search
main
0

Лоцман, лавирующий в море информации

В Москве завершился 12-й Всероссийский форум «Образовательная среда 2010». Капитаном-судоводителем на нем назначили образование. Форум в который раз представил инновационные разработки российских и зарубежных компаний, передовые методики и технологии, программные и технические средства обучения, региональные системы и перспективные модели образования.

Советник по образованию председателя Совета Федерации Федерального Собрания РФ Юлия Костенко во время своей вступительной речи на церемонии открытия Форума озвучила позицию спикера верхней палаты Сергея Миронова, считающего, что уровень образования определяет качество жизни в нашей стране.  Конкурентоспособность России и ее авторитет зависят от тех навыков и знаний, которые получает человек еще в учебном заведении. Чем лучше будет уровень образовательного учреждения, тем успешнее сложится и личная карьера каждого, и усилится позиция государства. Образовательный Форум позволяет школам увидеть, что для них создано производителями, а разработчикам понять, какие именно потребности конкретных образовательных сред  необходимо удовлетворять. А главное – как.

Директор Департамента развития информационно-коммуникационных технологий Министерства образования и науки Российской Федерации Виктор Русаков отметил, что основными задачами образования сегодня служат повышение его качества и доступности, усиление связей между разными уровнями, интеграция в мировое научно-образовательное пространство, а также создание экономически оптимальной модели образовательной системы. Крайне важно, что у любого школьника, где бы он ни находился, была возможность свободного доступа ко всем необходимым образовательным ресурсам. Таким образом, информационно-коммуникативные технологии в образовательном процессе выходят на первый план в качестве основного средства обеспечения доступности и качества образования.

Генеральный директор ФГУП Российского научно-производственного объединения «Росучприбор», головной организации Минобрнауки России в области создания учебной техники и оснащения образовательных учреждений, Юрий Песоцкий подчеркнул, что недаром на форуме традиционно встречаются образовательные учреждения и производители учебной техники. Здесь вполне возможно четко определить, что нужно школе, опробовать решения, провести эксперименты. После этого можно поставлять оборудование в школы. Ведь важно не просто произвести технику, а полностью скомплектовать дисциплину, из всего существующего многообразия выбрать только необходимое. Важна не столько техника – а технология, которая включает в себя методические пособия, рекомендации для учителя, переподготовку учителя. Педагог должен научиться вести уроки на новом оборудовании, причем так, чтобы занятия стали эффективнее, чем раньше.

Информатизация образования обусловлена необходимостью развития системы управления, модернизации механизмов управления, поддержки участников образовательного процесса на всех уровнях. Форум, дающий представление о происходящих событиях в этой сфере, позволяет наметить ориентиры движения. А те новые контакты и знания о существующих новых образовательных технологиях, которые приобретут участники Форума, наверняка окажут самое значительное влияние на дальнейший ход их деятельности и на развитие профессионального сообщества в целом.

Информация должна быть своевременна, актуальна, качественна. Но должна ли она быть общедоступна? Интернет раздвинул границы поиска, и привел разработчиков программ дистанционного обучения к мысли, что необходимо определить где кончается свобода в получении ответов на свои вопросы, и как защищать авторские права создателей учебных курсов. Всероссийская научно-практическая конференция «Образовательная среда сегодня и завтра» предоставила возможность высказаться и вузам, стремящимся подготовить собственный интеллектуальный электронный продукт, и компаниям, собирающим электронные курсы для дальнейшего их распространения, и покупателям. Представители трех различных ипостасей встретились для того, чтобы уяснить для себя, не изобретают ли они велосипед, и не легче ли сотрудничать, нежели придумывать то, что давно уже апробировано.

Модератор собрания исполнительный директор некоммерческого партнерства образовательных и научных учреждений «Открытый университет» Василий Солдаткин объяснил важность данной темы требованиями стандартов. Вступление России в состав стран Болонского соглашения диктует выполнение единой квалификационной программы для всех: сегодня в условиях глобализации, подчеркнул доктор философских наук, уникального национального профобразования быть не может. Необходимо вливаться в мировое сообщество грамотно, а следовательно, осваивать и технологический инструментарий процесса во всей полноте.

Член-корреспондент Академии общественных наук и информационных инноваций Леонид Тартаковский призывает получать современные знания, используя ресурсы Интернета. Идея не нова, а методика подбора не разработана, каждый вуз и каждый преподаватель пока с поиском данных для своих программ справляются сами.

