях в русском языке, акцентировала внимание ребят на правильном использовании таких слов. Надо стараться говорить так, чтобы они не засоряли наш язык, например, слово гомогенный (то есть однородный) лучше использовать в профессиональной лексике, а не в быту. В конце преподаватель предложила сделать несколько упражнений, чтобы школьники самостоятельно поработали с заимствованной лексикой. Марина ПИКУЛИНА, главный библиотекарь Центральной городской библиотеки имени А.Платонова, Воронеж
Комментарии