Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Михаил МОКРИНСКИЙ, директор лицея №1535: Развитие может состояться только в процессе движения к цели

УГ - Москва, №39 от 25 сентября 2012. Читать номер
Автор:

В прошлом году наш лицей был лидером рейтинга московских школ по результатам сдачи ЕГЭ и победам в предметных олимпиадах, но это не значит, что нам не нужно было ничего менять в своей работе. Что-то уже поменялось, а что-то мы еще планируем изменить. Для того чтобы точно оценивать происходящее, нужно понимать, какова отсечка стартовых возможностей.

На уровне развития программы «Развитие столичного образования» лицей изначально был в несколько привилегированном положении, то есть если даже сравнить по такому параметру, как финансирование, то по сравнению с некоторыми школами наши показатели были больше до двух раз. Мы, вглядываясь в то, что происходит вокруг, тем не менее поддерживали принимаемые меры и те шаги, которые делают власти, поскольку понимали: эти изменения влияют на общие возможности реализации качества образования в Москве. В этом смысле было не только приятно наблюдать, что происходит у соседей, но и понимать, что происходящее меняет те ожидания, которые существуют по поводу лицея и по поводу всех образовательных учреждений и у города, и у каждого отдельно взятого родителя.С одной стороны, нам очень здорово помогло то, как стало происходить переоснащение и дооснащение школ. Этот год начался с того, что в конце прошлого года мы получили ноутбуки, интерактивные доски, успели их освоить, понять, как мы будем их использовать в учебном процессе. Но мне кажется, с другой стороны, важнее другие обстоятельства, параллельно с этим уже во всю мощь работал электронный журнал. Мы, поняв, что это увязываемые процессы, стали параллельно не просто осваивать, но и самостоятельно разрабатывать средства дистанционной поддержки образовательного процесса, пошли на то, чтобы администрация, которая должна была более эффективно, более мобильно, а главное, более системно реагировать на новые вызовы, перешла на электронный документооборот. Все это только часть примеров того, как одни возможности, которые приходят со стороны, моментально требуют того, чтобы для их эффективного использования школа начинала мобилизовывать другие ресурсы. Я должен сказать, что мы вообще перешли на идеологию использования продуктов двойного назначения, то есть продукты, которые разрабатывают для работы на интерактивной доске, становятся частью системной дистанционной поддержки обучения, рычагом развития того, как меняются программы, ибо возникает совершенно другой веер возможностей их индивидуализации.В этом смысле происходящие перемены напоминают ту ситуацию, когда в 90-е годы можно было приобрести компьютер, до определенного момента использовать его как печатную машинку и книжку – в то время это было его ресурсом, но вдруг взрывным образом возникли возможности и потребности в использовании этого нового средства в очень разных ракурсах – системного интегративного использования. Очень заметные изменения произошли не только в том, что касается методик, и не только в том, что касается собственно учебного процесса, но и в том, что касается его организации. В нашем лицее теперь уже (или еще?) два здания, во всяком случае, я точно знаю, что это повлекло за собой серьезную перестройку системы управления образовательным процессом и главное – системы управления качеством образования. Оказалось, что новые ресурсные возможности действительно заставляют по-новому взглянуть на то, как мы будем работать с детьми. До шести выросло количество профилей, они уже не стали укладываться в привычные образовательные области, потому что от гуманитария до экономиста, медика и психолога нужно иметь весь спектр специалистов, а это дает возможность удовлетворить запросы и тех ребят, которые выбрали профиль как основу своего обучения, и тех ребят, которым нужны какие-то совершенно неожиданные сочетания и конфигурации предметов. Раньше у нас такой возможности, безусловно, не было.На этой базе расцвели показатели, которые до того не стали показателями не потому, что за ними не гонишься, а потому, что они побочные результаты учебного процесса. Огромное число ребят сдают ЕГЭ на очень высоком уровне, вплоть до 100 баллов, большое число ребят устойчиво и успешно участвуют в московских и всероссийских олимпиадах, и мы стали понимать, что на самом деле это результаты того, что в многопрофильной школе возникает несколько новых аспектов нового качества образовательной среды. Во-первых, ребята, посмотрев на эту ситуацию, поверили в то, что надо и имеет смысл вкладывать силы, время и свое усердие именно в такие формы подготовки. Вера и уверенность, оказывается, очень важные факторы, мы можем воспроизводить и переносить из одной области профильного образования в другую найденные решения и показывать их ребятам заранее на уровне 7-8-9-х классов, подсказывая, какая образовательная траектория будет наиболее выгодной для них, наиболее успешной с точки зрения глубокого освоения программы средней школы и заточки ее под поступление в вуз. Это, безусловно, работает.Поддерживается все это новой системой оплаты труда. Это та ситуация, которая заставляет уже не детей думать о том, как им правильно распределить свои силы и какими возможностями воспользоваться, а школу в целом и каждого отдельно взятого учителя реально посмотреть на свое место в образовательном процессе и реально переосмыслить то, как бы он хотел видеть организованным и реорганизованным этот образовательный процесс. Процесс стал теперь на порядок более открытым, то, что раньше было либо привилегией администрации (принятие решения), либо привилегией профессионалов (обсуждение решений только в кругу профессионалов и на профессиональном языке), теперь стало открытым языком и открытыми возможностями для обсуждения проблем для всех участников образовательного процесса, что резко меняет и улучшает ситуацию. Все это заставляет думать, учит думать. При этом школа начинает думать уже не об идеалах, что всегда было ей свойственно, не только в ответ на административные требования, что тоже было ей всегда свойственно, но и в ответ на меняющуюся ситуацию, на возникающие потребности. Когда установлена новая система оплаты труда, нужно учитывать и то, как тот и другой человек вносят свой вклад в качество работы образовательного учреждения в целом, и ориентироваться на систему внешних представлений о том, как меняются требования к качеству образовательного процесса в городе в целом. Это и конкуренция, и переосмысление, и динамика, и все сразу, то есть именно то, что нужно системе для того, чтобы она не застаивалась, успевала подумать, прежде чем делать следующий шаг. Я думаю, что это со школой происходит, в результате этого, как мне кажется, Москва, реализующая эту стратегию, оказывается готовой к следующему очень важному шагу – развитию образования в целом. Перед нами стоят действительно небывалые по системности и сложности задачи, например, связанные с реализацией стандарта уже не начального, а среднего и старшего образования. Стандарт старшей школы выводит нас на две ключевые задачи – на новый уровень переосмысления того, как выглядят задачи качественного обучения, на переосмысление и решение задачи участия в социально-культурном развитии общества. Стандарт старшей школы на это нацелен, и для достижения этой цели, безусловно, нужна более сложная система управления школой, более сложная система работы школы, более комплексная система возможностей. Сегодня эта цель реализуется и на уровне оснащения, и на уровне программы информатизации, и на уровне программы управления с развитием возможностей, и на уровне развития территориальных образовательных систем. Я думаю, это хороший фундамент для каждой отдельно взятой школы, которая будет хорошо себя чувствовать на следующих этапах развития в процессе движения.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту