В Петрозаводске накануне начала учебного года состоялось республиканское родительское собрание. Участвовали в нем учителя и родители, пришедшие в Карельский институт развития образования (КИРО), а также представители районов республики, подключившись к прямой интернет-трансляции через интернет.
Республиканское родительское собрание перед началом учебного года в Карелии прошло в седьмой раз. Для Александра Морозова подобная встреча стала пятой.
Один из самых острых вопросов касался режима обучения детей. Так или иначе несколько спикеров к нему возвращались. Родители представлялись за редким исключением и почти никогда не называли номер школы, так что ответы носили весьма общий характер. При этом министр, обращаясь к родительскому сообществу, предлагал говорить о конкретных ситуациях.
Один из первых вопросов касался обучения во вторую смену второй год подряд. Бабушка сетовала, что ребенок не успевает посещать кружки и тренировки. \”Законно ли это?\” – уточнила женщина.
Александр Морозов отметил, что три тысячи детей в Карелии учатся во вторую смену.
— Но у нас хотя бы нет третьей смены, как, например, в Приморском крае, где 40% детей учатся в третью смену. Это проблема Российской Федерации. Поэтому нам очень трудно доказывать, что необходимы средства, чтобы обеспечить обучение в первую смену. Нам не решить этот вопрос сразу. Мы его будем решать, мы строим школы, мы будем участвовать в программах. Но для этого понадобится 5-6 лет. Школа на Древлянке на 1350 мест все проблемы Петрозаводска не решит. Мы с Правительством сейчас работаем – нам еще нужна школа на Кукковке в районах новой застройки и на Ключевой, – подчеркнул глава ведомства, отметив, что не допускается обучение во вторую смену лишь учеников выпускных классов и классов с углубленным изучением предметов.
Также Александр Морозов напомнил, что все учреждения дополнительного образования Петрозаводска работают каждый день с 9 утра. Было высказано предложение проанализировать режим работы кружков Петрозаводска, чтобы выяснить, есть ли возможность посещать их, обучаясь во вторую смену.
Заметил Александр Морозов и еще одну тенденцию: \”Родители жалуются, что дети перегружены и сильно устают, обвиняя в этом школу. При этом ребенок может посещать несколько кружков и секций. Совмещать школу со спортом, музыкой и рисованием под силу далеко не каждому. Нагрузку ребенка надо дозировать, и учебную, и дополнительную, и понимать, что кроме дополнительного образования, потом в 9 и 11 классах обязательно понадобится общее\”.
Волновал родителей вопрос пяти- и шестидневной рабочей недели.
— Пятидневка позволяет реализовывать четко только федеральный компонент стандарта, образовательный минимум… Если в пятом классе при шестидневке у нас 31 час, при пятидневке их уже 28. Просьбы родители вписать шестидневный учебный план в пятидневку ведут к перегрузке детей. На уровне 5-7 классов появляются по 7-8 уроков в день – это неправильно, – считает министр.
Еще один вопрос касался обеспечения школьников рабочими тетрадями. Накануне учебного года он особенно активно обсуждается родительским сообществом. В некоторых регионах после судебных решений школы обязали закупать их для учеников.
\”Школа перед началом учебного года формирует и утверждает перечень используемых учебников и учебных пособий. Если в этом перечне имеются рабочие тетради, то образовательная организация должна их закупать и предоставлять обучающимся бесплатно. Мы рекомендуем рабочие тетради туда не включать, и, соответственно, их не требовать. Родителям и школе надо договариваться. Моя позиция как учителя и министра: я не видел ни одного исследования, которое бы объясняло, что использование печатной рабочей тетради ведет к улучшению качества обучения\”, – сказал Александр Морозов, уточнив, что в ближайшем будущем карельские школы бесплатно выдавать рабочие тетради ученикам не будут.
Говоря же о ремонте школы и классов, глава ведомства подчеркнул: \”Принудительные сборы средств с родителей в школе неправомерны. Другое дело, в РФ действует Федеральный закон \”О благотворительной деятельности\”. Очень многие вопросы, связанные с учебниками, рабочими тетрадями, ремонтами, зарплатой учителей можно решить, если в школе существует сильный управляющий совет, где родители имеют достаточно много полномочий, чтобы решать основные проблемы школьной жизни. Я бы советовал родителям в эти управляющие советы активно внедряться\”.
Таким образом, карельским родителям рекомендуют выйти из обсуждений системы образования в интернете и создать \”такую ситуацию, чтобы система воспитательной работы в образовательной организации была не формальной, а педагогически целесообразной и в тесном союзе с родителями\”.
— А со всем остальным система справится – и с качеством образования, и с профессиональным образованием. К сожалению, мы сейчас видим большой поток мнений и суждений о системе образования людей, которые об этой системе ничего не знают, и весь опыт – это собственные школьные годы. Но при этом эти люди в интернете дают рецепты всем остальным, – констатировал глава регионального министерства.
Часть вопросов, заданных в ходе собрания, касалась аспектов государственной итоговой аттестации выпускников. Глава ведомства заверил, что все экзамены будут проходить при камерах и в привычно строгом режиме, несмотря на волнение детей и родителей.
— У детей тревожности нет, тревожность есть у нас, у общества, которое еще эту тревожность и подогревает. И послабления в процедуре проведения ЕГЭ мы делать не будем. Ведь никто не хочет лечь на стол к хирургу, который списывал на экзамене. Наблюдающих недостаточно, должны быть видеокамеры. Поверьте, дети на них внимания не обращают. Ровно четыре года назад, когда мы ввели видеонаблюдение, все споры по поводу качественного или некачественного проведения, доставал шпаргалку – не доставал, пользовался – не пользовался, закончились. Потому что на конфликтной комиссии включается запись, и выпускник с родителями все сами видят. К сожалению, мы вынуждены эти меры применять, чтобы обеспечить справедливость результатов от Владивостока до Калининграда, – сказал Александр Морозов.
В ходе собрания он рассказал также о ситуации в системе СПО в Карелии. Так, в этом году в Петрозаводском автотранспортном техникуме конкурс составил 6 человек на место, средний балл аттестата – 4,2, а на специальность \”Ремонт и обслуживание автомобилей\” – 8 человек на место при среднем балле 4,8.
— Дети стали более прагматичны, и они понимают, что к 18-19 годам в приличном техникуме они получают профессию, которая позволяет им быть конкурентноспособными, зарабатывать на жизнь, содержать семью и при необходимости поступить уже по другим условиям в высшее учебное заведение, – отметил министр.
Еще один вопрос касался льгот педагогов для зачисления детей в школы и сады. По данным Александра Морозова, глава Карелии уже трижды обращался на федеральном уровне с предложением отнести педагогических работников к категории граждан, имеющих право на внеочередной прием в детские сады, но поддержки эта инициатива так и не получила. \”Для того, чтобы обеспечить наличие мест в детских садах и школах, мы должны там иметь квалифицированный персонал\”, – отметил министр.
В финале республиканского родительского собрания Александр Морозов, ответивший на все вопросы, заверил, что отвечал честно, не врал и не обещал невозможного.
Накануне 1 сентября министр просвещения РФ Ольга Васильева провела Общероссийское родительское собрание http://ug.ru/article/1069
Фото автора
Комментарии