Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Кто, как и почему сегодня выбирает вузы

Дата: 31 марта 2012, 11:06
Автор:

В конце марта в пресс-центре РИА «РосБизнесКонсалтинг» состоялась пресс-конференция ректора МГУ имени М.В. Ломоносова Виктора Садовничего. В рамках встречи с журналистами и виртуального общения с пользователями, задававшими вопросы через сайт РБК, ректор рассуждал на тему того, кто и как в современных условиях выбирает направления обучения в вузе и о том, каким образом можно объективно оценить работу учебного заведения.

Кто выбирает вуз: выпускник или его родители? Этот вопрос интересен сам по себе и затрагивает множество проблем, поэтому ректор МГУ постарался в первую очередь ответить именно на него.

– Мне кажется, многое здесь зависит от времени, о котором мы говорим. Если мы перенесемся на 20-30 лет назад, то в большей степени вуз выбирал, конечно же, сам выпускник, – отметил Виктор Садовничий. – А если заглянуть в еще более ранние времена, то это был, что называется, период «физиков», период мощного научно-технического прогресса, и тогда каждый школьник мечтал поступить в технический вуз. Сейчас другое время, но однозначно сказать, что сегодня вуз выбирает в большей степени школьник или веское слово остается за родителем, трудно. Наверное, где-то 50/50.

Также ректор МГУ согласился, что значительную роль играет, так называемая, мода на специальности. Сейчас, по его словам наступает такой период, когда в сознании абитуриентов юридическая наука, менеджмент и экономика отходят на второй план. И родители, и школьники чувствуют перепроизводство по этим, ставшим за прошлые годы традиционными специальностям, и ребята вновь готовятся к поступлению на сложные естественнонаучные и инженерные специальности.

Кроме того, при выборе вуза и факультета значение имеют и представления о прибыльности будущей профессии, на которую ориентируются выпускники или их направляют по этой стезе близкие. Каждая семья, так или иначе оценивает, что ждет их ребенка по окончании вуза и задается вопросом о том, сколько он будет зарабатывать.

Однако не только эти факторы влияют на окончательное решение в пользу того или иного учебного заведения или даже конкретной специальности. Большинство, как среди профессорско-преподавательского состава, так и среди тех, кто лишь со стороны наблюдает за работой учебных заведений высшего уровня, стараются опираться в своих оценках на какие-то объективные критерии. Но кто может их задать? И все ли так просто в оценке вузов? Можно ли на самом деле определить, насколько эффективно работают отечественные вузы с помощью набора каких-то параметров и характеристик? А ответить на один из самых животрепещущих вопросов – конкурентоспособны ли российские вузы на фоне зарубежных?

– Это достаточно глубокие вопросы, – отметил Виктор Садовничий. – В мире существует несколько рейтинговых агентств, которые составляют мировые рейтинги университетов на протяжении многих лет. Я встречался с руководителями этих агентств. Они не раз приезжали в Москву, и МГУ производил на них большое впечатление. Но у нас другая система образования, другой менталитет и много других особенностей. А те критерии, по которым агентства определяют место каждого вуза в рейтинге, постоянно меняются, но всякий раз оказываются для российских учебных заведений новыми и такими, что, исходя из истории своего развития, наши вузы не могут по этим критериям подняться на высокое место в рейтинге.

Так, например, по словам ректора МГУ, долгое время большой вес имел такой критерий, как число Нобелевских лауреатов в вузе. И как можно получить высокую оценку по данному критерию, если некоторое время нашим ученым вообще не присуждалась эта престижная премия, а были и случаи, когда комитет премии в последний момент принимал решение о вручении награды не в пользу российских достижений. Помимо всего прочего, сами вузы должны обладать хорошей материальной и финансовой базой, чтобы приглашать к себе ученых столь высокого уровня. Понятно, что в мире есть университеты, где работают по 30-40 Нобелевских лауреатов, но пока что к российским учебным заведениям это не относится и, соответственно, для оценки нашей системы образования этот критерий подходит в меньшей степени.

Со временем, по словам Виктора Садовничего, список засчитываемых наград расширился за счет других престижных премий, и ситуация несколько выправилась. Но рейтинговые агентства разработали другой критерий – цитируемость в зарубежных изданиях. Сейчас в большинстве вузов этому уделяется пристальное внимание, это поощряется, но был период, когда такая работа вообще не велась, потому что русский язык наравне со многими другими был языком научного общения.

Одним из последних рейтингов стал Репутационный рейтинг мира высшего образования, создатели которого поставили вопрос о возможности послать зарубежного выпускника в российский вуз в качестве постдока (временная позиция молодых ученых со степенью кандидата наук в вузах и научно-исследовательских центрах за рубежом). На самом деле мировым экспертам было бы затруднительно не только ответить на этот вопрос, но и сделать то, что предлагается в вопросе. Дело в том, что в российском образовании нет официальной системы постдоков. С другой стороны, никто не отменял языкового барьера, поскольку далеко не во всех вузах страны ведется преподавание на иностранном языке. Таким образом, получается, что это изначально проигрышный для российских вузов критерий рейтинга.

– Я предложил создателям рейтинга задать другой вопрос: «Возьмете ли вы на работу выпускника Московского университета?», – отметил Виктор Садовничий. – Это будет уже совсем другой критерий, и если ответы будут утвердительными, это скажет многое о качестве образования в вузе. Я бы не преувеличивал значение зарубежных рейтингов, но с их создателями надо сотрудничать, потому что это позволит более четко оценить уровень образования в наших вузах в мировом масштабе. А российский рейтинг должен быть независимым, должен учитывать менталитет нашей страны. Нужно его провести и сравнить систему организации образования у нас и за рубежом, и тогда уже можно будет что-то обсуждать.

NB!

«Учительская газета» на своем уровне также стремится внести свой вклад в оценку системы высшего образования в России и помочь своим читателям, для которых проблема выбора вуза стоит крайне остро. В этой связи в конце апреля издание запускает новый on-line проект, в котором постарается наиболее полно охарактеризовать ситуацию в вузах страны. Посетители сайта «Учительской газеты» смогут окунуться в будни вузов, наполненные ежедневными обязанностями преподавателей и студентов, и ощутить атмосферу их веселых праздников, объединяющих в неформальной обстановке дружное ученое братство; смогут не только изучить жизнь каждого вуза в цифрах и показателях, но и через репортажи и интервью почти вживую пообщаться с деканами факультетов, а также получить рекомендации многих известных компаний по трудоустройству. Кто-кто, а именно работодатели и могут дать нетривиальную оценку работе вуза, ежегодно принимая в ряды своих сотрудников сотни выпускников. Следите за обновлениями на сайте «Учительской газеты» и вы в числе первых узнаете о российских вузах много нового!


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt