Мне никогда не приходила в голову мысль написать о Елене Фроловой. Её песни были со мной рядом будто бы всегда, это всё равно, что писать о смене времён года, о движении Солнца, о том, что неизменно, и происходит само собой. Но и у неё случился первый большой юбилей. И передо мной открылась истина: масштаб и уникальность явления по имени «Елена Фролова» заслуживает гораздо большей известности.
Я помню, как происходило моё знакомство с её песнями и с ней самой в деталях. Было это лет двадцать назад. Она выступала в бардовском клубе в моём городе, и я в новостном выпуске видел её несколько секунд — запомнилась. Потом попался сборник песен бардов на диске, и там две её песни — отметил, но не «зацепило». А потом я услышал её на концерте памяти Юрия Визбора. Елена Фролова спела две его песни, и спела лучше всех, кто тогда выступал. Она была похожа на Маленького принца в белой рубашке апаш. Без гитары, поэтому в памяти остался жест руки — к вороту рубашки. Это был ещё только 2001 год.
Она пела:
Здравствуй, белый пароходик,
Увези меня отсюда
В край, куда ничто не ходит —
Ни машины, ни верблюды…
И ещё:
О, яхта — мой корабль,
Мне пассажир твой снится,
Дощатый старый пирс, лиловая заря,
Как вы присели к нам,
Загадочная птица?
Ведь надо ж отдохнуть, летя через моря…
После того концерта я купил билет в Политехнический уже на «саму» Елену Фролову. Этот билет не случайно мне запомнился, он оказался своего рода «паролем» — за день до концерта в московском Доме-музее Марины Цветаевой я познакомился со своей спутницей жизни, которая предложила мне купить такой же билет. И с того времени мы с ней не пропустили практически ни одного концерта Елены.
Так кто же такая Елена Фролова? На мой взгляд, прежде всего Елена Фролова — Читатель. Идеальный читатель стихов, который безошибочно слышит их музыку. И позволяет нам услышать её тоже.
Она — самородок. Никакого специального музыкального образования у Елены нет. Мама — учитель физики. Правда, бабушка любила петь, как когда-то на концерте упоминала певица.
Родилась Елена Фролова в Международный день музыки, 1 октября, в Риге. На этот факт очень точно обратила внимание поэт Марина Гершенович: «Если говорить о влиянии рижского климата на Лену, можно выделить в её характере три основные черты: любовь к прекрасному, внутренняя собранность и работоспособность, возвышенная устремленность (совпадает пейзажность характера с прибалтийской готикой, аскетизмом каменных башен и изысканностью фигурных композиций на фасадах домов и пилястрах старой Риги). Эти же три линии характера можно проследить и в музыке, которую творит Лена».
Итак, Елена Фролова — композитор. Её музыка, прежде всего к стихам Марины Цветаевой и Иосифа Бродского, вряд ли кого-то оставит равнодушным. Мне кажется, что если кто-то не разобрался в их поэзии, тому стоит послушать её песни на их стихи, и этому человеку откроется секрет.
Марину Цветаеву Елена называет своим Вергилием в мире Серебряного века. Первые песни на стихи поэта были написаны ею в пятнадцатилетнем возрасте. Марина Цветаева «познакомила» её с творчеством Андрея Белого, Аделаиды Герцык, Софии Парнок, Михаила Кузмина, Осипа Мандельштама, Марии Петровых, Анны Ахматовой, Арсения Тарковского…
Потом «пришли» и другие поэты. Великолепный и разнообразный Иосиф Бродский, смиренный Вениамин Блаженный, неровный и нервный Леонид Губанов… Поэты-современники: Марина Гершенович, Дмитрий Строцев, Мария Теплякова…
И всех Елена Фролова «слышит» и «озвучивает» своим голосом.
Есть у певицы песни и на свои стихи. В этом смысле Елена Фролова — классический бард — всё сама. Чаще всего в этих песнях появляются птицы, путники и дороги. «Моя душа всегда в пути…» — слова из её песни.
А вот этой «Дороженькой» часто заканчивает концерт:
Подарил и Боженька
Мне тебя, дороженька,
Хожу по свету я,
Ни на что не сетуя.
Ни на что не сетуя,
Завожу беседу я
С ветром в чистом поле,
Где душа на воле
Песни напевает,
Горе забывает…
Можно подумать, что слова здесь народные. Тем более, что Елена — ещё и исполнитель русского духовного стиха и народных песен, причём, аккомпанирует себе не только на гитаре, но и на гуслях.
Отдельная часть её репертуара — песни народов мира, как раньше писали на грампластинках. Перевод слов, сделанный Еленой Фроловой, зачастую формально весьма приблизителен, но по духу песни попадает в точку. Она поёт греческие и итальянские песни, песни испанских сефардов, мексиканские, есть и португальское фаду со своими словами опять же про дорогу, которым тоже часто завершает выступления.
В последнее время ей интересны и классические романсы, и многие советские песни.
В течение ряда лет Елена Фролова организовывала в Суздале фестиваль «Гусли Мира». Но в этом году он, увы, по ряду причин не состоялся…
Будем надеяться, что фестиваль возобновится. Ведь в жизни Елены Фроловой было много проектов, совместных с другими музыкантами выступлений, и, что интересно, все они не прекращаются навсегда, они периодически возобновляются. Елена поддерживает дружеские и творческие отношения со времён своей юности. Не случайно на юбилейном вечере в Театре музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой, где она служит с 1989 года, старые друзья Елены Фроловой говорили, что по ней проверяют свои стихи, песни, музыку. Она — их камертон.
В 1988 году образовался авторский дуэт «ВерЛен» — Вера Евушкина и Елена Фролова. И до сих пор, когда Вера Евушкина приезжает в Москву из рязанской деревни Липовки, дуэт воссоединяется. На праздничном вечере пело и трио «Трилогия»: Елена Фролова, Эльмира Галеева и Юлия Зиганшина. Это «казанская дружба» Елены Фроловой. От творческого союза «АЗиЯ» из Санкт-Петербурга приехала Татьяна Алёшина, из Минска — поэт Дмитрий Строцев. Пришли и бывшие актёры театра, с которых вместе с Еленой Фроловой театр и начинался. А сегодня Елена делает с ними совместные концертные программы.
Елена Камбурова когда-то очень точно отметила, что в голосе Елены Фроловой можно услышать звон маленького колокольчика, ведущего слушателя в миры и пространства, которые не видны нам из-за ежедневной суеты.
А замечательная оперная певица Инесса Галанте, совсем недавно впервые прослушав несколько песен своей землячки-рижанки, назвала Елену Фролову — «Мудрый светлячок».
Однажды после концерта Елены Фроловой, составленного из песен на свои стихи, на мои слова о том, что есть русский духовный стих, а у неё — русские душевные песни, Елена, смеясь, поправила: «Задушевные!»
Так она и живёт: великая поэзия и свои задушевные песни — это два главных направления в творчестве Елены Фроловой. Два крыла белой голубки.
Фото автора
Комментарии