Продолжаются мероприятия второго дня установочного семинара для участников финала Всероссийского конкурса \”Учитель года России\” – 2017. Сегодня вечером конкурсанты отправились в Министерство образования и науки РФ на встречу с министром Ольгой Васильевой.
Педагоги получили возможность задать министру интересующие их вопросы. В частности, учитель истории и обществознания из Хабаровского края Сергей Ляшко поинтересовался, увеличится ли количество часов на историю в школе в связи с введением обязательного ЕГЭ по предмету в 2020 году.\”У нас странным образом история Отечества заканчивается десятым классом… Одни считают, что нужно продолжить до 11 класса, а другие – что историю XX и XXI века надо включить в блок \”Россия в мире\”. Я все-таки за продолжение курса отечественной истории\”, – ответила Ольга Васильева.Коллега Сергея Ляшко из Нижнего Новгорода Иван Горячков в дополнение спросил, будет ли этот экзамен разделен на базовый и профильный уровни?По словам министра, деления быть не должно, но требуется \”взвешенный подход\”.- Мы не были первыми, кто разработал единые учебники по истории. Нидерланды семь лет ломали копья – в итоге они выбрали более 300 фактов, которые назвали неоспоримыми, – отметила глава ведомства, добавив, что в истории страны \”есть факты, которые должен знать любой\”.\”Ни одна школа в стране не подчиняется Минобрнауки, и, как я вижу по вашим поднятым в ответ на мой вопрос рукам, что лишь семь лучших учителей страны об этом знают, – отметила в ходе встречи министр Ольга Васильева. – Политику школы – содержательную и хозяйственную – определяет сейчас муниципалитет. Нужно вернуть школы в региональное подчинение, чтобы у нас возникало меньше проблем. Школа не должна быть оторвана от государства. Она не может быть самостийным хозяйством\”.- Обучение и воспитание – услуга. Об этом говорится несколько лет подряд. Но говорится и о том что это надо менять. Делались ли в этом направлении шаги на законодательном уровне? – задал вопрос министру Алмаз Хамидуллин, учитель математики из Казани.- В законе \”Об образовании в РФ\” так и есть: образование – услуга. Юристы убеждают меня, что в законе этот термин фигурирует лишь один раз, – ответила Ольга Васильева. – В общественном сознании в последнее время возникли совершенно невообразимые конструкции, которые прежде не использовались – медицинские услуги, культурные услуги, образовательные услуги. Но на самом деле социальная сфера в терминах услуг рассматриваться не может. От этого словоупотребления и пошел крен в сознании: раз мне предоставили услугу, значит я могу чего-то требовать.\”Учитель, врач, священник – призвание, так было, есть и будет. В нормальных коллективах и городах отношение к учителю хорошее. Издержки есть всегда. Воспитание и обучение – это воспитание и обучение\”, – добавила министр.Алексей Михайлов, учитель немецкого языка из Калининграда, задал вопрос: \”Бассейн в школе 21 века – это обуза или необходимость?\”.
\”В рамках программы \”Школа 2025\” мы делаем все, чтобы в школах были бассейны\”, – заявила глава Минобрнауки России, заметив, что сегодня дети вообще двигаются мало.
Говоря об уроках физкультуры, министр сообщила, что в прошлом году во время таких занятий умерло 200 детей. \”Нередко учителя не знали их особенностей – к этому привел закон о защите персональных данных\”, – пояснила Ольга Васильева.
Она также добавила, что настаивает на введении уроков шахмат в школе. \”Это самый дешевый и эффективный способ развития, который дает быстрые результаты\”, – отметила она.
Сергей Жбанов, учитель алгебры и геометрии из Липецкой области, рассказал о том, что когда выпускники поступают в вузы, они растеряны: в школе были монодисциплины, а вузовские предметы междисциплинарны. \”Поступая, например, на метрологию, они думают, что будут изучать принципы строительства метрополитена. Может быть, как-то более четко направлять детей в профессиональном плане еще в школе, чтобы не было таких проблем?\” – предложил педагог.
– Все эти изыски с названиями и их неправильное восприятие – от потери грамотности. Когда вводили ОРКСЭ, молодые родители чаще всего выбирали светскую этику. На вопрос \”почему?\” отвечали: \”Ну это же будет курс этикета, правил поведения за столом?\”. Та же самая история и с метрологией, – ответила министр. – Сейчас придумывают много разных сложных названий и направлений, но весь первый семестр все равно подтягивают поступивших до нужного уровня.
Ольга Васильева добавила, что ничто так не развивает человека, как чтение. А с потерей интереса к чтению идет и потеря грамотности.
Елена Скитихина, учитель информатики и математики из города Кирова Калужской области, спросила о том, как привлечь в школы больше педагогов-мужчин.
– Мы очень надеемся на целевое обучение. В этом процессе должны участвовать регион, студент и работодатель. Тогда будет эффект. Обязательства обычные – работа на определенном месте, срок – не менее 3 лет, – ответила Ольга Васильева. – Еще, если помните, раньше сельские молодые учителя получали освобождение от армии. Это была хорошая практика.При этом министр добавила, что только материальным интересом педагога не удержишь: \”Количество денег не определяет количество счастья. Некоторые страны, например, Великобритания присвоили своим учителям статус госслужащих. В итоге у них большая пенсия. Во Франции не все учителя госслужащие, только французского языка. Это, конечно, дает отдаленные, но перспективы, это причины, по которым люди будут стремиться идти в профессию\”.- Можно ли сделать так, чтобы темы итогового сочинения не опережали программу? – задала вопрос Людмила Наарбер, учитель русского языка и литературы из города Плавска Тульской области. – Сейчас все время так. Темы даны, а в них по сути заложены произведения, которые мы будем изучать только в апреле.- Не можно, а нужно. Сделаем, – пообещала глава Минобрнауки России.Оксана Зраева, учитель из города Ачинска Красноярского края спросила: \”Планируется ли увеличение срока изучения ОРКСЭ, ведь он дает очень много в духовно-нравственном отношении?\”. Ольга Васильева заметила, что по-настоящему глубоким духовным воспитанием должна заниматься семья.\”Что сегодня можно сказать об учебниках по ОРКСЭ? Мне кажется очень правильным, что независимо от изучаемой конфессии, у них у всех есть общий первый параграф, в котором говорится о том, что мы живем в стране многих религий и все их надо уважать\”, – добавила министр.Арсен Григорян, учитель-словесник из Барнаула, спросил, согласна ли министр с тем, что в советской школе было больше уважения к учителю, чем сейчас. \”Например, в нашей школе мы уже 12 лет подряд говорим о том, как улучшить жизнь детей. А что с учителем? Как улучшить его жизнь?\”.Отвечая на вопрос, Ольга Васильева рассказала, что много знакомилась с опытом других стран и привела в пример Австрию.\”Вена. 7:15 утра, родитель отводит ребенка в школу и отдает его педагогам. В 17:15 родитель получает ребенка обратно. Зайти в школу он не может, если только его позовут. Как вам такая зарисовка? – обратилась она к учителям. – Родители должны быть приглашенными людьми, они не должны определять политику школы. Они могут быть допущены к этому, но не определять\”.- Существуют определенные права и обязанности по воспитанию детей, и родители должны разделить их со школой, вот тогда и будет соработничество, – добавила Ольга Васильева. – Что касается учителя, то всегда должна быть дистанция – нравственная и профессиональная. Я против панибратства. Я этого не допускала, не допускаю и не буду допускать\”.Педагогов занимают не только темы, связанные с их предметами. Так, учитель истории из Цивильска Чувашской Республики Лариса Семенова спросила у главы ведомства, какими качествами должен обладать учитель, чтобы стать министром: \”Как известно, плох тот солдат, который не мечтает стать генералом, и плох тот учитель, который не мечтает о карьере управленца\”.Ольга Васильева рассказала, что не мечтала стать министром. \”Надо вам ответить честно, как на духу: я никогда не собиралась быть министром образования. Я очень хороший историк. Я более 25 лет этим занимаюсь, – пояснила она. – Я много писала. Может быть, это не совсем корректно, но я могу сказать, что горжусь тем, что сделала в этой области. Моя кандидатская диссертация \”Советское государство и патриотическая деятельность Русской Православной Церкви в годы Великой Отечественной войны\”, которую я защитила в 1990 году была первой в своем роде на тот момент… Потом в силу разных причин я ушла из Академии (РАНХиГС, – ред.). После я осознанно перешла в Администрацию президента на должность заместителя начальника Управления Президента РФ по общественным проектам. Меня сначала долго уговаривали – целых полгода, но в итоге это было осознанное решение. И затем так получилось, что я стала министром\”.Говоря о нужных качествах, министр добавила, что в ее семье всегда превыше всего ценилось образование, а последний диплом она получила в Дипакадемии (Дипломатической академии МИД России, – ред.), когда ей было 47 лет. \”Я считаю, что счастлив тот, кто может учиться каждый день. Если бы меня сейчас спросили, пойду ли я учиться, я бы сказала \”да\”. Даже знаю, куда. Еще я очень люблю читать и сейчас жалею, что не могу читать ночью – другого времени не остается, но надо же все-таки спать\”, – сказала Ольга Васильева.Глава Минобрнауки России рассказала о том, как в детстве полюбила читать: \”Я много в детстве болела ангиной. А у отца была библиотека всемирной литературы. Я часто оставалась дома и читала, с трех лет, но сначала не сильно это любила. Однажды, когда я еще училась в начальной школе, пятиклассница, которая жила в нашем доме, читала нам Гайдара, \”Тимура и его команду\”, и закончила на самом интересном месте, а я пришла домой и попросила эту книгу. Мама сказала: \”Зачем тебе? Ты же все равно не любишь.\” А папа подошел прагматичнее: часа через два привез книгу. С нее я начала читать. \”Тимура и его команду\” и сегодня никому не вредно прочитать. Это, конечно, не хрестоматийный текст, но это хорошая сказка. А если не верить в сказки и волшебство в 9 лет, то когда в него верить? Еще я, как и многие люди моего поколения, очень любила Носова\”.
Максим Расторгуев, учитель музыки, искусства и МХК, поинтересовался, что вдохновляет министра образования и науки РФ и есть ли у нее время и место для творчества.
– Чем больше ты живешь на свете, тем больше начинаешь понимать, что вдохновляет то, что этот день начался и что завтра будет еще один. На творчество, увы, времени нет, – призналась Ольга Васильева. – Нет, к сожалению, возможности писать статьи. Чтобы не терять квалификацию, на следующей неделе буду выступать на конференции как ученый с докладом.
\”В молодости иные горизонты. У меня был в юности пятилетний план. Сейчас все иначе. Сейчас просто радует каждый день. И то, что живы мои родители. Еще что радует? Не поверите! Два года назад я посадила цветы. Своими руками. Всегда считала, что это нечто далекое от меня. Но и это изменилось. А еще вдохновляют такие люди, как вы. Мы сейчас сидим с вами, и я вижу вокруг себя такие светлые одухотворенные лица\”, – сказала министр конкурсантам.
Семинар для участников федерального этапа состязания – это отправная точка мероприятий Всероссийского конкурса \”Учитель года России\”-2017, которые войдут в активную фазу 24 сентября. Сегодня педагоги в течение пяти часов писали конкурсное эссе на тему \”Человек, благодаря которому я стал учителем\”. Накануне в открытии установочного семинара приняла участие заместитель министра образования и науки РФ Татьяна Синюгина.
Фото Анны Данилиной
Комментарии