Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Какой путь нужно пройти до золотой медали на международной олимпиаде?

Дата: 06 сентября 2011, 12:01
Автор:

23-я Международная олимпиада по информатике показала, что, несмотря на все опасения и сомнения, в нашей стране есть талантливые ребята, за которыми будущее информационных технологий России. Две золотые и две серебряные медали, привезенные российской сборной из Таиланда, стали большой радостью для самих ребят и для их наставников. О том, какой путь нужно пройти до золотой медали международной олимпиады, как справиться с трудностями и найти свою дорогу во взрослую жизнь, «Учительской газете» удалось выяснить у научного руководителя сборной России Владимира Михайловича Кирюхина и руководителя сборной Марины Серафимовны Цветковой.

– Результаты сборной в этом году достойные и весомые. Ребятам пришлось много потрудиться и к тому же пройти серьезный отбор, чтобы отстаивать честь страны. В каких соревнованиях нужно было участвовать, чтобы проявить себя и попасть в сборную?

В.К.: Сейчас в стране проводится много интеллектуальных соревнований, и все в идеале должны выявлять таланты школьников и давать им новое направление развития. Вообще в России существует два типа олимпиад: Всероссийская олимпиада школьников, которую непосредственно курирует Министерство образования и науки РФ, и школьная олимпиада, которая проводится под эгидой Российского союза ректоров. Так вот именно Всероссийская олимпиада была изначально связана с поиском талантливых ребят и созданием условий для развития их таланта и подготовкой для участия в международных соревнованиях. А все вузовские олимпиады, как правило, проводились, чтобы каждый конкретный вуз мог найти своих абитуриентов. – Чем отличается подготовка к российским олимпиадам от подготовки к международным? В.К.: Часто для старшеклассников в качестве основного метода, не важно, международное, российское ли состязание, выбирается натаскивание учеников на решение олимпиадных задач. Кажется, что чем больше ребенок решит олимпиадных задач, тем лучше будет результат. Когда ребята готовятся по такому принципу, у них начинает работать механизм памяти, они запоминают больше решений, однако помимо памяти у талантливых ребят должна быть развита способность к открытиям, генерации своих идей. На российских олимпиадах натренированность еще работает, поскольку олимпиадные задачи пишут в основном те, кто с этими ребятами и занимается. Даже несмотря на то что каждый год мы пытаемся подобрать такой комплект задач, который бы включал новые, незнакомые задачи, число типов и алгоритмов в заданиях хоть и достаточно большое, но конечное. На международной олимпиаде никто задач не знает, задачи все время меняются, и предугадать, какого типа будут задачи, практически невозможно. М.Ц.: В России круг разработчиков олимпиадных заданий сравнительно невелик, их может быть всего человек 20, это очень креативные люди, фактически это ведущий тренерский состав страны. Мы их называем композиторами задач. А в подготовке заданий для международных олимпиад участвует уже все мировое сообщество. Опыт стран быстро развивается, задачи значительно усложняются, и каждый год есть совершенно новые идеи. В этом особенность, интрига международной олимпиады. В.К.: Еще накладывает отпечаток и место, где проводится олимпиада. У страны-хозяйки могут быть свои особые подходы к работе, любимые алгоритмы. Далеко не факт, что на международной олимпиаде попадется именно тот тип задач, который уже известен. Часто это приводит к тому, что на каких-то соревнованиях ребенок выступает с высшими результатами, а где-то и замыкает список участников. Это значит, что такой ребенок в процессе обучения именно натаскивался на определенные типы алгоритмов. Здесь нужен полет творчества. Побеждает самый креативный и самый быстрый. – А как вообще определяется качество выступления? Как методы подготовки могут повлиять на это качество? В.К.: В первую очередь качество определяется тем, как ребенок может решать задачи. И не так, как ему показали, а придумать решение самостоятельно, решал он эти задачи или не решал. Так он сам для себя становится первооткрывателем. И здесь опять же принцип натаскивания работает только до определенных пределов. М.