Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Мудрый совет. Выпуск 1

Дата: 26 сентября 2014, 09:23
Автор:

Уважаемые читатели сайта! Мы открываем новую рубрику в рамках раздела «Сценарии» электронной методической копилки. Вести ее будет два раза в месяц наша автор, опытный учитель, кандидат филологических наук, преподаватель английского языка из Новосибирска Нина Коптюг.

Советы предназначены для молодых учителей, но наверняка пригодятся и преподавателям со стажем, ведь учиться никогда не поздно…

Нина Мартиевна Коптюг готова не только делиться своими идеями, но и принимать вопросы по электронной почте nkoptyug@yandex.ru. И отвечать на них здесь, на сайте. Пишите! Читайте! Итак, мы начинаем!

Планирование урока: личностный подход

Мой опыт показывает, что успешное планирование урока зависит от нескольких факторов.

Познание никогда не останавливается.

Сколько лет нужно изучать предмет, чтобы его хорошо знать? Вопрос, который часто задают молодые педагоги, меня озадачивает. Еще больше впечатляет заявление молодой девушки, работающей в школе первый год: «Ну, английский я уже знаю!». Студенты рассказывают, что некоторые преподаватели над ними смеются: «Зачем вы пользуетесь словарями, что, до сих пор не выучили язык?» Здесь и кроется проблема. Мы учимся всю жизнь. В любом языке есть многозначные слова, омонимы. Если пытаться выученное во втором классе единственное значение из десяти «прилепить» ко всем случаям использования внешне знакомого слова, непременно окажешься в сложном или глупом положении. С другой стороны, если лишний раз проверить себя, воспользоваться словарем, можно узнать много нового. Возьмем простой пример, одну из часто встречающихся в понимании и переводе ошибок. Английское слово date означает дата, свидание. Вопрос What\’s the date today? означает «Какое сегодня число (дата)?». Фраза It\’s a date переводится как «Это свидание» или просто «Договорились (о встрече)». А как тогда понять следующую информацию: I like dates. Или еще лучше: She eats dates. Что же она ест? Словарь помогает: десятым пунктом среди значений слова указано финик. Кроме того, и учителя, и ученики часто путают date и data – данные.

Как повышать свой уровень?

Потратьте несколько минут еждневно на чтение книги в оригинале; посмотрите сериал или видео-клип без перевода; посетите образовательный сайт. Если не хватает сил и времени в будни, можно выделить «урок», то есть наши привычные 40 минут, на то, чтобы посидеть с книжкой и словарем один раз в неделю. Чем больше знаний вам удастся накопить, тем увереннее вы будете себя чувствовать в классе, тем легче будет готовиться к занятиям. Расширять собственный кругозор всегда полезно. Если, например, ваши ученики с трудом воспринимают саму идею артиклей, приведите близкие им по возрасту примеры из современной литературы и кино. В начальной школе дети с восторгом повторяли за мной: Beauty and the Beast. Красавица – без артикля, потому что это ее имя; Чудовище – с артиклем, потому что чудовища бывают разные. Мой серьезный комментарий к неизбежной на первых порах ошибке, а именно к «потерянному» артиклю, вызвал гомерический смех. «Ты считаешь, что Чудовище – это имя? Кто бы хотел, чтобы его так звали?». Шутка, использованная вовремя, и здоровый смех помогают детям запомнить сложное понятие. Подростки были потрясены, когда я показала им клип из популярного фильма «Сумерки», нажимая паузу каждый раз, как герои произносили любой артикль. Даже вампиры используют в речи эту частицу! Случайно найденная цитата из интервью с молодым актером Робертом Паттинсоном, где он выражает благодарность своей учительнице английского языка, помогла закрепить тему. Можно вывести на экран электронной доски небольшой текст и предложить ученикам найти в нем все артикли (глаголы в сослагательном наклонении, имена собственные и т.д.) Полезно выяснить, что именно интересует ваших учеников сегодня, и приводить примеры, созвучные их интересам. Сага «Сумерки» меня лично не привлекает, но я знаю, что все подростки ее смотрят. Сказки, конечно, остаются вечным помощником при работе с малышами.

Приобретите методическое пособие на английском языке.

Современные наборы британских учебников для любого уровня обычно включают в себя книгу для учителя. Если у вас есть методички только на вашем родном языке, полезно иметь хотя бы одно пособие на иностранном языке, выпущенное хорошим издательством, – Pearson, Oxford или Cambridge. Начав работать в школе, я уже имела опыт преподавания в университете. Мой уровень знания английского языка был высок, но я не знала, как вести занятия с детьми. Помогало то, что я умела справляться с любой аудиторией и никогда не видела дисциплину как проблему. Читая методическое пособие для учителя, изданное в Великобритании, я поняла, что могу на первых порах почти не готовиться к занятиям. Каждая стадия урока была тщательно расписана, начиная с приветствия. Все упражнения приводились с ответами, все тексты для прослушивания были расшифрованы, кроме того, многие страницы можно было копировать и использовать как раздаточный материал. Сайт English To Go был запущен примерно в то же время, и я начала писать собственные разработки уроков, обучаясь по ходу дела с помощью замечательных редакторов.

Ведите свой хронометраж.

Что такое 40-50 минут? Придя в школу после вуза, молодые педагоги должны научиться решать эту загадку. Много или мало можно вместить в такой промежуток времени? В учебном плане указана тема и количество отведенных на нее уроков, но как нам узнать, что займет пять минут, а что полчаса? И как быть с той девочкой или тем мальчиком, которые всегда есть в каждом классе? Вот вы все объяснили, написали, нарисовали, раздали, показали, даете упражнение на проверку усвояемости. И сразу вверх тянется знакомая рука: «А что надо делать?» Вы же только что все «разжевали»! Не надо тратить время на повторные объяснения. Пусть класс занимается упражнением, а вы присядьте рядом с ним или с ней и тихо кратко повторите задание. Думаю, у психологов есть название для этого явления. Хорошая книга для учителя – надежный советчик и по распределению времени, так как в ней обычно указано примерное количество минут, необходимых для выполнения того или иного этапа. Но опыт учит нас, что нет двух одинаковых классов и нет двух одинаковых учеников. Хронометраж требует практики. Мы можем мысленно представить себе весь урок, отметить количество минут, написать на доске всю схему урока. Потом на улице грянет мороз минус 30, физик устроит неожиданную контрольную или физрук объявит сдачу нормативов. Вы войдете в класс и увидите детей, буквально лежащих на партах. Или вы подготовите тест на весь урок, но в одном классе ученики просидят над ним еще и перемену, а в другом они все сделают за двадцать минут и спросят, что делать дальше. Старый постулат всегда будьте готовы к неожиданностям отлично применим к принципу личностного подхода в образовании. Носите с собой резервные задания для одних и будьте готовы сократить повторяющиеся пункты для других.

Дети любят все необычное, их привлекает соревновательный момент. Иногда я зачитывала своим классам план урока из книги для учителя, предварительно выписав основные пункты на доске, и предлагала им сравнить идеальный план с реальностью. Смогут ли они выполнить все задания так, как это предложено во взрослом пособии? Например, на доске могло быть написано по-английски следующее:

1)      Речевая разминка. 2 минуты.

2)      Введение в новую тему. 3 минуты.

3)      Чтение текста. 5 минут.

4)      Диалоги. 5 минут.

5)      Упражнение. 10 минут.

6)      Прослушивание. 8 минут.

7)      Прочтите короткий параграф на тему. Теперь напишите пересказ или краткое сообщение о себе/своих друзьях. 10 минут.

8)      Вопросы. 5 минут.

Любо-дорого было смотреть, как весь класс энергично трудился над самой скучной темой, сверяяясь с написанным на доске поминутным планом.

Для экономии времени всегда пишите домашнее задание на доске заранее.

Как избежать «перегорания», то есть переутомления и разочарования.

Прежде, чем вы начнете работать в школе, проанализируйте собственные ожидания. Если вы надеетесь на то, что все пойдет гладко, что дети будут сидеть по стойке «смирно» и впитывать то, что вы им объясняете, а родители всегда будут относиться к вам с пониманием и поддержкой; если вы ждете от всех коллег дружелюбия и готовности помочь, вас ждет большое разочарование. Удивительно, но факт: дети и взрослые – это просто люди. Любая школа – это модель общества в целом. То, что вы видите вокруг себя вне образовательного учреждения, вы найдете и в стенах школьного здания. Половина современных детей растет с одним родителем, либо в новой семье, со сводными братьями и сестрами. Значит, не все ваши ученики будут из типичных семей. Изучая одну из самых первых тем для начинающих, я никогда не задавала школьникам вопрос из учебника: «На кого ты похож?». Многие этого просто не знают, и вопрос может причинить им боль. Мы видим на улице взрослых, которые кричат на малышей, слышим в транспорте ругань, вечером обходим подвыпивших скандалистов. Любой из них может оказаться родителем сидящего перед вами ребенка. Классная руководительница, к которой вы собирались обратиться за помощью, может оказаться вашей бывшей учительницей, и вы не забыли, как она кричала на ваш класс. Что делать? Создавать свою собственную группу поддержки, знакомиться с родителями учеников, находить единомышленников среди коллег.

С первого года работы начните собирать свои собственные материалы, раскладывайте их по папкам, как реальным, так и виртуальным.

Попробовав любой новый вид упражнения, вы увидите, «идет» или «не идет». Так вы начнете процесс сложения, вычитания, деления и умножения, а продолжаться он будет всю жизнь. Постепенно вы накопите материалы по интересам учащихся: это пойдет в математическом классе, а это – в общеобразовательном; здесь лежат наработки для открытых уроков (мы все знаем, что повседневная жизнь – совсем не то, что открытый урок для школьной администрации, гостей из области или жюри конкурса). Обязательно откладывайте материалы, интересующие лично вас. Умудренные жизнью старшеклассники всегда радостно воспримут необычный ракурс, маскирующий привычную тему.

Ощущение подавленности, разочарования, а временами и желание все бросить естественны.

Читая требования к учителям, слушая родителей, обучая детей, я часто думаю о том, какая нагрузка возлагается на современного педагога. Если мы должны дать образование всем детям, воспитать достойных граждан, уметь обращаться с родителями, написать груду планов и отчетов, освоить современные технологии, выстроить дружеские отношения с коллегами, постоянно повышать свою квалификацию, справляться с реформами, наверное, мы должны иметь зарплату на уровне министров или банкиров.

Есть такая учительская фраза: «Ложусь спать и просыпаюсь с детьми». Особенно с проблемными детьми. У каждого педагога есть несколько учеников, о которых он или она думает куда больше, чем родители (если они есть). Что же, мы ежедневно работаем с живыми людьми. Нужно учиться властвовать собой. Невозможно забыть школьные заботы, отключиться от анализа событий дня, выкинуть из головы мысли о сложном ребенке. Но нужно учиться контролировать собственные эмоции, чтобы не пострадала ваша собственная семейная жизнь. Если вы чувствуете себя вымотанной, дайте себе отдых. Что вам помогает? Прогулка, если погода позволяет; встреча с друзьями, работающими в другой сфере. Послушаешь чужие проблемы – и тебе станет легче. Может быть, стоит посмотреть очередное «мыло» или боевик. Вносите разнообразие в свою жизнь. Быть учителем нелегко, но когда удается добиться успеха, когда вы спустя годы слышите слова благодарности, вы понимаете: другой такой профессии нет!

Полезные сайты:

Teaching English

The Free Dictionary

IEARN

European School Network

English To Go

Нина Коптюг, кандидат филологических наук.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt