Методика проведения урока в системе развивающего обучения отличается от традиционной. Поэтому, прежде чем приступать к работе, необходимо ответить на вопрос: какие способы, характерные для развивающего обучения, можно успешно и эффективно использовать на уроках математики в классах, не подготовленных к восприятию данной технологии? Опишу некоторые, на мой взгляд, наиболее эффективные методы.
Этот этап урока продумываю особенно тщательно. Найдите значения отношений. 6 : 2 = 3, 9 : 3 = 3. Что можно сказать о значении этих отношений? Правые части равны, значит, и левые части тоже равны. Данные равенства будем называть пропорцией. Какова тема сегодняшнего урока? Пропорция. Какие задачи мы поставили на уроке? 1. Выяснить, что называется пропорцией. 2. Научиться работать с пропорцией. Математика, 5-й класс.
Постановка проблемы.
Пример. Математика, 6-й класс.
Запись на доске: 6 : 2 и 9 : 3.
Учитель: Как можно назвать выражения, записанные на доске?
Ученики: Отношения.
Учитель: Найдите значения отношений.
Ученики: 6 : 2 = 3, 9 : 3 = 3.
Учитель: Что можно сказать о значении этих отношений?
Ученики: Правые части равны, значит, и левые части тоже равны.
Учитель делает запись на доске: 6 : 2 = 9 : 3 или 6/2 = 9/3.
Учитель: Данные равенства будем называть пропорцией. Какова тема сегодняшнего урока?
Ученики: Пропорция.
В результате осмысления проблемы, поставленной в начале урока, у ребят, как правило, возникает желание найти неизвестное в этих равенствах. Затем ученики сами ставят цели, которые приведут к решению этой проблемы.
Пример (продолжение).
Учитель: Какие задачи мы поставили на уроке?
Ученики: 1. Выяснить, что называется пропорцией. 2. Научиться работать с пропорцией.
В 5-6-х классах для обработки практических навыков применяю групповую форму работы. Например, методика под названием «Хождение в гости».
Класс с помощью учителя делится на разноуровневые группы так, чтобы количество групп совпадало с количеством человек в группе. Каждая группа получает свое задание, соответствующее ее уровню усвоения данной темы.
Пример. Математика, 5-й класс.
Тема «Решение задач на дроби».
Задание для пяти групп. Первое – простое, пятое – самое сложное:
1) За два дня тракторист вскопал 44 га, причем в первый день он вскопал всего 7/11 поля. Сколько гектаров вскопал тракторист в первый день?
2) Тяжелая штанга весит 156 кг. Вес легкой штанги составляет 9/13 веса тяжелой штанги. На сколько килограммов больше весит тяжелая штанга?
3) Площадь поля 450 гектаров. 7/9 всего поля засеяно пшеницей, а 1/3 того, что засеяно пшеницей, отведено под овес. Сколько гектаров засеяно овсом?
4) Урок длится 45 минут. Учитель объясняет новую тему 2/5 времени всего урока, а 5/9 оставшегося времени ушло на решение задачи. Сколько минут решали задачу?
5) Завод изготовил 120 телевизоров сверх плана. 3/4 остатка отправили в больницу, а остальные – в детские сады. Сколько телевизоров было отправлено в детские сады?
Каждая группа решает свою задачу. Затем группы по очереди идут в «гости» к соседям и объясняют решение своей задачи. После представления каждой задачи проводится рефлексия: есть ли вопросы по решению? Если проблемы есть, то тут же их разрешаем.
Мою деятельность во время этой работы можно определить как консультант-контролер. Я оказываю помощь группам, которые в ней нуждаются, и в конце урока провожу контрольный срез.
Ольга Богомолова, учитель математики СШ №9, учитель года Костромской области-2003, Шарья, Костромская область
Комментарии