Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Маргарита Витальева, Санкт-Петербург: Детский вандализм. Виновато время?.

Дата: 20 января 2012, 13:15
Автор:

В нашем дворе на бывшем пустыре выровняли площадку, обнесли её сетчатым забором. Подразумевалось, что это будет мини-поле для игры в футбол. Несколько дней на душе был праздник. Через две недели праздник приказал долго жить.

Кто-то безжалостно выдрал клок сетки, чтобы протоптать через мини-поле короткую дорогу к школе. А ещё через несколько дней лёгкая сетчатая дверца вообще была сорвана с петель, и стала служить переправой в осенне-весенний разлив луж.

Четыре года назад в нашем доме сделали ремонт. Выкрасили стены в бледно-зелёный цвет. А уже через неделю на светлом лице стен красовались серые отпечатки сначала футбольного мяча, а затем кроссовок. Ну, а потом – куда ж без них! – на стенах расцвели различные непотребные рисунки и слова.

Еще больше впечатляют разбитые в стеклянную пыль кабинки остановок, вырванные до основания трубки таксофонов, уложенные пинками надгробия и изуродованные скамейки парков и скверов.

Как-то на одном из круглых столов с участием детей подростки и взрослые попытались разобраться, что же такое детский вандализм и почему он пустил такие глубокие корни? Оказалось, ребята правильно понимают, что вандализм – это умышленная порча имущества. Правда, некоторые из них считают, что это более узкое понятие, касающееся исключительно памятников культуры. Согласно опросу, проведенному членами Детского Совета при Уполномоченном по правам ребёнка в Санкт-Петербурге, 40% опрошенных ребят когда-либо участвовали в актах вандализма. Из них: «били стекла» – 18%, «мусорили» – 23,3%, «портили общественное имущество» – 20%. На вопрос «Для чего ты это делал (участвовал в акте вандализма)?», чаще всего подростки выбирают ответ: «За компанию» (28%) и «Из желания развлечься» (27%).

Как уточняют работники правоохранительных органов, даже разрисованные детские площадки можно квалифицировать как вандализм. Но ПДД редко прибегают к этой статье. К примеру, мало кто может припомнить привлеченного подростка-«вандала». Расписанные стены, вытоптанные газоны, разбитые стекла, разрисованные окна театров – всё это «творчество» несовершеннолетних оценивается как хулиганство. Только в случае, когда ущерб составляет более ста тысяч рублей, речь идёт об уголовной ответственности по статье «Вандализм». В настоящее время за такие «проделки» подросткам грозит административное наказание в виде материального взыскания – штрафа. И платят его, как правило, родители, а не дети. Увы, официально заставить того же «художника» закрасить свои шедевры на стене нельзя – в отношении подростка не предусмотрены исправительные работы.

В части причин, побудивших «замочить» то или иное культурное сооружение, подростки придерживаются вышесказанного «из желания развлечься», однако взрослые уверены: вандализм – следствие массы ничем не занятого времени. Потому что большинство опрошенных детей на вопрос «Чем ты занимаешься в свободное время?» чаще всего отвечает: «Гуляю на улице». И в числе таких ребят – «середнячки», то есть те, кто особо не одарён и не является членом неблагополучной семьи. Им, не охваченным эпидемией взрослого внимания, занять себя нечем.

К слову, раньше проводились специальные акции. В частности, таланты граффитистов использовали в закрашивании старых зданий или ограждений вдоль железнодорожных путей. При подъезде к городу то тут, то там можно полюбоваться их авангардными картинами. А в Зеленогорске художественному рвению подростков вообще была представлена вся стена городского пляжа. Слава Богу, некоторые из зарисовок оказались близки морской тематике. Но проблема заключается в том, что всё это лишь единовременные акции, а не система.

По поводу детского вандализма священник Глеб Грозовский как-то сказал: «Думаю, в первую очередь это вызвано бескультурьем, потому что нет привитой правильной системы ценностей. Вследствие этого мы имеем подобное отношение к чужому имуществу. Какой выход из ситуации я вижу? Воспитывать в семье, но если упущено, должна подключиться школа». Но как же так получается, что в городе, где каждый булыжник в центре – свидетель истории и культурная единица, все афиши оказываются расписанными, а строительные заборы поражают перлами ненормативной лексики? Подобное «озорство» в гораздо меньшем масштабе встречается в провинциальных городках и сёлах. Мало того, когда едешь по Киевскому шоссе в сторону Луги, на больших придорожных камушках кто-то запечатлел цветы и бабочек. Как пожелание доброго пути. Так может потребность самовыразиться битьём стекол провоцирует сам мегаполис – холодное и бездушное дитя прогресса? Но, опять же, вспоминая юность, вижу неухоженный подъезд напротив нашего колледжа на Гороховой улице, куда мы заходили зябкими вечерами. Там, на сырых и давно не штукатуренных стенах, с первого по пятый этажи разными почерками и разным цветом фломастеров были написаны… стихи. Или философские высказывания. Или просто мысли о насущном. Только в то время насущными были: смысл бытия, любовь, дружба, вера, талант и т.п. В этом подъезде царил особый дух. Никто нас не выгонял, никто не закрашивал стихи, но и никто из нас не пил пиво на ступеньках, сплевывая и оставляя упаковки от чипсов. Единственное, что мы оставляли в этом подъезде, это свои юношеские чувства, свой безудержный максимализм, воплощенный в том или ином императиве, да столовскую котлетку для бездомной кошки. И это был тот же мегаполис…

Значит, дело всё-таки во времени? Может, это оно непринужденно и неприметно меняет приоритеты и ориентиры, превращая для наших детей наши ценности во что-то, не стоящее ни внимания, ни памяти? Ведь смешно теперь, наверное, представить глухую стену дома, где бы акварельной страстью горели стихи Марины Цветаевой или смеялись откровенно неподражаемые афоризмы Фаины Раневской…

Когда ребята, размышляя на тему вандализма, пришли к выводу – и это тоже веяние времени – их умение самостоятельно размышлять, – что побудительными причинами являются: скука и низкий культурный уровень, то бороться с данным явлением они предложили созданием социальных видеороликов, проведением акций, тематических уроков и т.д. Но, примечательно, что согласно опросу того же Детского совета, большинство подростков придерживается иного мнения. Самым эффективным методом в борьбе с вандалами подростки признали – внимание! – штрафы и тюрьму (43,1%), а на втором месте – «установку камер наблюдения» (29,4%). Таким образом, жёсткие приземлённые меры для детей более убедительны, нежели вся наглядная историко-культурная иллюстрация Петербурга, нежели встречи с интеллигенцией, нежели беседы и чтение. И это, разумеется, тоже данность текущего временного периода. Детям знаком и понятен язык репрессий. И нам, похоже, он ближе. Как и язык попустительства. В самом деле, не хватать же за руку подростков, самозабвенно лупящих по стеклам! Себе дороже выйдет. Безопаснее пройти сторонкой, являя собой пример для будущего поколения. Поломают-поломают и перебесятся. Тем более, что культурных ценностей много – авось все не перебьют…


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt