В давние-давние времена, когда на колоннады и портики великого Рима опускалась жара, а на утреннем небосводе появлялась яркая-преяркая звезда, римский сенат объявлял время отдыха, то есть каникулы… Факт, справедливости ради надо отметить, довольно известный: звезда называлась Сириус, или Каникула, что в переводе с латинского означает «маленькая собачка».
По традиции, когда учитель в начальных классах рассказывает эту историю, без детского удивления и смеха не обходится, особенно если на календаре последние дни мая и впереди самые долгие и долгожданные летние каникулы – самая большая «маленькая собачка»!
Года три назад, когда в Государственной Думе заговорили о «перекройке» учебного времени и сокращении каникул (вроде бы они в России самые длинные), возмутились очень многие – и родители, и учителя, и дети. Масштаб и горячность откликов стали лучшим доказательством того, что депутаты затронули ни много ни мало стратегический вопрос сохранения стабильности в обществе. Пусть дорожают бензин и растут тарифы, но школьные каникулы трогать нельзя! Увидев такую реакцию, вопрос с обсуждения тихонечко сняли. Надолго ли?
Одна из самых известных школ города Липецка живет по своему графику, отличному от расписания большинства российских школ. Рассказывает директор липецкого лицея № 44 Наталья Ельчанинова:
– Раньше у нас тоже было 4 четверти и аттестация после каждой из них, а в 10-11-х классах дети оценивались дважды в год.
С 2006 года мы, прочитав много литературы и побывав на конкурсе «Лучшие школы России» в Москве, решили, что нам нужны изменения. Я познакомилась с руководителями московских школ, которые уже занимались по системе, называемой триместровой. Затем мы у себя провели родительские собрания, сначала обсудили идею на педсовете, потом с родителями и на заседании управляющего совета – нашего главного органа управления. Он у нас в те годы уже был и активно работал. В итоге наше предложение поддержали все, родители дали согласие, и я приказом утвердила переход школы на новое расписание. Теперь мы ежегодно согласовываем годовой календарный график, и у нас получается, что пять недель дети учатся, а шестую отдыхают. Например, зимой мы уже 8 января выходим на учебу, зато 30 декабря уходим на каникулы, и 31 все уже дома. Весенние каникулы продолжаются со 2 по 7 апреля. Мы заранее все просчитываем на каждый год. У нас в лицее свои дневники для каждого ребенка, и там указано расписание, поэтому все заранее осведомлены и о времени учебы, и о каникулах.
Среди плюсов первым я бы назвала уменьшение стресса для детей. Наши ученики теперь до девятого класса оцениваются три раза в год, а не четыре. То есть мы снизили стрессовые ситуации, в которых вынужденно оказывается ребенок. Также психологи говорят нам, что чередование отдыха и рабочего времени стало более рационально. Еще момент: если ребенок пять недель учился, но одну проболел и тему не освоил, то по старому расписанию он бы продолжил учиться дальше, находясь в стрессовой ситуации и не понимая материала, ведь ему надо было заработать отметку за четверть. А при нашем режиме за неделю отдыха он может подтянуться, восполнить пробелы до аттестации – или прийти в школу на занятия с преподавателем, или самостоятельно работать с книгой. При этом летние каникулы у нас остаются такими же, как и везде в наших школах, – с 31 мая до 31 августа.
– Как реагируют местные органы управления образованием на ваше новшество?
– Кроме нашего лицея на такую же схему перешли еще 25 образовательных учреждений Липецка. Они тоже занимаются по триместрам. На последнем совещании директоров, когда речь шла о годовом календарном графике, меня попросили выступить, и я думаю, что последователей у нас будет еще больше.
Ведь есть еще одно доказательство эффективности такой организации учебного процесса. Мы проводили специальные исследования и выяснилось, что в лицее стало намного меньше простудных заболеваний. Уже два года, как мы ни разу не были на карантине. Еще можно говорить о том, что в целом повысилась стрессоустойчивость детей. Хотя здесь, конечно, важно, чтобы в школе не только было удобное расписание, но и работали психологи, у нас их двое.
В Воронежской области школ, которые работали бы по триместровой системе, нет. Говорит Олег Мосолов, руководитель Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области:
– Календарный учебный график, который включает и время учебы, и время каникул, утверждается образовательным учреждением по согласованию с учредителем. В Воронежской области я не знаю ситуаций, чтобы школа училась по какому-то своему отдельному графику, отличному от графиков других школ. И подобных просьб ко мне не поступало. Возможно, на старшей ступени, 10-11-е классы, могут быть приняты какие-то отличительные моменты, но они укладываются в логику общепринятого каникулярного времени и учебного года, разделенного на четверти.
Кстати, у триместровой системы, как и любой другой, есть не только приверженцы, но и противники. Последние среди минусов и странностей называют следующее: оценки выставляют не перед каникулами, а после них; время отдыха не совпадает со временем отдыха детей, которые учатся по стандартному расписанию; различные культурные и развлекательные учреждения подстраивают свои программы под стандартные каникулы.
Но интересно то, что и при обучении четвертями, и при обучении триместрами главный принцип сохраняется неприкосновенным: у нас летние каникулы продолжаются три месяца.
А как у них?
Япония
Учебный год начинается 6 апреля и делится на три триместра. Первый продолжается до 20 июля, затем идут большие летние каникулы, а 1 сентября начинается второй триместр. Зимние каникулы – с 26 декабря по 6 января, а последний, третий триместр, продолжается с 7 января по 25 марта. Затем идут небольшие весенние каникулы, во время которых происходит переход из класса в класс. Точные даты начала и конца триместров бывают разные в разных школах. Начало учебного года в апреле связано с тем, что в это время в Японии весна вступает в полную силу и начинает цвести сакура. На время каникул учащиеся получают домашние задания. Иногда они продолжают учиться и на каникулах (на специальных курсах), если недостаточно хорошо учились во время триместров. Обучение в Японии шестидневное, но каждая вторая суббота считается выходным днем.
Уборщиц в японских школах нет, по окончании занятий ученики сами убирают школу и пришкольную территорию. Уроки в средних и старших классах по 50 мин., в начальных – 45.
США
Начало и окончание учебного года определяют образовательные округа. Обычно учеба начинается в августе (во многих школах после первого понедельника сентября, когда отмечается День труда – Labor Day), а заканчивается в конце июня. В южных штатах США школьники идут учиться в конце июля, а уходят на каникулы в мае – это объясняется тем, что июнь и июль – наиболее жаркие месяцы в году.
Академический год в американской школе в среднем составляет 180 дней, летние школьные каникулы продолжаются 9–11 недель. Кроме этого обычно школьников распускают на рождественские каникулы (1,5–2 недели), День благодарения – Thanksgiving Day (2–3 дня в конце ноября), пасхальные каникулы (2–5 дней) и т. д.
Англия
Учебный год составляет 38 недель, продолжается с начала сентября до начала июля. Год разделен на триместры, которые перемежаются каникулами: летние (полтора месяца), рождественские и пасхальные (2–3 недели). В середине триместров – недельный перерыв. Учебная неделя обычно пятидневная.
Европа
В уходящем учебном году у литовских школьников в общей сложности почти три месяца каникул. Примерно столько же отдыхают дети в Латвии и Эстонии, а также во Франции, Ирландии, Бельгии, Италии, Румынии, на Кипре и Мальте. Между тем у учащихся школ Чехии, Дании, Германии и Нидерландов продолжительность каникул составит примерно два месяца, при этом в последних трех странах летние каникулы всего 6 недель.
Слово эксперту
Алла Стурова, директор гимназии № 6 с углубленным изучением немецкого языка, город Воронеж:
– В Германии сроки начала и окончания каникул разные в различных округах. При этом они изменяются каждый год. Например, начинать учебу могут с 20 августа, а могут с 24-го или 27-го. А некоторые школы с первого, пятого или 10 сентября. Почему это делается? Потому что в Германии ни взрослые, ни дети не сидят дома, когда у них начинаются отпуска или каникулы, они все, как мы говорим, мигрируют. И если бы все разом вдруг снялись со своих мест и поехали отдыхать на юг, невозможно было бы перевезти такую массу людей одновременно. Поэтому хотя бы на несколько дней, но время начала и учебного года, и каникул отличаются. Каникулы во всех округах тоже разные и по времени начала–окончания, и по продолжительности. Каждый год составляются новые учебные календари.
Если сравнивать с нами, то немцы учатся на четверть больше. Они заканчивают занятия не в конце мая, а в конце июня и еще потом сдают сессии. В основном все письменно, устных экзаменов нет. Даже экзамены по иностранному языку они сдают в виде тестов, а языковые навыки приобретают через практику – едут в основном в страны с испанским языком, английским, французским, американским, русским – мало. Старшеклассники учатся в других странах, живут там в семьях.
Мы тоже стараемся делать обмены и в этом году в сентябре отправляем группу в 20 человек, сейчас готовим документы. В Германии они будут жить в семьях. И немцы едут к нам, в этом году они у нас уже были две недели, тоже жили в семьях наших учеников. Такое сотрудничество продолжается с 1990 года.
В немецких школах половина июля занята экзаменами, и в августе тоже отдыхают не полностью, а с 20–25-го уже выходят на учебу. Каникулы: осенние в октябре, примерно с 20-х чисел, рождественские – с 24 декабря по 7 января, пасхальные – весной, затем в мае, а потом летние в июле и августе. Кроме рождественских остальные по неделе. В разных округах летом школьники могут отдыхать или месяц, или два – в каждом округе свои министерства, и они устанавливают сроки. Важно то, что уже в мае, а то и раньше, все знают, когда выходить с больших летних каникул. Все очень четко организовано.
Мы в российских школах, конечно, можем быть самостоятельными, и по Закону «Об образовании» по-своему распределять каникулярное время. Можем, но надо, чтобы Департамент образования разрешил.
С другой стороны, сегодня у нас на первом месте государственно-общественное управление. То есть, если родители обратятся с просьбой и подпишут все необходимое, я должна идти им навстречу.
При подготовке материала о каникулах за рубежом использовались сайты: http://www.zerkalo-anime.ru/vizitka/nasel/obraz.htm, www.school-city.by, http://www.interfax.by
Фото с ресурса http://wallpaper-table.ru/photo/13-0-8319-3
Комментарии