Ц.: Пусть «открытые» им идеи, может быть, уже и известны взрослым, но для него это свое творческое достижение. Для него это новизна, так он раскрывается как творческая личность. Если он не боится творить, не зашорен типологией, какими-то заученностями, если его приучили, что в любой интеллектуально сложной ситуации нужно идти на прорыв, что в любой ситуации нужно что-то придумать, вскрывать проблему в задаче, такой ребенок-боец проявляется мгновенно. И таких детей много. Например, их 27 на международной олимпиаде. Я говорю о золотых медалистах. Этих детей воспитали так, что они не боятся добиваться результата, они очень упорные. – А остальные дети? М.Ц.: Остальные дети – это трудолюбивые замечательные мальчики и девочки с шикарной памятью, наученные дети. Конечно, это суперэлита будущего, но вот от золотых медалистов можно ожидать рождение новых Эйнштейнов. – Как в дальнейшем складывается судьба победителей международных олимпиад? М.Ц.: Дальше наши дети попадают в вуз, в определенную рутину, и как инноваторы они там сейчас никому не нужны. И это самое страшное! Но наши дети понимают, что страна сейчас находится на гребне роста. Они ждут проявления инноваций и как следствие проявления интереса к себе и не хотят покидать страну, уезжать туда, где они, возможно, уже востребованы. – Как можно сейчас решить эту проблему? Как скомпенсировать перекос между уравнивающей реальностью и высоким уровнем возможностей талантливых детей? М.Ц.: На самом деле уже с первого курса такие дети должны попадать в уникальные лаборатории, в группы к уникальным ученым. Но все опять наталкивается на разрыв преемственности инновационной науки. Наука не должна всецело опираться на возрастные параметры. Сначала школьнику скажут, что он еще маленький и не может участвовать во взрослых начинаниях, затем то же самое скажут студенту, и он перестанет чувствовать свою востребованность, хотя, быть может, знает больше и лучше других. Так наука и упускает свой шанс вырастить молодое поколение талантливых ученых. Если раньше были свои научные детские школы, то сейчас после долгого перерыва это только-только возвращается. Взять хотя бы юных географов. Они вдруг стали нужны Русскому географическому обществу. МЧС стали нужны те, кто проявил себя на конкурсах по ОБЖ. Но дети, которые серьезно проявляют себя в ИКТ, – они же настоящие строители будущего! – не востребованы в интеллектуальном мире взрослых. – Неужели на волне перемен в образовании здесь совсем нет никаких подвижек? В.К.: Сейчас в России создалась ситуация, когда сам бизнес потихоньку пришел к тому, что нужны свежие идеи и что самым надежным поставщиком таких идей может стать талантливое молодое поколение. Еще десять лет назад в России не было IT-компаний, которые были бы готовы взрастить, воспитать своих будущих сотрудников начиная со школьного возраста. Сейчас уже некоторые договоренности с такими компаниями есть. Например, компания ABBYY заинтересована в поиске и привлечении к своей научной деятельности уже выпускников школ, особенно золотых медалистов международной олимпиады по информатике. – А как они собираются работать с талантливыми ребятами? В.К.: А они уже работают. Организована специальная кафедра в МФТИ. Компания сформулировала те требования, которые сейчас предъявляются к специалистам в IT-области, и ведет там спецкурсы, обучает работе с определенными продуктами. Кроме того, они готовы уже с первого курса привлекать студентов, у которых за плечами такой олимпиадный опыт, к работе над проектами в самой компании. При таком тесном интеллектуальном сотрудничестве студентам не нужно будет два-три года после окончания вуза привыкать к реалиям бизнеса. Это будут готовые полноценные специалисты крайне высокого уровня. Однако вся проблема в том, что пока только отдельные люди IT-сообщества интересуются школьным олимпиадным движением, а многие и не знают о нем. М.Ц.: Есть, конечно, и другие пути решения проблемы, которые предлагают компании. Например, одни готовы ребят поддерживать, чтобы им не приходилось разрываться между научной деятельностью и необходимостью заработать себе на книги и питание. Так, некоторые из бывших олимпиадников при такой поддержке уже занимаются в своих вузах диссертационной деятельностью. В таких условиях между бизнесом и молодыми талантливыми студентами складывается научно-образовательное партнерство. Подобная практика зародилась всего несколько лет назад. Мы ее холим и лелеем, чтобы не спугнуть. – А в международной олимпиаде на этом фоне наблюдаются какие-то изменения? В.К.: Если говорить о составе участников, то безусловно. Если у истоков олимпиадного движения стояли сборные России, Китая и Болгарии, то сейчас число сильных команд возросло. Даже США в то время, несмотря на большую оснащенность техникой, чем в СССР, были далеко от переднего края. У них не было своей методики подготовки участников, а у нас уже была. Более того, наша страна была закрыта для других, никто не знал, как готовят к олимпиадам. Сегодня в первой пятерке стали появляться те страны, о которых раньше даже никто не слышал на подобных соревнованиях. Наш золотой медалист Павел Кунявский, например, поделил третье место с учеником из Бразилии. Еще пять лет назад у них не было серьезных достижений, но они сделали колоссальный прорыв, взяв на вооружение новейшие технологии и имеющиеся в Интернете олимпиадные ресурсы. – Какие регионы России в этом году наиболее активно проявили себя в ходе борьбы за места в сборной? М.Ц.: Здесь все, в общем-то, закономерно. Если отбросить привычные Москву и Санкт-Петербург, то это, конечно, Саратов, Нижний Новгород, Новосибирск. Наша сборная в этом году, кстати, состояла из двух школьников из Санкт-Петербурга и одного из Саратова, четвертый хоть последние два года учился в Москве, но родом также из Саратова. Радует на самом деле тот факт, что в области информатики не включенных в олимпиадное движение регионов сейчас практически нет вообще. – А какими качествами обладает тот, кто достигает международного уровня состязаний? В.К.: Несомненно, все это настоящие творческие дети, которые работают на результат. Они не мыслят ни минуты без того, чтобы что-то не придумать. И поэтому мы должны постараться устроить современный мир так, чтобы этот талантливый школьник, а затем и студент понимал, что он очень нужен науке, бизнесу. И сама наука, и бизнес это понимали. Подобный опыт на сегодня действительно удался в ЦЕРНе, где собрались действительно планетарные ученые. И среди них многие из России. М.Ц.: В любом случае мы всегда говорим нашим детям, что все соревнования: школьные, студенческие, профессиональные, а тем более еженедельные интернет-олимпиады – это все хорошо, это тренировка. Но если отдавать все свои силы только игре, то с течением времени это просто превращается в хобби. Я обычно спрашиваю увлекшихся учеников: «Зачем тебе это надо? Допустим, в Интернете знают, что ты победитель, что ты чемпион. Но что ты оставишь будущему поколению, ты же настоящий планетарный ребенок, супер-ребенок с огромным потенциалом?» Олимпиада – это только трамплин в науку, в профессию. Комментарии золотых медалистов Павел КУНЯВСКИЙ, золотой медалист 23-й Международной олимпиады по информатике: – В этом году после олимпиады я поступил на математико-механический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. Движение к международному уровню состязаний я начал очень давно. Еще в восьмом классе определилась та высокая планка, которой нужно было соответствовать в изучении предмета. У нас в школе начали читать курс олимпиадной информатики. Мне это показалось интересным, а в процессе изучения я понял, что могу заниматься этим предметом на таком уровне. Конечно, это отнимало много времени, но стоило затраченных усилий. Периодически бывали моменты, когда что-то не удавалось, но так ведь может быть в любой науке и с любым ученым. [Участие в олимпиаде принял в 11-м классе, учился в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Физико-технический лицей №1» города Саратова] Александр ТИМИН, золотой медалист 23-й Международной олимпиады по информатике: – 1 сентября этого года я переступил порог Московского физико-технического института уже в качестве студента. Выбирал учебное заведение в принципе как самый обычный абитуриент – ходил на дни открытых дверей, разговаривал со студентами, преподавателями, собирал информацию – с той лишь разницей, что мог поступить сразу без экзаменов. Такую возможность мне дало участие в олимпиадах. До международного уровня удалось дойти, поскольку было крайне интересно заниматься темой, решать поставленные задачи и развивать свои возможности, не думая ни о каких наградах и льготах. Говорить о какой-то специфической направленности моей учебы или научной деятельности в вузе еще рано. [Участие в олимпиаде принял в 11-м классе Государственного образовательного учреждения «Специализированный учебно-научный центр – факультет Московского государственного университета имени М.В.Ломоносова, школа имени А.Н.Колмогорова», г. Москва]


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt