Урок на тему «Финикийцы – лучшие морские торговцы и мореплаватели Древнего Востока» адресован учителю истории, работающему с учащимися пятых классов общеобразовательной школы. В методической разработке урока использованы современные образовательные технологии: технология проблемного обучения, здоровьесберегающие технологии, информационные технологии, игровые и тестовые технологии.
История – один из наиболее важных предметов учебного плана общеобразовательных учреждений России. Эта дисциплина наиболее полно аккумулирует предшествующий социальный опыт человечества. Она же наиболее системно передаёт этот опыт учащимся, выступая объединяющим элементом для всех гуманитарных (отчасти, естественных) дисциплин.
Все активнее набирает силу школа нового исторического типа – школа развития. Ее важнейшей характеристикой является проблемное обучение. Проблемное обучение способствует развитию логического мышления учащихся, обеспечивает творческое усвоение знаний, формирует ключевые компетентности. Политика государства в области образования ориентирует нас на конечный результат, представленный сформированными ключевыми компетентностями.
В современных условиях средств подготовки и передачи информации – компьютер. Информационные технологии открывают совершенно новые варианты обучения, связанные с уникальными возможностями компьютера. Использование компьютерных презентаций на уроке повышает познавательный интерес учащихся, развивает творческие способности.
Вопросы формирования и укрепления здоровья детей всё чаще привлекают к себе внимание научной и педагогической общественности, и одним из факторов неблагоприятного воздействия на состояние здоровья называется учебный процесс, вернее существующая его организация. Для детей школьного возраста неспособность справиться с учебной нагрузкой является одной из наиболее распространенных психотравмирующих ситуаций, приводящих к хроническому утомлению и усталости. Эффективность процесса обучения определяется многими факторами, но главная роль принадлежит учителю. Его задача, прежде всего, воспитать активно мыслящую личность. От мастерства учителя, его умения управлять процессом формирования знаний учащихся, развитием их мышления во многом зависит, сможет ли ученик творчески подойти к изучаемому материалу. Поэтому важно применять на уроках здоровьесберегающий подход: до семи раз менять виды деятельности, строить урок с учётом особенностей каналов восприятия учеников в классе, осуществлять индивидуально-ориентированный подход, проводить физпаузы в качестве профилактики заболеваний.
В связи с разработкой государственного образовательного стандарта актуальны вопросы о том, что считать результатами современного школьного образования, каков инструментарий их эффективной проверки и оценки. Наиболее эффективное средство проверки формализованных знаний по истории – тесты (в переводе с англ. «испытание»), по результатам их выполнения можно судить о психофизиологических и личностных характеристиках, а так же о знаниях, умениях и навыках испытуемого.
Систематическое использование вышеперечисленных технологий позволит снизить количество затруднений в ходе усвоения новых знаний, решит проблему объёма исторического материала и нехватки времени на его проработку, будет способствовать формированию ключевых компетенций. Для определения уровня сформированности ключевых компетенций используется система Блума, по которой составляются контрольные задания. Измерительный инструментарий полностью соответствует Стандарту основного общего образования по истории.
Ключевые компетенции можно проверить и с помощью листа самооценки (см. Приложение № 7).
Решение проблем: планирует свою деятельность, описывает желаемую и реальную ситуацию, формулирует цель и задачи деятельности по решению проблемы, оценивает продукт своей деятельности
Коммуникативную: работает с вопросами на понимание, соблюдает нормы речи, взаимодействует с членами группы
Информационную: интерпретирует полученную информацию в контексте своей деятельности, осознает, какой информацией обладает, а какой нет, применяет предложенный учителем способ получения информацию из нескольких источников.
Оценка сформированности ключевых компетентностей учащихся проводится по следующим уровням:
· высокий уровень – 5 (сформирован),
· оптимальный – 4 (формируется),
· достаточный – 3 (начато формирование),
· низкий – 2 (не сформирован).
Урок по истории в 5 классе.
Тема: «Финикийцы – лучшие морские торговцы и мореплаватели Древнего Востока»
Цель урока: дать представление о Финикии как морской цивилизации через использование проблемного диалога как средства развития ключевых компетентностей.
Задачи урока:
– образовательные:
1. Показать роль местоположения и природных условий Финикии в жизни финикийцев.
2. Сформировать понятие «колония».
3. Показать, опираясь на картографические навыки пятиклассников, территории, где основывались финикийские колонии.
– развивающие:
1. Продолжить формирование умения анализировать текст исторического источника, навыка чтения исторической карты и работы с контурной картой, продолжить развитие информационной компетенции, компетенции решения проблем.
2. Продолжить формирование навыка самооценки, коммуникативной компетенции, умения сравнивать морские и речными цивилизации.
– воспитательные:
1. Дать возможность оценить с нравственных позиций разбойничьи набеги финикийцев на побережья.
2. Оценить значение финикийцев в жизни других людей.
Тип урока: открытие новых знаний.
Вид урока: проблемный.
Форма урока: урок-путешествие.
Основные методы и приёмы: локализация исторического объекта на карте, аналитическая беседа по иллюстрациям, фронтальная поисковая беседа, составление смыслового плана, чтение и анализ текста, изучение и анализ документа, индивидуальная и групповая работы, побуждающий и подводящий диалог, работа над заданиями проблемного характера, тестирование, игровые моменты.
Оборудование:
1. Технические средства обучения: компьютер, телевизор, видеомагнитофон.
2. Материалы:
– Карта настенная «Междуречье и Восточное Средиземноморье».
– Дидактические материалы (Приложения № 3, 4, 5).
– Раздаточный материал (настольная карта Атлас).
– Текст фрагмента исторического источника (Приложение № 6).
– Учебник «История Древнего мира», авторы С.В, Колпаков, В.А. Рогожин.
– Компьютерная презентация
– Фрагмент учебного фильма «Древняя Греция. Карфаген».
– Компьютерная учебная программа (электронный учебник) «История 5 класс».
– Лист самооценки для каждого ученика (Приложение № 7).
– Тест (Приложение № 8).
Планируемые результаты:
1. Учащиеся изучат фактический материал по теме урока, придут к пониманию того, что существуют разные цивилизации, и это во многом зависит от местоположения и природных условий, расширят представление о понятии «алфавит» и освоят новые понятия (колония).
2. Ученики продолжат формирование умения использовать текст исторического источника при ответе на вопросы темы, навыка чтения исторической карты и работы с контурной картой.
3. Ученики продолжат формирование навыка самооценки и развития коммуникативной компетентности.
4. Учащиеся придут к пониманию того, что такое «безнравственно».
Литература:
1. Мельникова Л.И. Проблемный урок или как открывать знания вместе с учениками.
М., 2002.
2. Колпаков С.В, Рогожкин В.А. История Древнего мира.
3. Петрович В. Г. Уроки истории. 5-й класс. Поурочное планирование
4. Шевченко Н.И. Сборник проблемно-развивающих заданий
5. Зверева Л.И. Краткие конспекты уроков
6. Всемирная история. Энциклопедия для детей
7. Игнатов А.В. Методическое пособие
8. Тематический контроль.
9. Приложение № 1.
Основные понятия и термины: Финикия, пурпур, Тир, Библ, Сидон, стекло, колония, пираты, алфавит
Ход урока.
Создание проблемной ситуации.
Учитель: Имели ли Египет и Междуречье выходы к морям? Покажите на карте.
Ученики работают в настенной и настольной картами.
Учитель: Были ли в Египте и Междуречье реки? Покажите на карте.
Ученики отвечают.
Учитель: Что в жизни жителей Египта и Междуречья играло наибольшую роль – реки или моря?
Учитель: В жизни финикийцев море играло наибольшую роль. Финикийцы добились небывалых успехов на море. Отважные финикийцы выходили не только в Средиземное море, но и в Атлантический океан, именно они первые совершили плавание вокруг Африки
На слайде компьютерной презентации показана Африка и указан путь финикийских мореплавателей вокруг континента.
Формулирование проблемы.
Учитель: Какой проблемный вопрос предстоит решить сегодня?
Ученики формулируют проблемный вопрос и записывают: «Что позволило финикийцам добиться более выдающихся успехов на море по сравнению с Египтом и Междуречьем?».
Гипотезы.
Учитель: Предположим различные версии ответа на вопрос.
Ученики выдвигают версии и кратко записывают их в тетради:
1. Невыгодное местоположение заставляло финикийцев отправляться в далёкие края и осваивать моря и новые земли.
2. Кроме как осваивать моря, нечем было заниматься, так как были неблагоприятные природные условия.
3. Люди, живущие у моря, по характеру свободолюбивые и отважные, поэтому их манят морские просторы.
4. Природные условия способствовали развитию мореплавания и морской торговле, так как в Финикии был строительный материал, чтобы строить корабли и продавать его в тот же Египет.
Актуализация знаний. Планирование деятельности.
Учитель: Проблемный вопрос связан с темой урока. Какие знания нам пригодятся?
Вспомним: почему природа Египта не позволяла добиться больших успехов на море?
Учитель: Почему природа Междуречья не позволяла добиться больших успехов на море?
Учитель: Когда-то мы уже изучали Финикию, говорили о ней?
Ученики отвечают, работая с картой.
Учитель: Где находится Финикия? Покажите по карте.
Учитель: Каких знаний нам не хватает для решения проблемного вопроса?
Открытие нового знания.
Учитель предлагает алгоритм работы:
1. Местоположение.
2. Природные условия.
3. Занятия.
4. Открытия и достижения.
Учитель: Сегодня на машине времени мы отправляемся в Древнюю Финикию.
Ученики заранее нарисовали машину времени.
Включается музыка. Объявляется физкультурная пауза. Все закрывают глаза, складывают руки в замок и вытягивают руки вверх (упражнение на растяжку мышц плечевого пояса).
Учитель: Мы прибыли на восточный берег Средиземного моря, где протянулась узкая полоска земли. Вот она – Древняя Финикия!
Давайте поспорим. Одни считают, что Финикия занимала невыгодное местоположение, а другие считают, что выгодное. Одна группа приводит доводы за выгодное положение Финикии, другая – против.
1-я группа подбирает аргументы «за», работая с текстом учебника письменно (стр. 65, 1-2 абзац). 2-я группа подбирает аргументы «против», работая с Краткими конспектами уроков, автор Л.И. Зверева. 3-я группа получила опережающее задание по учебнику (см. ниже по сценарию).
Ответы 1-й группы.
Мы считаем, что Финикия занимала выгодное местоположение, так как:
1. Близость моря давала возможность заниматься морскими промыслами (много рыбы, моллюсков) и морской торговлей, поэтому Финикия богатела.
2. Финикия находилась на пересечении морских торговых путей.
3. Росли деревья – кедры, это строительный материал.
Ответы 2-й группы.
Мы считаем, что Финикия занимала невыгодное местоположение, так как:
1. Представим коммунальную квартиру, всем достались комнаты, а вам коридор. Вот так другим народам досталось хорошее положение, а финикийцы жили в проходном дворе – здесь по узкой полоске между скалами и морем, по дороге шли бесконечные караваны: с севера на юг и обратно.
2. Полоска земли настолько узкая, что даже название не вмещается, плавает по воде.
Вывод: Финикия занимала выгодное для занятий морской торговлей и мореплаванием положение. (Записи в тетрадь).
Учитель: Вчера ученики вашего класса получили письмо из прошлого от древнего финикийского ремесленника.
Один ученик из 3-й группы выходит к доске и читает вслух письмо (см. Приложение №3).
Учитель: Что узнали?
Демонстрация тканей пурпурного оттенка на слайде презентации.
Ученики: Из письма мы узнали, что пурпурную краску изобрели в Финикии, здесь окрашивали ткани и продавали их. Узнали, как её добывали.
Учитель: Древняя Финикия – так назвали страну древние греки, на греческом языке это звучало «Фойна», в переводе «багряная, пурпурная».
А как нам удалось столь быстро перевести и прочитать письмо финикийского ремесленника? На расшифровку египетского письма уходил не один год.
Работа с текстом учебника (стр. 68), если параграф дома не читали.
Демонстрация финикийского и современного алфавитов на слайде презентации.
Ученики: Из текста мы узнали, что наш алфавит произошёл от финикийского алфавита.
Финикийский алфавит лёг в основу письма многих народов мира.
Учитель: Что общее? В чем различие?
Задание: прочитать финикийские слова (см. Приложение 4).
Учитель: Финикийское письмо получило название «алфавит» по названию первой буквы «алеф», она похожа не голову быка; бет – на дом и т. д.
Когда появился алфавит?
Учитель: Когда же появилась цивилизация?
Ученики: Уже в X в. до н.э. появилась эта морская цивилизация (записи в тетрадь).
Учитель: Наличие письма – один из признаков цивилизации.
Какие вы знаете признаки цивилизации?
Учитель: В отличие от Египта и Междуречья, Финикия не была единым государством. Каждый город имел своего царя.
Найдите на карте Финикии города и отметьте их на контурной карте, покажите города на настенной карте.
Ученики работают с контурной картой и настольной картой.
Учитель: В городах жили искусные ремесленники и ловкие торговцы. Посетим один из городов.
На слайде компьютерной презентации изображён финикийский город.
Учитель: Что свидетельствует о занятиях, связанных с морем?
Учитель: Какие, помимо мореплавания и морской торговли, возможны были в Финикии занятия?
Отвечают 2 ученика 3-й группы, которые получили опережающее задание прочитать текст учебника на стр.65 и ответить на вопрос: «Какие, помимо мореплавания и морской торговли возможны были в Финикии занятия?».
Учитель: Недавно с раскопок вернулись археологи, один из них присутствует в студии и у него берёт интервью корреспондент – наш ученик. Представим, что мы в студии, где идут съёмки.
Выходят 2 ученика (ученики 3-й группы, которые получили опережающее задание), садятся за стол, на которых таблички «археолог» и «корреспондент». Между ними идёт диалог. (См. Приложение № 5).
На слайде компьютерной презентации изображён финикийский корабль.
Учитель: А еще археологи-подводники обнаружили корабль. Финикийские корабелы – торговые суда большой грузоподъёмности, до 250 тонн груза, украшались лошадиными головами, защищались тараном – заострённым выступом в носовой подводной части корабля. Нашли такие корабли у берегов Африки и у Британских островов – они были великие мореплаватели.
На слайде компьютерной презентации карта, на которой показаны направления движения финикийских кораблей. На другом слайде карта, на которой показаны направления движения финикийских кораблей.
Учитель: Почему финикийцев считают великими мореплавателями?
2 ученика 3-й группы получили опережающее задание прочитать текст учебника на стр. 66, 2-й абзац, стр. 67, 2-й абзац и ответить на вопрос: «Почему финикийцев считают великими мореплавателями?».
Физкультурная пауза.
Игра «Капитаны». Все встают и выполняют команды ведущего на внимание. Если ведущий произносит слово «капитаны» команды выполняются, если нет, команды не выполняются. Например « Капитаны, руки на пояс» и т.д.
Учитель: Почему финикийцы не боялись отправляться в такие опасные путешествия?
Учитель: В каких продуктах нуждались? Что будут покупать в Египте?
Учитель: Что будут продавать? Что повезут в Египет?
Учитель: Финикийцы были не только искусные ремесленники, но ловкие торговцы. Везде их товары пользовались большим спросом. А искусству вести торговлю учились у них и греки. Такие слова, как «золото», «вино», «одежда», «полотно», «покрывало», «нож», «меч», «сукно», имеют финикийские корни. Финикийских торговцев ждали, но боялись. Почему боялись?
Работа с документом (см. Приложение № 6).
Учитель: Финикийцы нуждались в деньгах, для того, чтобы покупать новые земли.
На слайде компьютерной презентации – основание колонии финикийцами.
Учитель: Так, одна царица Финикии купила на севере Африки земли и основала там поселение – колонию. Самые известные финикийские колонии: Карфаген, на острове Кипр, на острове Мальта, на острове Сардиния, на острове Сицилия. Финикийцы покидали родину, так как им постоянно угрожали соседи (египтяне, ассирийцы). А ещё их заставляла покидать родину привычка получать большие доходы и желание жить свободно.
Групповая работа с настольной картой.
Учитель: Какие новые понятия узнали? (Колония, алфавит).
Просмотр фрагмента фильма «Древняя Греция. Карфаген».
Учитель: Перечислите основные занятия финикийцев.
Учитель: Кто сформулирует тему нашего урока?
Ученики: Финикийцы – лучшие морские торговцы и мореплаватели Древнего Востока.
Финикия – морская цивилизация.
Финикийские мореплаватели и торговцы.
Возвращение из путешествия.
Учитель: Мы в современной школе и нам предстоит выполнить тестовую работу.
Закрепление.
Тест. См. Приложение 7.
Учитель: Сегодня существует более 244 государств. Сегодня есть такое государство – Финикия?
На слайде компьютерной презентации перечислены исторические факты.
Учитель: История недолгая. В 6 в до н.э. завоевана персами, в 332 г до н.э. Александром Македонским. На этом месте сегодня Ливан. Но мы во многом благодарны финикийцам.
Если бы вы встретили финикийцев, за что вы их бы отблагодарили?
Учитель: За что бы вы их критиковали?
Учитель: Смогли мы ответить на проблемный вопрос урока?
Ученики: Да, мы ответили на главный вопрос урока, потому что было достаточно материала. Финикийцам позволило добиться выдающихся успехов на море выгодное местоположение и природные условия.
Учитель: Чья гипотеза подтвердилась?
Проверка гипотез.
Выставление оценок. Работа с листом самооценки (см. Приложение 8).
Домашнее задание: написать благодарственное письмо финикийцам.
Светлана Лямцева, учитель истории и обществознания средней школы №58 города Новоуральска Свердловской области, участница XII конкурса методических разработок «Сто друзей»
Во вложенных файлах Приложения 1,3,5-9.
Приложение 4 и презентация к уроку доступны для скачивания по ссылке:
Фото Алексея Ветчинкина
Комментарии