search
main
0

Мизансцена вместо урока. или Не стоит опережать события

Понятие «предшкольное образование» Петербургу не кажется неизвестным, поскольку несколько лет назад регион одним из первых участвовал в эксперименте по обучению шестилеток. Опыта, как говорят специалисты, накоплено достаточно. По словам заместителя председателя Комитета по образованию правительства Санкт-Петербурга Петра Анатольевича БАРАНОВА, в этом учебном году через систему повышения квалификации будет проходить подготовка кадров для предшкольного обучения детей. Задача, несомненно, сложная, поскольку связана в большей степени с психологией тех, кто будет проводить занятия с детьми.

– Когда мы говорим о предшкольной стадии, то ее ни в коем случае нельзя отождествлять с начальным обучением. Есть такой соблазн: в рамках предшкольного обучения именовать занятие «уроком». Это недопустимо. В чем смысл предшкольного обучения? Через занятие мы должны в первую очередь обращать внимание на организацию деятельности учащегося. Когда ученик приходит в первый класс, то это одна из основных проблем.

– Какова будет продолжительность занятий?

– По рекомендациям Минобрнауки и Института возрастной физиологии занятия должны проводиться в течение трех дней в неделю, в день по три занятия по 30 минут и часовой перерыв, а также прогулка после первых двух занятий. При этом мы уже думаем о том, какую создать мизансцену в помещении, где будут проводиться занятия. Это традиционное для ДОУ деление площади комнаты на зоны, но зоны должны быть другие: первая – для учителя, вторая – для групповой, коллективной работы учащихся и третья – для индивидуальной работы учеников. «Предшкольное обучение» – понятие новое, но не нужно думать, что оно потребует дополнительной оплаты от родителей. Главный принцип, которым мы руководствуемся, – бесплатность услуги. И второй важный принцип: предшкольное обучение должно быть направлено на развитие личности ученика.

В нашем городе есть опыт обучения шестилеток: на базе детских садов, на базе школ существовали группы раннего развития. Но это немного другой опыт. Здесь речь идет о предшкольном обучении. Его цель – не понизить возраст освоения знаний. Возраст детства должен быть самоценностью. Если мы начнем из начальной школы спускать знание, заставлять ребенка осваивать его да еще ставить баллы, оценивать, то можем нанести будущему ученику большую психическую травму. Сегодня многое зависит от того, как быстро сумеет перестроиться вся система дошкольного образования. Сразу подчеркну, что предшкольное обучение не будет вводиться повсеместно. Чтобы его вводить, тем более массово, нужно подготовить кадры. И это на сегодняшний день – задача номер один.

– Где будет проходить подготовка воспитателей?

– Она будет проходить, и мы это уже включили в план-заказ на новый 2005-2006 учебный год, на базе Санкт-Петербургской академии последипломного педагогического образования. Еще раз замечу, что обучаться будут не все воспитатели и руководители ДОУ, а только те, кто проявляет к этой проблеме интерес и где созданы необходимые условия.

– Есть опасение, что воспитатели превратят предшкольное обучение в начальную ступень школы.

– Такой соблазн действительно имеется, но цель предшкольного обучения – в развитии личности ребенка. Задача воспитателя – научить его общаться со сверстниками, развить речь и самое главное – научить организовать свою деятельность, что станет хорошей предпосылкой для освоения учебных программ начальной школы.

– Чем предшкольное обучение отличается от существующих сегодня программ ДОУ?

– Прежде всего тем, что в программах ДОУ нет таких четко очерченных на уровне организации занятий. Предшкольное обучение такие занятия предполагает, другое дело, какое содержание в них вкладывается.

– Разве это не дублирует программы подготовительных групп?

– Программы подготовительных групп в основном связаны с подготовкой освоения программы в первом классе. Причем в первом классе образовательного учреждения повышенного уровня: гимназии или лицея. В принципе есть случаи, когда ученики могут идти после подготовительной группы сразу во второй класс школы. Это лишний раз доказывает, что ученики готовы осваивать определенные учебные программы в более раннем возрасте. Но речь идет о том, чтобы придумать такие организационные формы, которые, с одной стороны, действительно создавали условия для освоения учениками программ в начальной школе, а с другой – не внедряли то конкретное знание, допустим, на уровне арифметики, чтения, труда, которые дети будут осваивать в начальной школе.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте