search
main
0

Московских десятиклассников обяжут писать «метапредметное» сочинение, но разрешат заглядывать в Интернет

Не прошло и месяца, с того времени как на сайте Президента РФ появилось поручение о совершенствовании ФГОС и введении (или возвращении?) итогового сочинения, а Москва уже взяла под козырек.

5 декабря на пресс-конференции в столичном Департаменте образования стало известно о том, что в 2014 году московским десятиклассникам придется в рамках промежуточной аттестации писать сочинение, которое будет влиять на итоговую оценку по предмету за десятый класс.

Почему именно десятый класс, а не девятый или одиннадцатый? Промежуточная, а не итоговая аттестация? Дело в том, как пояснила Марианна Лебедева, директор городского методического центра, что согласно закону регулировать вопросы итоговой аттестации может лишь государство, а промежуточная проходит в порядке, установленном образовательной организацией. Однако несложно предположить, что это нововведение может стать апробацией более серьезного испытания для выпускников последующих лет.

«Сочинение на аттестат зрелости»

Видимо, исходя из уже опубликованной критики по поводу предложенного президентом возвращения сочинения, Виктор Фертман, директор Государственной столичной гимназии, изначально занял оборонительную позицию по защите нововведения. Как выяснилось, итоговое сочинение будет представлять собой не текст на литературоведческую тему, какой мы привыкли писать на уроках литературы, но нечто «метапредметное», интегрирующее знания по тем предметам, которые дети изучали в течение 10 лет в школе:

– Речь идет о написании сочинения, к которому руку приложат все учителя образовательного учреждения – от первого учителя начальных классов до выпускающего учителя литературы. В нем сходятся история, обществознание, география, физика – практически весь комплекс предметов и областей, которые существуют в наших образовательных программах.

Иначе говоря, школьнику предложат порассуждать на некую тему, что потребует, возможно, привлечения собственного жизненного опыта, примеров из биографий известных личностей или литературных героев, исторических или научных фактов…

– Это сочинение дает возможность посмотреть на результаты нашей образовательной деятельности несколько с другой стороны, – считает Виктор Фертман. – Я говорю, во-первых, о возможности оценить уровень реализации ФГОС в той части, где речь идет о метапредметных навыках. И во-вторых, о том, что сочинение, написанное старшеклассником, становится неким критерием социальной зрелости. Недаром раньше существовал термин «сочинение на аттестат зрелости». И посмотреть на уровень этой социальной зрелости очень сильно помогает сочинение.

По словам Инны Карповой, заслуженного учителя РФ и учителя русского языка и литературы школы №1231, именно сочинение позволяет ученику проанализировать прочитанный текст, услышать и научиться слушать чужие мнения, пофантазировать, размышлять, обосновывать свою точку зрения, приводить цитаты из произведений, что подчеркивает эрудицию учащихся. «И это очень важно, потому что мы с вами знаем, что письменная речь труднее, чем устная», – подчеркнула учитель.

– Десятиклассники уже в полном объеме владеют навыками и научно-исследовательской, и проектной, и тем более социальной деятельности, поэтому достойно, кончено, справятся, с написанием сочинения на любую тему, не важно, будет ли это литературоведческая или историческая тематика, – уверена Галина Можейко, кандидат филологических наук и учитель русского языка и литературы школы №1479. – Для них не составит никакого труда изложить свои мысли в письменной форме и, главное, продемонстрировать свою социальную зрелость, приобщенность к национальной культуре и семейным ценностям.

Как будет проходить испытание

О подробностях проведения итогового за 10-й класс сочинения рассказала Марианна Лебедева. По её словам, темы станут известны лишь в день сочинения. Дата проведения будет установлена учредителем, о ней заранее уведомят все образовательные организации Москвы.

– Опираться в сочинении учащиеся смогут на собственный жизненный опыт, на прочитанные книги, – перечислила директор. – Скажу больше, даже если наш ученик, может, даже не самый успешный в учении, но тем не менее прочитал хотя бы одну книгу из ста предложенных, он наверняка сможет справиться с задачей.

