search
main
0

Московским школьникам рассказали о массовых репрессиях в СССР в рамках Урока Памяти

30 октября, в День памяти жертв политических репрессий, для участников творческой смены \”Академия полезных действий\” Московского Дворца пионеров провели Урок Памяти. В роли ведущего урока выступил Константин Андреев, руководитель образовательного центра Государственного музея истории ГУЛАГа.

\”Дети рассуждали о ценности человеческой жизни, поднимаясь над повседневностью учебы, социальных сетей, смартфонов. В словах их все четче проступали искренность и понимание того, о чем они говорят\”, — поделился своими впечатлениями по итогам занятия Константин Андреев. Сценарий урока разработали специалисты Музея истории ГУЛАГа. Понимая ограниченность времени и небогатые знания современных школьников по истории страны, авторы решили в основу заложить ключевые вопросы: С кем это было? Когда это было? Где это было? Как это было?\”Вопросы были взяты, чтобы сконцентрировать внимание ребят на самом основном и побудить их к рассуждению и фиксации самого очевидного в массовом терроре в Советском Союзе\”, – пояснил Константин Андреев.130 столичным школьникам выпала возможность поработать с этими вопросами в разных формах. Авторы урока придумали множество упражнений для работы над ними. Все они доступны как на сайте Музея истории ГУЛАГа, так и на портале Московской электронной школы.Четыре основных вопроса задавали не только логику встречи с подростками, но и дополняли урок восприятием аудитории (с кем?), времени (когда?), места (где?), алгоритма (как?). Таким образом, московские старшеклассники в День памяти жертв политических репрессий в загородном детском центре \”Команда\” с помощью разных активных форм узнали об этой трагической странице истории нашей страны.\”Каждая применяемая форма – это возможность как отдельному участнику Урока, так и всей группе сформулировать и воспринять как вопрос, так и ответ. Например вопрос \”С кем?\” требует входа с помощью смартфонов в базу данных жертв политического террора в СССР. Ребята заходят на этот сайт, ищут своих однофамильцев. Кто-то параллельно пишет своим мамам и папам с вопросом \”Как звали прадедушку?\”, кто-то находит свою прабабушку в списке, кто-то задает вопрос, что такое \”10 лет ИТЛ\” [исправительно-трудовой лагерь] или \”ВМН\” [высшая мера наказания]. Ребята фиксируют информацию на стикерах, выбирая красный или зеленый – как символ расстрела или выживания, но осуждения\”, — рассказал Константин Андреев.Отвечая на вопрос \”Когда?\”, старшеклассники размещали эти стикеры на линии времени. 130 разноцветных стикеров группировались, соотносясь со сложной выборкой по годам. Один из школьников подвел итог, фиксируя внимание на 1937-1938 годах как времени с наибольшим количеством арестов и расстрелов.Следующий вопрос \”Где?\” дал возможность ребятам узнать, что в 1930-е годы на территории загородной базы, где они находились, был лагерный пункт Дмитровлага. Для многих эта информация – серьезная новость, так как некоторые из старшеклассников даже допустить не могли, что ГУЛАГ оставил отпечаток на месте их детства, отдыха и встреч с друзьями.Отвечая на вопрос \”Как?\”, ребята читали воспоминания о количестве арестованных, находящихся в камере следственной тюрьмы. Текст дал вводные цифры: в камере площадью примерно 12 квадратных метров в течение двух месяцев находилось около 24 человек. Сухая констатация мешает осознанию.— Но нам доступна механика и групповая динамика упражнения! — уверен Константин Андреев. — Я предлагаю провести эксперимент. На полу малярным скотчем обозначаю контур 3 на 4 метра. Внутрь прямоугольника встает 24 человека. И это начинает работать. Это вызывает огромное количество вопросов, так как школьники (да и взрослые) видят, что это не только некомфортно, это нечеловечно!Эксперимент кому-то может показаться игровым элементом…— \”Игра\” здесь недопустима, — уверен ведущий. — К этому упражнению ребята относятся как к эксперименту, ведь они только познакомились с документом и пытаются разными формами понять его, реконструировать, не умаляя темы и памяти. И даже вопросы, которые могут показаться смешными опытным историкам в детской аудитории звучат серьезно, так как ребята, многие их которых никогда не слышали про ГУЛАГ и про культ личности, искренни в своих попытках понять, разобраться, узнать. И эту искренность предать .Упражнения перемежались просмотром видеозаписей интервью бывших заключенных лагерей и детей репрессированных, а также обсуждениями, которые порождали все больше вопросов.Финал урока – видеообращение тех, кто сегодня сохраняет эту память: историков, операторов, волонтеров, художников. На вопрос, что мы можем делать, чтобы сохранять память, одна из старшеклассниц ответила: \”Многие, проводя мероприятия в школе, помнят \”для галочки\”! А сейчас очень нужны неформальные мероприятия, рассказывающие о прошлом\”.Расходясь, дети обсуждали урок: кто-то рассказывал, что нашел в списке своего прадедушку, кто-то показывал переписку с родителями, которые в соцсетях прислали фото справки о реабилитации родственника.

Сценарий урока разработали специалисты Музея истории ГУЛАГа. Понимая ограниченность времени и небогатые знания современных школьников по истории страны, авторы решили в основу заложить ключевые вопросы: С кем это было? Когда это было? Где это было? Как это было?

\”Вопросы были взяты, чтобы сконцентрировать внимание ребят на самом основном и побудить их к рассуждению и фиксации самого очевидного в массовом терроре в Советском Союзе\”, – пояснил Константин Андреев.

130 столичным школьникам выпала возможность поработать с этими вопросами в разных формах. Авторы урока придумали множество упражнений для работы над ними. Все они доступны как на сайте Музея истории ГУЛАГа, так и на портале Московской электронной школы.

Четыре основных вопроса задавали не только логику встречи с подростками, но и дополняли урок восприятием аудитории (с кем?), времени (когда?), места (где?), алгоритма (как?). Таким образом, московские старшеклассники в День памяти жертв политических репрессий в загородном детском центре \”Команда\” с помощью разных активных форм узнали об этой трагической странице истории нашей страны.

\”Каждая применяемая форма – это возможность как отдельному участнику Урока, так и всей группе сформулировать и воспринять как вопрос, так и ответ. Например вопрос \”С кем?\” требует входа с помощью смартфонов в базу данных жертв политического террора в СССР. Ребята заходят на этот сайт, ищут своих однофамильцев. Кто-то параллельно пишет своим мамам и папам с вопросом \”Как звали прадедушку?\”, кто-то находит свою прабабушку в списке, кто-то задает вопрос, что такое \”10 лет ИТЛ\” [исправительно-трудовой лагерь] или \”ВМН\” [высшая мера наказания]. Ребята фиксируют информацию на стикерах, выбирая красный или зеленый – как символ расстрела или выживания, но осуждения\”, — рассказал Константин Андреев.

Отвечая на вопрос \”Когда?\”, старшеклассники размещали эти стикеры на линии времени. 130 разноцветных стикеров группировались, соотносясь со сложной выборкой по годам. Один из школьников подвел итог, фиксируя внимание на 1937-1938 годах как времени с наибольшим количеством арестов и расстрелов.

Следующий вопрос \”Где?\” дал возможность ребятам узнать, что в 1930-е годы на территории загородной базы, где они находились, был лагерный пункт Дмитровлага. Для многих эта информация – серьезная новость, так как некоторые из старшеклассников даже допустить не могли, что ГУЛАГ оставил отпечаток на месте их детства, отдыха и встреч с друзьями.

Отвечая на вопрос \”Как?\”, ребята читали воспоминания о количестве арестованных, находящихся в камере следственной тюрьмы. Текст дал вводные цифры: в камере площадью примерно 12 квадратных метров в течение двух месяцев находилось около 24 человек. Сухая констатация мешает осознанию.

— Но нам доступна механика и групповая динамика упражнения! — уверен Константин Андреев. — Я предлагаю провести эксперимент. На полу малярным скотчем обозначаю контур 3 на 4 метра. Внутрь прямоугольника встает 24 человека. И это начинает работать. Это вызывает огромное количество вопросов, так как школьники (да и взрослые) видят, что это не только некомфортно, это нечеловечно!

Эксперимент кому-то может показаться игровым элементом…

— \”Игра\” здесь недопустима, — уверен ведущий. — К этому упражнению ребята относятся как к эксперименту, ведь они только познакомились с документом и пытаются разными формами понять его, реконструировать, не умаляя темы и памяти. И даже вопросы, которые могут показаться смешными опытным историкам в детской аудитории звучат серьезно, так как ребята, многие их которых никогда не слышали про ГУЛАГ и про культ личности, искренни в своих попытках понять, разобраться, узнать. И эту искренность предать .

Упражнения перемежались просмотром видеозаписей интервью бывших заключенных лагерей и детей репрессированных, а также обсуждениями, которые порождали все больше вопросов.

Финал урока – видеообращение тех, кто сегодня сохраняет эту память: историков, операторов, волонтеров, художников. На вопрос, что мы можем делать, чтобы сохранять память, одна из старшеклассниц ответила: \”Многие, проводя мероприятия в школе, помнят \”для галочки\”! А сейчас очень нужны неформальные мероприятия, рассказывающие о прошлом\”.

Расходясь, дети обсуждали урок: кто-то рассказывал, что нашел в списке своего прадедушку, кто-то показывал переписку с родителями, которые в соцсетях прислали фото справки о реабилитации родственника.

Сотрудники Музея ГУЛАГа уверены, что подобные уроки важны для старшеклассников. Они укрепляют связи между поколениями, формируют единство культурного пространства и любовь к Родине. Музей приглашает школьников 10–11 классов на экскурсии по экспозиции, кукольные спектакли, кинопоказы, мастер-классы и сюжетно-ситуационные игры. Также здесь ждут педагогов для обсуждения возможностей использования современных музейных технологий в образовательном процессе.

Читайте также:Константин Андреев, Москва: О репрессиях я узнал в раннем возрасте http://www.ug.ru/insight/657.Фото из личного архива Константина Андреева

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте