search
main
0

Могу я практику с вами?. Мудрый совет. Выпуск 67

Время бежит быстро, не успели оглянуться – уже сентябрь. Дети бегут в школу с букетами цветов. Первоклассники волнуются, начиная новую жизнь, умудрённые опытом подростки снисходительно смотрят на малышей. Учительское сердце вздрагивает, хочется надеяться на лучшее, и, как всегда, мы готовы к неожиданностям.

Что нового ждёт нас в преподавании иностранных языков, что окажется на первом плане? Экзамены пока далеко, можно дать себе время подумать над новыми методиками, поискать новые материалы, в том числе в сети, чтобы использовать их на уроках и для саморазвития.

Летом я общалась с людьми из многих стран. Хотя все говорят по-английски, пусть и на разном уровне, общение идёт гораздо легче, когда знаешь три базовых слова: здравствуйте, спасибо, пожалуйста. Если нужно, остальные слова сегодня легко выучить на ходу. Открываем Google, вводим в поиск нужную фразу, слушаем произношение, повторяем. И спрашиваем, например, ключ от своей комнаты в гостинице на французском, испанском, итальянском языке. Зачем это делать? \”Ничто не даётся нам так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость\”, – заметил как-то Мигель Сервантес. Покажите эту функцию Google свои ученикам, предложите поиграть с разными языками, за пять минут научиться приветствовать друг друга на различных наречиях. Вряд ли им такое приходит в голову. В дальнейшем можно использовать нехитрый приём для проверки усвоения лексики, произношения. Современные дети практически приклеены к какому-нибудь гаджету, но далеко не всегда задумываются о том, что его можно использовать для поиска информации по предмету, для повышения собственного культурного уровня. С помощью ИКТ сегодня легче отрабатывать как отдельные звуки, так и интонацию.

Несложно обучить школьников строить разные типы вопросов. Выучили грамматические правила, потренировались, написали контрольную и пошли дальше. Куда труднее научить понимать все варианты ответов. How do I get to your school? – Follow the road, take first left, second right, the school is right around the corner. Предложите ученикам объяснить иностранцу, как найти вашу школу. Простое на первый взгляд задание иногда ставит в тупик и опытных преподавателей.

В последние годы мне стало казаться, что лучше и быстрее всех иностранный язык учат не специалисты, не студенты. Обратите внимание на сферу обслуживания в разных странах. В отеле, на вокзале, в транспорте, в кафе или ресторане сотрудники свободно переключаются с языка на язык. Мне приходилось слышать, как кассир на автовокзале в Испании отвечала на вопросы туристов из Германии, США, России. Владелец пиццерии приветствовал посетителей на пяти языках. Дежурная на стойке отеля отвечала на звонки на семи языках. Конечно, они не говорят свободно, но умеют общаться в рамках требований их профессии.  Продавщица в итальянской булочной спросила меня, из какой я страны, и очень обрадовалась, когда я сказала, что из России: \”Могу я практику с вами?\” Не совсем верно грамматически, но вполне понятно. Честно сказать, приятно, что все больше людей в мире учат русский язык.

Я часто спрашиваю представителей разных профессий, как, где они изучали иностранные языки, в чем была их мотивация. Обычно сначала ходили на краткие курсы, где усваивали лексику, необходимую для работы. Потом продолжали постоянно повышать свой уровень. Когда возникла потребность общения не только на английском, но и на русском, занимались уже самостоятельно. Усвоив базовую профессиональную лексику на одном языке, не так сложно расширить свои познания и добавить в \”копилку\” ещё один язык. Основная мотивация – работа, желание продвинуться по службе.

Пришлось столкнуться и с современным вариантом мультилингвизма, как это явление называют специалисты. В европейском городе из парка на нас вдруг выбежала небольшая группа африканских мигрантов с криками \” Money! Деньги!\”  Прибыв нелегально в богатую Европу, они быстро выучивают ключевые слова и требуют что угодно на разных языках.

Школьники, особенно подростки, сегодня желают знать, зачем нужен тот или иной предмет, как он пригодится им в жизни. Легко ответить будущему гениальному физику или математику: \” Будешь получать Нобелевскую премию, придётся говорить речь, ты же не хочешь, чтобы я за тебя краснела\”. Что сказать будущему шофёру, продавцу, медсестре? Давайте подумаем над мотивацией. Коммуникативный подход неразрывно связан с личностным.

Нина Коптюг, кандидат филологических наук, Новосибирск

Все выпуски рубрики \”Мудрый совет\”

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте