В современных условиях молодому поколению россиян довольно сложно понять все изломы Великой Отечественной войны, не представляя, как воспринималась и переживалась эта эпопея на фронте и в тылу простыми советскими гражданами, чей непосредственный труд составил основу Великой Победы над гитлеровским фашизмом. Однако нашему подрастающему поколению крайне важно понимать всю сложность и неоднозначность истории Великой Отечественной войны, осознавать, что великие и грозные события минувших лет – это не придуманные сценки из боевика или мифы и легенды о жизни абстрактных «советских трудящихся». Пережитое оставило жгучий, неизгладимый след в душах и судьбах живущих рядом близких и знакомых им людей. Надо реально помочь молодым ощутить сопричастность своей семьи, круга близких знакомых, а значит, и личную принадлежность к великим событиям истории прошлого.
Годы идут, и сегодня все меньше остается с нами тех, кто мог бы поделиться своими личными ощущениями событий тех лет. Пройдет не так много времени, и возможность воссоздать «живую историю» войны будет упущена навсегда. Работа по сбору воспоминаний простых людей о войне именно сегодня, в канун 60-летия Великой Победы, чрезвычайно важна. Эта деятельность весьма актуальна и в целях патриотического воспитания молодежи, так как она действенно будет способствовать формированию у наших юных граждан глубокого понимания и уважения истории своей Родины.
Помимо достижения научных, образовательных и воспитательных целей работа по сбору воспоминаний и свидетельств о событиях 1941-1945 годов имеет и ярко выраженный социальный аспект. Она даст возможность участвующим в этой благородной акции школьникам узнать о проблемах и нуждах ветеранов войны и труда и в меру своих возможностей оказать им посильную помощь.
Результаты активной поисковой работы учащихся могут стать основой сборников воспоминаний участников Великой Отечественной войны, которые органично войдут в контекст уроков по отечественной истории, экспозиций школьных и местных краеведческих музеев, целого комплекса воспитательных мероприятий среди подрастающего поколения россиян.
Общие положения
Учредителями Всероссийского конкурса творческих работ учащихся «Колокола памяти» в рамках Всероссийского фестиваля детского и молодежного художественного творчества «Салют, Победа!», посвященного 60-летию Победы в Великой Отечественной войне (далее – Конкурс), являются: Федеральное агентство по образованию, Министерство образования и науки Самарской области, Самарский региональный Центр гражданского образования, администрация Кинель-Черкасского района Самарской области, международное партнерство «СИВИТАС-Россия».
Участниками Конкурса могут стать учащиеся общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей, студенты высших учебных заведений.
Цель и задачи Конкурса
Цель Конкурса. Формирование у подрастающего поколения патриотических качеств и чувства сопричастности к истории своего народа; привлечение внимания молодежи, общественности, органов власти к проблемам и нуждам ветеранов войны и труда.
Задачи Конкурса:
углубление знаний школьников о реальной истории Великой Отечественной войны, истории родного края;
сбор воспоминаний и материалов ветеранов о первом и последнем дне Великой Отечественной войны, а также наиболее значимом ярком событии, которое оставило след в их памяти;
создание web-сайта «Колокола памяти» и размещение на нем собранных воспоминаний ветеранов;
подготовка книги воспоминаний участников Великой Отечественной войны из разных регионов России;
разработка методических рекомендаций по использованию сайта, книги воспоминаний, отдельных школьных проектов в учебно-воспитательной деятельности образовательных учреждений, учреждений дополнительного образования детей, молодежных общественных формирований;
использование материалов web-сайта, результатов поисковой работы школьных команд государственными, муниципальными и школьными историческими и краеведческими музеями в экспозиционной и лекционной работе.
Порядок проведения Конкурса
Участники Конкурса (группы школьников или индивидуальные участники) под руководством педагогов в своих территориях (возможно, при содействии местных военных комиссариатов, Советов ветеранов войны и труда и др.) начинают работу среди ветеранов по сбору воспоминаний о наиболее памятных событиях Великой Отечественной войны.
Будут интересны рассказы не только участников боевых действий, но и тружеников тыла, людей, переживших оккупацию, плен, репрессии, и других. Это могут быть истории о героическом и трагическом, поучительном и чувственном, обыденном и фантастическом, парадоксальном и комическом.