Оговоримся, речь идет о списке книг, предложенных опять же президентом для обязательного прочтения каждым школьником. О нем выступающие упоминали не раз, волей-неволей подчеркивая, что исполнение новой инициативы президента фактически зависит от предыдущей.

– Учащемуся предстоит найти связь между данными науки и извечными вопросами жизни и нашего бытия, сформулировать собственное отношение к тем или иным морально-этическим проблемам, – продолжила Марианна Лебедева. – Мы предполагаем, что сочинение будет представлять собой текст, который выражает жизненную позицию, а не только социальную зрелость.

Критерии оценки сочинения в принципе будут стандартными. Это соответствие орфографическим, пунктуационным, грамматическим и речевым нормам русского языка, соответствие теме, полнота её раскрытия, фактическая точность, умение аргументировать, связность текста, логика, композиционное оформление, личностная позиция.

Как сообщила руководитель, создавать темы не будут те учителя, которые работают с детьми в 10-11-х классах. Для этого учредитель создаст специальную комиссию. А вот проверять выполненные работы будут как раз-таки учителя школ.

И наконец, пользоваться ребятам в ходе написания сочинения можно будет фактически любыми источниками информации – словарями, книгами, Интернетом…

Недоработано или «для галочки»?

…да-да, именно Интернетом. Журналисты, не поверив своим ушам, даже переспросили об этом у организаторов.

– Учащимся всегда предоставлялась возможность пользоваться текстами, какая разница, где ребенок получит этот текст – из книги или Интернета, – ответила Марианна Лебедева, добавив, что если текст есть в телефоне, можно пользоваться и им.

Естественно, возникает вопрос: а как же списывание? Ведь, имея доступ к Сети, ученик получает массу нечестных возможностей: скачать готовый текст или его часть, попросить знакомого или нанятого за деньги человека написать за него и т. д.

На что руководитель парировала:

– Давайте будем доверять нашим детям и уважать их. Мы пока что ни разу не поймали их на списывании во время сочинения. Это взрослые, очень серьезные и интересные люди, которые во многих вещах знают больше, чем взрослые.

И это притом что десятью минутами ранее из уст Виктора Фертмана прозвучало: «…это не возврат к старой системе – бессмысленные затраты, триста тем сочинений в открытом варианте, повальное списывание – то, что мы с вами имели много лет, до последних пяти или семи».

То есть за последние 5-7 лет подростки стали сознательнее? Или Виктор Александрович их не уважает? В любом случае такое объяснение чиновника показалось, мягко говоря, странным. Куда адекватнее оказалась позиция Инны Карповой, которая сказала о том, что каждый учитель знает уровень и рост своего ученика и сможет оценить самостоятельность выполненной им работы. Однако пока остается непонятным, как доказать возможную «несамостоятельность»? Даже проверка на «антиплагиате» не спасет, если за школьника сочинение написал некий помощник.

Не до конца раскрытым оказался и вопрос, касающийся тем сочинения. Ни одной конкретной темы для примера никто из выступающих не назвал. Марианна Лебедева уточнила лишь, что они будут общекультурными. По её словам, такова была инициатива учителей, тем более что следующий год объявлен Годом культуры. Виктор Фертман также воздержался от современных примеров, уйдя в рассуждения, на какие темы писали сочинения в XIX веке («Почему жизнь сравнивают с путешествием?», «Родина или чужая сторона?», «О скоротечности жизни?», «Какие предметы составляют богатство России и почему?», «На чем основывается духовная связь между предками и потомками?»), и намекнув, что сделал он это не зря.

Как бы то ни было, ясно одно: вопрос о введении в Москве сочинения, как формы итоговой работы, пусть пока промежуточной, уже решен. Другое дело, что некоторые моменты кажутся пока не до конца доработанными (как с Интернетом, например). Так к чему же спешка? Ведь разговоры о сочинении в 10-м классе велись и раньше. Или, если это сделано нарочно, есть ли смысл в таком испытании? Не для галочки ли оно будет? Возможно, ответы лежат на поверхности: много внимания уделяет в последнее время этому вопросу наш глава государства.

Фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте