search
main
0

Мужской клуб. Война и мир премии «Дебют»

Независимую литературную премию «Дебют» вручали в этом году в шестнадцатый раз. Родившиеся в год ее основания, теперь уже и сами могут на нее претендовать, те же, кто получал «Дебют» в первые годы, например, драматурги Василий Сигарев и Денис Осокин, прозаик Сергей Шаргунов, уже давно стали серьезными игроками на поле отечественной словесности. Как и положено молодой растущей индивидуальности, «Дебют» переменчив и непредсказуем: здесь ежегодно меняется состав жюри, появляются новые номинации, некоторое время назад возраст соискателей был увеличен до 35 лет. Неизменным остается одно – премия дает шанс заявить о себе талантливым людям из любой точки планеты, пишущим на русском языке.

Все три произведения, попавшие в «короткий список» «Дебюта» в номинации , посвящены Великой отечественной войне: «Соколиный рубеж» из Подмосковья, «Безымянлаг» из Самары и «Квартира» ростовчанина . Сложно сказать, чего здесь больше – конъюнктуры, ведь на дворе год 70-летия Победы, или попытки молодого переосмысления давней трагедии. В любом случае, по словам , все три книги заслуживают внимательного прочтения. «Квартира» – повесть абсолютно пацифистская и невероятно поэтичная – рассказывает о том, как немецкий солдат во время боя оказывается забаррикодирован в пустом доме. Он ходит из комнаты в комнату, рассматривает вещи, принадлежавшие тем, кто жил здесь когда-то, по фотографии влюбляется в незнакомую девушку, а к финалу будто перерождается и осознает всю бесчеловечность происходящего. «Безымянлаг» – военный детектив и вместе с тем – серьезное историческое исследование, интересное и своей композицией и документальными деталями. А «Соколиный рубеж», получивший главный приз номинации, – это новая «Илиада», в которой под перестук языковых ритмов, как Гектор с Ахиллом, сошлись два летчика-аса – «красный сокол» и фашист.

Очевидную тенденцию последних лет – литература становится все более женской – «Дебют» в этом сезоне взял да и нарушил. Среди пятнадцати финалистов всего две девушки – поэт Анастасия Строкина и эссеист Дарья Верясова. А пьедестал почета и вовсе выглядит закрытым мужским клубом – впервые за всю историю премии, кстати. Впрочем, литературу вопросы гендерного равенства интересуют в последнюю очередь, тут совершенно другие критерии играют роль. Жюри под руководством писателя Андрея Геласимова на этот раз вообще хваталось за голову: уровень работ вырос настолько, что определить «короткий список», а уж тем более – победителей, оказалось задачей невероятно сложной. Поэтому почти каждый член жюри, отвечавший за ту или иную номинацию, объявляя имя «своего» лауреата, говорил и о тех авторах, кто остался в «длинном списке», хотя в другой год мог бы вполне стать абсолютным победителем. Поэт Владимир Губайловский отдал должное таланту московских поэтов Светланы Гусевой и Анны Маркиной и рижанки Елены Глазовой, а Андрей Геласимов отметил живущую в США Ольгу Брейнингер с ее романом «В Советском Союзе не было аддерола».Но игра есть игра, и призовой фонд нужно разделить только между пятью лауреатами. На победный миллион в номинации «Поэзия», помимо Анастасиии Строкиной, чьи стихи, по замечанию Владимира Губайловского, «сшивают рану мира», претендовали так же москвич Денис Безносов – «поэт сильного голоса» и петербуржец Владимир Беляев, чья «поэзия, как трава, растет на краю бездны». Бронзовая птичка – призовая статуэтка премии – улетела на берега Невы к Владимиру Беляеву.

В традиционно урожайной номинации «Малая проза», где в «длинном списке» сходятся все возможные стили и жанры, к финишу пришли Вадим Шамшурин из Петербурга, москвич Алексей Зайцев и в итоге объявленный победителем Глеб Диденко из Ростова-на-Дону. Диденко признался, что, когда попал в «длинный список», почувствовал, «будто пришел устраиваться на новую работу и в первый же день получил зарплату». Но, поразмыслив, стесняться передумал: «зачем подавать надежды, если не можешь их оправдать?!»

Самая непростая и неоднородная номинация – «Эссеистика». Заведующему кафедрой журналистики Ярославского педагогического университета Евгению Ермолину пришлось выбирать между документальной ироничной повестью Дарьи Верясовой «Муляка», посвященной волонтерам, спасавшим Крымск от наводнения, и глубокомысленными критическими и литературоведческими статьями петербуржца Алексея Конакова и новгородца Николая Подосокорского. Предпочтение было отдано Николаю Подосокорскому, разглядевшему масонский след в сказке Антония Погорельского «Черная курица, или Подземные жители». В своей «нобелевской речи» лауреат заявил, что в наше время, когда пространство свободного высказывания стремительно сужается, задача критика – освободить общество от навязанных ему стереотипов, предрассудков и табу.

Все три произведения, попавшие в «короткий список» «Дебюта» в номинации «Крупная проза», посвящены Великой отечественной войне: «Соколиный рубеж» Сергея Горшковозова из Подмосковья, «Безымянлаг» Андрея Олеха из Самары и «Квартира» ростовчанина Вячеслава Ставецкого. Сложно сказать, чего здесь больше – конъюнктуры, ведь на дворе год 70-летия Победы, или попытки молодого переосмысления давней трагедии. В любом случае, по словам Андрея Геласимова, все три книги заслуживают внимательного прочтения. «Квартира» – повесть абсолютно пацифистская и невероятно поэтичная – рассказывает о том, как немецкий солдат во время боя оказывается забаррикодирован в пустом доме. Он ходит из комнаты в комнату, рассматривает вещи, принадлежавшие тем, кто жил здесь когда-то, по фотографии влюбляется в незнакомую девушку, а к финалу будто перерождается и осознает всю бесчеловечность происходящего. «Безымянлаг» – военный детектив и вместе с тем – серьезное историческое исследование, интересное и своей композицией и документальными деталями. А «Соколиный рубеж», получивший главный приз номинации, – это новая «Илиада», в которой под перестук языковых ритмов, как Гектор с Ахиллом, сошлись два летчика-аса – «красный сокол» и фашист.

Шестнадцатый сезон «Дебюта» закрыт, но, как заверила гостей торжественной церемонии координатор премии, писатель Ольга Славникова, все самое интересное только начинается. «Дебют» традиционно берет своих авторов «под крыло», в частности, может помочь и в издании их произведений.В связи с невероятным наплывом детских сказок и повестей для подростков, учредитель «Дебюта» Андрей Скоч принял решение учредить специальный приз – за лучшее произведение для детей и юношества. Он достался Дмитрию Бучельникову из Сочи и его повести «Маджара», написанной сочным языком, воссоздающей особый социальный мир с балканским колоритом.

Фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте