════Роняет лев свою листву
…”УГ”, как никто, должна помнить, что нас, учителей, разделяют только условные границы СНГ! Мы читаем газету всей семьей и делаем подборки по математике, химии, истории и литературе для племянников и племянниц.
Хочу предложить вашему вниманию урок по фонетике.
(Из письма в “Мастерскую”).
Тема урока: Алфавит. “Секреты” графики
Фонемы, нарисованные буквами, размещены в алфавите, где у них есть название и порядковый номер. Так, знак “Б” называется буква “бэ” и живет под номером два, знак “Ш” – буква “ша” и живет под номером двадцать шесть.
Вот знаки алфавита с “именами” и номерами:
А, [а], – 1
Б, [бэ], 2
В, [вэ], 3
Г, [гэ], 4
Д, [дэ], 5
Е, [jэ], 6
Е, [jо], 7
Ж, [жэ], 8
З, [зэ], 9
И, [и], 10
Й, [j], 11
К, [ка], 12
Л, [эл] [эл’], 13
М, [эм], 14
Н, [эн], 15
О, [о], 16
П, [пэ], 17
Как 33 буквы “работают” рисунками 42 фонем? Этот “секрет” раскрывают принципы графики.
Первый “секрет” букв раскрывает собственно алфавитный принцип графики.
Фонемы , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , изображаются буквами А, О, У, Э, И, Ы, Б, В, Г, Д, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф ,Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Й: – кот, – дом, – жар, – сын, – ива.
Фонема обозначается буквой “Й”, когда ею завершается слово или слог: – чайник, – чай.
Буквами Я, Е, Е, Ю принято рисовать сразу две фонемы , , , , если фонемой начинается слово или слог: ел – л; юг – г; еж – ж; большая – больша ; большую – большу ; большие – больши .
Второй “секрет” открывает алфавитно-позиционный принцип. Буквы Б, В, Г, Д, З, К, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф, Х плюс буквы И, Я, Е, Е, Ю фиксируют на письме парные мягкие фонемы и соответствующую гласную фонему: береза – беза, рюмка – мка, рис – с, ряд – д, речь – чь.
Знаки Ь [jэр] и Ь [jэр’] с буквами И, Е, Е, Ю, Я обозначают фонему после согласной в сочетании с гласной фонемой: воробьи воро, сьел – л, вьюга – га, сьемка – мка.
Буквы Б, В, Д, З, Л, М, Н, П, Р, С, Т, Ф в сочетании со знаком Ь [jэр’] рисуют мягкие фонемы: соль – со, свадьба – сваба, борьба – боба, конь – ко.
ЗАДАНИЕ 1. Вот стихи о буквах. Чтобы стихи правильно прочитать, нужно знать “имена” букв.
1. А как лесенка стоит
Перед входом в алфавит.
/Г.Виеру/
2. Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
/А.Шибаев/
3. Словно букву В
Алена
Держит
Трубку телефона.
/В.Степанов/
4. Перед вами буква Г
Стоит подобно кочерге.
/С.Маршак/
ЗАДАНИЕ 2. Выучите стихотворение. Обьясните смысл слова “азбука”. Подберите к нему синоним. Запомните названия букв. Каких букв нет в стихотворении?
Песенка-азбука
Тридцать три родных сестрицы,
писаных красавицы,
На одной живут странице,
а повсюду славятся.
К нам они сейчас спешат,
славные сестрицы,
Очень просят всех ребят с ними
подружиться!
А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Е, Жэ –
прикатили на еже,
Зэ, И, Й, Ка, Эль, Эм, Эн, О –
дружно вылезли в окно,
Пэ, эР, эС, Тэ, У, эФ, Ха – оседлали петуха,
Цэ, Чэ, Ша, Ща, Ь, Ы, Ь, Э, Ю, Я –
все теперь мои друзья.
/Б.Заходер/
ЗАДАНИЕ 3. Прочитайте отрывок из стихотворения. Напишите в алфавитном порядке имена ваших друзей, названия фруктов и овощей, цветов и растений, школьных принадлежностей, предметов, которые вас окружают.
Про все на свете
(азбука в стихах)
Аист с нами прожил лето,
А зимой гостил он где-то.
Бегемот разинул рот:
Булки просит бегемот.
Воробей просил ворону
Волка вызвать к телефону.
Гриб растет среди дорожки,
Голова на тонкой ножке,
Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил как долотом.
Ель на ежика похожа:
Еж в иголках, елка – тоже.
Жук упал и встать не может.
Ждет он, кто ему поможет.
Звезды видели мы днем
За рекою над Кремлем.
Иней лег на ветви ели,
Иглы за ночь побелели.
/С.Маршак/
ЗАДАНИЕ 4. Отгадайте загадки.
1. Буквы-значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется все…
2. Черные, кривые
Встанут в ряд –
Заговорят.
3. Тридцать три сестрички
Ростом невелички,
Если знаешь наш секрет,
Мы покажем целый свет.
4. Прилетели галки в поле
И уселись на снегу.
Стану я учиться в школе –
Разобраться в них смогу.
клю╖и: алфавит, буквы.
ЗАДАНИЕ 5. Прочитайте диалоги. Разыграйте сценки на материале этих диалогов.
– Петя, ты знаешь алфавит?
– Да.
– Какая буква идет после “А”?
– Все другие.
* * *
– Скажи, Маша, какая буква пишется в начале слова “здесь”: “Зэ” или “эС”?
– Вместо этого слова я всегда пишу слово “тут”, – ответила ученица.
* * *
– Роман, помоги мне отыскать слово “грач” в словаре.
– Пожалуйста. Для этого нужно знать алфавит.
– Спасибо. Обязательно выучу.
* * *
– Ну, Соня, зачем тебя учить пользоваться словарем? Ты сама это умеешь.
– Да я все время забываю алфавит.
* * *
– Соня, где словарь?
– Словарь? На моем столе.
– Найди, пожалуйста, слово “подсказка”.
* * *
– Тамара, какую букву написать в слове “збор”: “Зэ” или “эС”?
– Напиши “эС” и проверь по словарю.
Справка. По алфавиту составляются самые разные словари, справочники и списки.
ЗАДАНИЕ 6. Отгадайте загадки-шутки. С какими фонемами соотносятся отгаданные буквы? Какой принцип русской графики реализован в их написании?
1. Что стоит посреди ЗЕМЛИ?
2. Чем кончается ЛЕТО и начинается ОСЕНЬ?
3. Что находится в начале КНИГИ?
4. Что в ЧЕЛОВЕКЕ есть одно, а у ВОРОНЫ вдвое, в ЛИСЕ не встретится оно, а в ОГОРОДЕ втрое?
5. Чего нет ни в ДЫНЕ, ни в ТЫКВЕ, но есть в АРБУЗАХ, ПОМИДОРАХ и ОГУРЦАХ?
6. Я – в ОЗЕРАХ и РЕКАХ, но в ВОДЕ меня нет,
Я – в АРБУЗАХ и ОГУРЦАХ, но в ДЫНЕ меня нет.
7. Я – в ЯБЛОКЕ и СЛИВЕ, но в САДУ меня нет,
Я – в ЛУКЕ и САЛАТЕ, но в ОГОРОДЕ меня нет.
ЗАДАНИЕ 7. Помогите найти “заблудившиеся” слова. Назовите буквы в них.
1. Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
– Там ползет зеленый лук
С длинными усами.
2. На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву.
3. Врач напомнил дяде Мите:
– Не забудьте об одном:
Обязательно примите
Десять цапель перед сном.
4. Забодал меня котел.
На него я очень зол.
5. Жучка будку не доела:
Неохота. Надоело…
6. Тает снег, течет ручей,
На ветвях полно врачей.
7. Миша дров не напилил.
Печку кепками топил.
8. Закричал охотник: – Ой!
Двери гонятся за мной.
9. Посмотрите-ка, ребятки,
Раки выросли на грядке!
10. Мама с бочками пошла
По дороге вдоль села.
11. Синеет море перед нами,
Летают майки над волнами.
клю╖: жук, капель, лес, щепками, булку, грачей, козел, чайки, дочки, звери, маки.
ЗАДАНИЕ 8. Отгадайте метаграммы. С какими фонемами соотносятся буквы в отгадках? Следите за произношением названий букв.
1. С “К” я в школе на стене,
Горы, реки есть на мне.
С “П” – от вас не утаю –
Тоже в школе я стою.
2. С “М” я в море,
С “В” я в поле,
С “П” я в доме,
С “Г” – в футболе.
3. С “Ч” летаю над волною,
С “Л” не дам волкам покою,
С “М” – рубашка-безрукавка,
С “З” скачу в лесу по травке.
4. С “Л” я слезы вызываю,
С “Ж” по воздуху летаю.
5. С “Б” мучительной бываю,
С “М” одежду пожираю,
С “Р” актеру я нужна,
С “С” для повара важна.
6. С буквой “К” живу в лесу.
С буквой “Ч” овец пасу.
7. С “Ы” по снегу мы вас мчим,
С “У” мы ноги вам промочим.
8. С “Т” я книга, с “С” я рыба,
С “К” – бесформенная глыба,
С “Л” помог колоть я лед,
С “Д” народ во мне живет.
отгадки: Боль-моль-роль-соль, лук-жук, мол-вол-пол-гол, карта-парта, чайка-лайка, майка-зайка, кабан-чабан, лыжи-лужи, том-сом-ком-лом-дом.
ЗАДАНИЕ 9. По следующим алфавитно-цифровым данным подберите слова и составьте рассказ по теме “Весна”: 3-6-19-15-1, 19-16-13-15-24-6, 9-6-14-13-33, 15-1-19-20-21-17-10-13-1, 15-16-4-18-1-13-1-16-30, 20-1-33-20-30.
б) по следующим алфавитно-цифровым данным подберите существительные и прилагательные: 13-21-12, 14-16-13-12-16-3-30, 12-1-20-16-26-12-1, 4-16-18-16-23, 17-6-20-18-21-26-12-1, 9-6-14-7-15-29-11, 19-13-15-12-10-11, 1-18-16-14-1-20-15-26-11.
в) по следующим алфавитно-цифровым данным подберите существительные и глаголы. Составьте рассказ на тему “Семья”: 14-1-14-1, 17-1-17-1, 2-1-2-21-26-12-1, 5-6-5-21-26-12-1, 2-18-1-20, 19-6-19-20-18-1, 18-1-2-16-20-1-20-30, 21-25-10-20-30-19-33, 13-32-2-10-20-30.
г) по следующим алфавитно-цифровым данным подберите существительные и числительные. Составьте рассказ на тему “Школьные принадлежности”: 18-21-25-12-1, 20-6-20-18-1-5-30, 21-25-6-2-15-10-12, 5-15-6-3-15-10-12, 16-5-10-15, 5-3-1, 20-18-10.
Корделия ГАДЖИЕВА, доцент кафедры фонетики Азербайджанского педагогического института русского языка и литературы им. М.Ф.Ахундова
Баку
Комментарии