Каждое записанное воспоминание должно сопровождаться коротким эссе участника акции, включающим его впечатления об услышанном и объяснение, почему оно заинтересовало его.
Данная информация, помимо воспоминаний очевидцев войны, может включать в себя письменные и вещественные источники (письма с фронта и на фронт, старые газеты, фотографии, личные вещи фронтовиков и др.). Собранные материалы должны быть представлены в форме краткого отчета с описанием стадий работы школьников, а также тексты воспоминаний. Краткая биографическая справка об авторе (фамилия, имя, отчество, год рождения и место жительства интервьюированного, место и время описываемого события, дата проведения интервью).
Собранный и обработанный материал отправляется в оргкомитет Конкурса электронной почтой в виде текстового файла в формате Miсrosoft Word или обычным письмом. Объем письма не должен превышать 6 страниц печатного текста, выполненного шрифтом Times New Roman, размером 12 через 1,5 интервала.
Руководители творческих групп могут принять участие в обсуждении культурологических, нравственно-патриотических и методических аспектов Конкурса в интернете на форуме и чат-конференции. Все присланные материалы с обязательным указанием их авторов после научного редактирования будут размещены на web-странице проекта, а затем войдут в сборник воспоминаний «Колокола памяти».
Лучшие школьные коллективы и отдельные участники вместе с педагогами-координаторами будут приглашены весной 2005 года на Всероссийский слет в село Кинель-Черкасы Самарской области для подведения итогов Конкурса и презентации результатов поисковой деятельности.
Этапы и сроки проведения Конкурса
1-й этап (ноябрь-декабрь 2004 г.) – создание оргкомитета; объявление о начале Конкурса в средствах массовой информации, через органы управления образованием субъектов Российской Федерации; открытие web-страницы Конкурса, открытие интернет-форума.
2-й этап (январь-март 2005 г.) – информационная поддержка хода Конкурса; проведение чат-конференции; сбор и редактирование материалов; размещение присланных материалов на web-странице; консультирование участников.
В течение второго этапа, но не позднее 20 марта 2005 г. заявки участников (прилагается) и работы на Конкурс высылаются в адрес оргкомитета:
446350, Самарская область, Кинель-Черкасский район, село Кинель-Черкасы, улица Чапаевская, дом 65 «А» – Фонд содействия социально-патриотическому воспитанию населения «Гражданин Кинель-Черкас – гражданин России».
Телефоны: (84660) 4-14-49, 4-07-35 – Полищук Сергей Юрьевич.
E-mail: kinel-cherkassy@mail.ru; robukhov@ mail.ru
3-й этап (март-апрель 2005 г.) – экспертиза работ в оргкомитете Конкурса; подготовка Всероссийского слета финалистов; подготовка CD-версии проекта «Колокола памяти»; рассылка приглашений победителям на финал.
4-й этап (май 2005 г.) – проведение Всероссийского слета финалистов Конкурса.
Телефоны для справок:
Федеральное агентство по образованию, Управление по делам молодежи, отдел воспитательной работы и спорта – Калиш Ирина Викторовна – (095) 237 8414;
Администрация Кинель-Черкасского района Самарской области, с. Кинель-Черкасы – (84660) 4-07-31, 4-07-89;
Самарский региональный Центр гражданского образования – (8462) 51-74-34, 42-65-68; е-mail: civitas@sipkro.ru
Международное партнерство «СИВИТАС-Россия» – (095) 1487155; е-mail: civitas-russia@atom.ru
Приложение
ЗАЯВКА
на участие во Всероссийском конкурсе творческих работ учащихся «Колокола памяти» в рамках Всероссийского фестиваля детского и молодежного художественного творчества «Салют, Победа!», посвященного 60-летию Победы в Великой Отечественной войне
1. Фамилия, имя, отчество участника (ов) c указанием класса
2. Учреждение
3. Почтовый адрес учреждения
4. Телефон _______________________ 5. e-mail
6. Фамилия, имя, отчество педагога (какой предмет преподает)
7. Сведения об оснащенности образовательного учреждения компьютерной техникой и доступе в интернет
Директор образовательного учреждения
ПЕЧАТЬ
Участники, действующие индивидуально, сообщают свои фамилию, имя, отчество, возраст, домашний адрес, e-mail и телефон при наличии.
Комментарии