Представители Минобрнауки РФ обсудили вопрос подготовки научных кадров в аспирантуре с ведущими российскими учеными, работающими за рубежом. Ведомство недовольно тем, что лишь 30% аспирантов доходит до защиты диссертации, а также предлагает отменить требование обязательной педагогической практики. Ученые согласились с тем, что система аспирантуры нуждается в изменениях, но предостерегли от слишком строгой регламентации в этом вопросе.
Обсуждение проблем российской вузовской аспирантуры прошло на форуме \”Будущее науки\” в Казани, где чиновники Минобрнауки встретились с ведущими российскими учеными, работающими за рубежом.- Нам важен международный опыт в этой области, чтобы понять, как можно развивать аспирантуру, — пояснила замминистра Людмила Огородова. Она попросила соотечественников оценить предварительную модель новой аспирантуры, разработанную министерством.Заместитель директора департамента госполитики в области высшего образования Сергей Пилипенко подробно перечислил проблемы существующей системы. Он напомнил, что в прошлом основной задачей аспирантуры считалось \”воспроизводство научно-педагогических кадров\” — подготовка университетских преподавателей. – Но мы понимаем, что сейчас кандидаты наук востребованы не только в вузах и научных организациях, но и в госуправлении, бизнесе и так далее,— сказал Сергей Пилипенко. Тем не менее в наследство от старой модели сохраняется требование к аспиранту получить педагогический опыт — даже в дипломе указано \”преподаватель-исследователь\”.- Мы бьемся, чтобы педагогическую составляющую вынести из аспирантуры, потому что у нас на нее есть лишь три года. Нам и трех лет не хватает, чтобы подготовить исследователя,— отметил Сергей Пилипенко. Сложности возникают уже на этапе приема в аспирантуру. – На сегодняшний день результаты магистратуры не учитываются при поступлении в аспирантуру. У нас осталась старая система — три классических экзамена и все, — рассказал замглавы департамента. Другая проблема — итоговые требования к выпускнику аспирантуры. Сейчас он должен сдать госэкзамены, \”ориентированные как раз на педагогические компетенции\”, и научный доклад о своей исследовательской работе. Требование защиты диссертации не является обязательным, поэтому большинство на этом и останавливается.- Выпускник аспирантуры получает диплом о высшем образовании и спрашивает себя: какой теперь смысл идти защищать диссертацию? Получить еще один диплом? — задался вопросом чиновник.— Мы видим институциональный разрыв между аспирантурой и системой присуждения ученых степеней.- Я прошлась сегодня по аспирантам Казанского федерального университета и спросила у каждого: а вы будете защищаться на третий год аспирантуры? И все отвечают \”нет\”,— посетовала Людмила Огородова. По ее словам, в России лишь 30% аспирантов в итоге получают ученую степень. – Счетная палата каждый раз ставит это нам в вину как неэффективное использование государственных средств. Все эти проблемы Минобрнауки планирует решить с помощью \”комплексных изменений в системе аспирантуры\”.- Очень важным является разработка механизмов, которые позволили бы сделать образование непрерывным,— сказал Сергей Пилипенко. Для этого чиновники собираются отменить обязательный перечень вступительных испытаний, чтобы образовательные организации могли сами формировать список экзаменов для поступающих в аспирантуру.- Результаты освоения программ магистратуры должны быть заложены в основу приема,— подчеркнул чиновник.— Еще одна важная вещь — ввести на этапе поступления конкурс портфолио. Но главное нововведение — сделать обязательной защиту диссертации при окончании аспирантуры. При этом чиновники пока не уточнили, как это будет оформлено законодательно.ПоПодробнее:http://www.kommersant.ru/doc/3095559Подробнее:http://www.kommersant.ru/doc/3095559По информации www.kommersant.ruФото из архива \”Учительской Газеты\”ФотСложности возникают уже на этапе приема в аспирантуру. \”На сегодняшний день результаты магистратуры не учитываются при поступлении в аспирантуру. У нас осталась старая система — три классических экзамена и все\”,— рассказал замглавы департамента. Другая проблема — итоговые требования к выпускнику аспирантуры. Сейчас он должен сдать госэкзамены, \”ориентированные как раз на педагогические компетенции\”, и научный доклад о своей исследовательской работе. Требование защиты диссертации не является обязательным, поэтому большинство на этом и останавливается. \”Выпускник аспирантуры получает диплом о высшем образовании и спрашивает себя: какой теперь смысл идти защищать диссертацию? Получить еще один диплом? — задался вопросом чиновник.— Мы видим институциональный разрыв между аспирантурой и системой присуждения ученых степеней\”. \”Я прошлась сегодня по аспирантам Казанского федерального университета и спросила у каждого: а вы будете защищаться на третий год аспирантуры? И все отвечают \”нет\”\”,— посетовала Людмила Огородова. По ее словам, в России лишь 30% аспирантов в итоге получают ученую степень. \”И Счетная палата каждый раз ставит это нам в вину как неэффективное использование государственных средств\”,— пожаловалась она.Подробнее:http://www.kommersant.ru/doc/3095559Подробнее:http://www.kommersant.ru/doc/3095559Подробнее:http://www.kommersant.ru/doc/3095559
Комментарии