Руководитель Центра дистанционных образовательных технологий Московского института экономики, менеджмента и права Павел Каллиников предложил сетевой подход к проблеме дистанционного обучения. В результате реализации сетевого подхода у вуза родилась новая модель подобного обучения, которая оказалась целиком построенной на интернет-технологиях, что позволяет институту учить более тысячи виртуальных студентов.

Лабораторные работы, посещение дополнительных курсов, возможность получать лишние бонусы-благодарности различных вузов – дистанционное обучение открывает неограниченные возможности для желающих совершенствовать свой уровень образования. В приветственном слове директор Департамента развития информационно-коммуникационных технологий Министерства образования и науки России Виктор Русаков заявил, что несмотря на огромные достижения в мультимедийном развитии, планируются расширение существующих и реализация новых инициатив, используя электронные образовательные Интернет-ресурсы нового поколения. А так как на Всероссийском форуме «Образовательная среда» представлено лучшее, что формирует сегодня систему образования – современные технологии и технические средства обучения, то это позволяет надеяться, что высокий уровень обучения может быть обеспечен не только в крупных городах. И образование действительно станет доступным для всех.

Мир достижений не стоит на месте, новые технические средства обучения готовы прийти в школу, нужен только опытный педагог, способный методически грамотно, технологически эффективно ввести новинки в учебный процесс. Компьютерные классы, мобильные компьютерные комплексы, скоростной Интернет, создание сайта образовательного учреждения – это действительно реалии сегодняшнего дня, и разработчики активно помогают педагогам осваивать новые для школы реалии. Опытом как выстроить подобное сотрудничество делились участники 12-го Всероссийского форума «Образовательная среда» на «круглом столе» «Интерактив в актив и МИМИО – новый помощник учителей»

Приставка МИМИО позволяет любую поверхность превратить в интерактивную доску. Маркерная доска, меловая, просто стена – все начнет «говорить» на интерактивном учебном языке. Приставка очень компактна, легко транспортируется и устанавливается на новом месте за считанные минуты. Любому методисту сразу ясны возможности этой интерактивной приставки. «Для нашей компании важно, – подчеркнула директор по маркетингу компании МИМИО в регионе Европа, Ближний Восток и Африка Катрин Тальпе, – чтобы поставляемая нами техническая новинка не стала никому не нужной вещью в школе. Нам хочется создать условия для ее эффективного использования. Мы хорошо понимаем, что необходимо дидактическое наполнение нашего продукта, разработка методики его применения в школе, необходимо разработать не только общие принципы деятельности, но и учесть частно предметные особенности использования интерактивной приставки на любом уроке в школе».

«Нам интересна работа с приставкой МИМИО, – говорит педагог дополнительного образования Московского областного педагогического колледжа Олеся Салиева. – Я сразу оценила мобильность этой приставки. Ей всегда найдется место и на уроке, и на наших нетрадиционных занятиях по краеведению. Очень импонирует также, что компьютерная фирма, ориентированная на поставку оборудования для школ, проявляет заинтересованность в его методическом освоении».

Специалисты МИМИО проводят обучающие и консультационные занятия. Но существует и обратная связь. Реальные люди, пробуя разработки компании в деле, могут высказывать любые свои пожелания. Педагоги, предлагая те усовершенствования, которые адаптируют технологические новинки к потребностям каждой конкретной школы, по сути, становятся партнерами в создании будущего.

Насытить образовательное пространство техникой – это только половина дела, важно научить педагога использовать технические новинки в повседневной практике. «Главное, – отметила на «круглом столе» начальник Управления инновационного развития и дополнительного образования МГОУ Марина Вайндорф–Сысоева, – изменить сознание учителя». Учителя важно не только научить работать с новой техникой, но и сформировать стойкую потребность работать в информационно насыщенной среде. А это можно сделать лишь в том случае, если сам педагог осваивает не только технику, но и технологию работы с ней – параллельно, в рамках единого курса подготовки! Еще одна важная проблема – необходимость изменения отношения учителя к новым знаниям. Парадокс: с одной стороны, – профессиональная потребность в постоянном пополнении знаний всегда отличает учителя. С другой стороны, – стойкое нежелание менять привычный, проверенный годами формат предъявления учебного материала. А еще больший ужас зачастую вызывает осознание того, что освоение новой техники – это не навсегда, завтра придет что-то новое и вновь потребуется перестраиваться. Образовательная инициатива «Наша новая школа» как раз и нацеливает тех, кто занят повышением квалификации работников образования, на решение и этой серьезнейшей проблемы. Непрерывное образование должно стать нормой жизни, и это не формальный показатель, а то, без чего эффективно работать в современной школе немыслимо. Да и как иначе, ежегодно в компьютерной сфере появляются новые технологические решения.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте