Прошедший учебный год дал мне уникальную возможность реализовать себя: я стала участником конкурса «Учитель года Москвы-2009». Что такое профессиональный конкурс для учителя?
Для меня любой конкурс – это стимул к дальнейшей работе. Даже если что-то не получается, это дает возможность осмыслить свое участие, ведь даже отрицательный результат – это результат. И все-таки положительного во время участия в конкурсе было больше, чем отрицательного. Во многом это стало возможным благодаря мудрым и своевременным замечаниям и рекомендациям оргкомитета конкурса.
Понять значимость конкурсов в жизни учителя может в полной мере тот, кто сам однажды принял участие в профессиональном конкурсе, кто был в группе поддержки, помогал советом или делом. По большому счету, не так уж важны победы и призы – важна сама атмосфера интеллектуального напряжения, единения, атмосфера сотворчества. Подобные мероприятия, я понимаю, требуют огромных затрат – интеллектуальных, моральных, но эти затраты окупаются сторицей. Ведь они рождают уверенность в собственных силах и устремляют вперед.
В каждый момент нашей жизни мы находимся либо в роли учителя, либо в роли ученика. На конкурсе учитель оказывается в положении ученика, которого оценивают и который находится под пристальным вниманием все замечающего жюри. Эта та редкая возможность, которая помогает увидеть, что где-то мы чересчур серьезны, а где-то слишком самоуверенны, и наша самоуверенность может лопнуть как мыльный пузырь.
Настроение менялось на всем протяжении конкурса: подъем, спад, опять подъем и вдруг какое-то затишье. Получив задание и выполнив его (как мне казалось), я испытала чувство удовлетворения. После объявления результатов о выполнении очередного задания – голова кругом. Понимаю, что часто сказывалась постоянная нехватка времени. Часто именно это мешало в полной мере заняться конкурсом. Но после получения очередного задания нерешительность и сомнения сменялись радостью и удовлетворением.
Подготовка к конкурсу стала для меня настоящей школой повышения уровня педагогической компетентности. Изучение огромного количества учебной и методической литературы способствовало интенсивной интеллектуальной деятельности, серьезному пополнению научно-методической базы, а овладение технологией самоанализа педагогического опыта позволило критически оценить результаты своей работы и увидеть перспективы. Осмысление и структурирование собственного педагогического опыта помогло формированию умений выделять из него наиболее ценные компоненты с точки зрения инновационности. Экстремальная обстановка, накал страстей, пик эмоций, высокое нервное напряжение стимулировали необходимость углубления психологических знаний. Тесный контакт с «чужим классом», атмосфера мастер-класса предопределили необходимость преодоления страха перед незнакомой аудиторией, «разбудили» внутренние ресурсы, позволили почувствовать себя в роли артиста, дипломата, психолога… Ведь профессия учителя так разнолика!
Конкурсные занятия на всех этапах должны были быть иллюстрацией того, как в практической деятельности осуществляется все написанное и представленное в презентации опыта работы учителя. Учебное занятие (а не урок, потому что время ограничено 30 минутами, да и ситуация совершенно нестандартная), как самая центральная часть испытания, требовало от нас большого напряжения. Было необходимо детально продумать, как занятие впишется в контекст представляемой системы работы: каждый новый шаг – расширение и углубление позиции.
Важно, чтобы занятие было проблемным и было взаимодействие, диалог! Конечно, такое занятие своеобразно по содержанию, ориентированному на незнакомых детей. Важно не распылиться на множество проблем, понятий, вариантов: умение поставить цель, определить задачи и подобрать нужные для их решения средства – вот залог успешности учителя на конкурсе. Разумеется, при этом необходимы такие качества, как способность к импровизации, умение слушать детей, чутко реагировать на их вопросы и ответы, но при этом не дать увести себя в сторону. Быть раскованным и сдержанным одновременно, спокойным, но оперативно ориентирующимся в реальной ситуации. Замечу, что одним из важнейших качеств учителя в любой конкурсной ситуации является умение держать себя в руках, управлять своим творческим самочувствием. Заканчивается учебное занятие или мастер-класс ответами на возникающие вопросы и дискуссией о современных тенденциях развития образования.
В юности я вычитала в одной книге фразу, поразившую меня: «Господи, дай мне крылья, чтобы взлететь над миром!». Она потрясла меня тогда, живет во мне и теперь. Так вот: учитель не имеет права быть бескрылым; его крылья – творчество, источник вдохновения – дети, их загоревшиеся глаза. В учителе должна жить радость открытия, даже если он сам это открытие сделал давным-давно. Конкурс закончился, а в душе остался праздник творческого единения с учениками и коллегами. Общение с коллегами во время подготовки к конкурсам подарило мне замечательных наставников, верных друзей. Общение с жюри стало стимулом к осмыслению своей жизненной позиции, дальнейшему саморазвитию, самоутверждению.
Есть в подготовке и участии в конкурсах профессионального мастерства и издержки: трудно переключиться на другой вид деятельности, что непосредственно влечет за собой проблемы в организации трудового дня, выполнении ежедневных педагогических обязанностей, постоянно ощущается нехватка времени; возникает сомнение в правильности выбранного решения (а может, и не стоило начинать?). Но я думаю, что эти проблемы в принципе преодолимы, достаточно только оценить весь масштаб проделанной работы, «взвесить» объем полученной информации, проанализировать полученный опыт общения с коллегами – и сразу станет понятно, насколько обогатился багаж педагогического мастерства! Для учителя важно не только учить детей, но и учиться самому, а значит, не просто давать уроки, но и видеть, как это делают коллеги. Конкурс дает возможность видеть проблемы обучения и воспитания, пути модернизации столичного образования.
И еще одна парадоксальная особенность конкурса: общаясь и соревнуясь с конкурсантами, совершенно забываешь о том, что это соперники. Организаторам конкурса удалось выбрать такую концепцию его проведения, когда каждый участник – это не соперник, а член одной команды. С каким желанием мы помогали друг другу, старались подать руку помощи в трудную минуту, и даже где-то становится неловко, когда тот или иной участник выбывает из игры.
Участие и победа в конкурсе «Учитель года» не является конечным результатом деятельности учителя. Это огромная ответственность за свои будущие поступки, это тот рубеж, взяв который нельзя останавливаться, а надо идти дальше и дальше.
Конкурс – это очень емкий труд. К томуже труд не только мой, труд всей нашей гимназии во главе с Вадимом Эмильевичем Меламудом и окружного методического центра Восточного округа в лице Ольги Ивановны Жильцовой, психолога Елены Ивановны Фадеевой и учителя моего сына, никак не соглашавшегося на мое недельное отсутствие, Светланы Викторовны Брыловой. Поэтому чувствовалась огромная ответственность. За мной стояла группа товарищей, группа поддержки, и их нельзя было подвести. Нельзя было ударить в грязь лицом. Чувство ответственности довлело надо мной и не позволяло расслабиться. С огромной благодарностью за сотрудничество я вспоминаю каждый класс и учителей, поддерживающих и сопереживающих. Пользуясь случаем, хочу сказать самые искренние слова благодарности за ваши знания и опыт, терпение и мудрость, за ваш профессионализм и труд и пожелать безграничного счастья, стойкости перед всеми трудностями, успехов в нашей нелегкой, но очень увлекательной профессии.
Милана АРЗУМАНЯН, учитель биологии и экологии измайловской гимназии №1508
Комментарии