Многие родители мечтают приучить детей к чтению. Однако получается это не у всех. Какие методы можно применить, и какими хитростями воспользоваться – этим поделился с родителями сайт госуслуг.
Ничему нельзя научить «по щелчку». Самый надежно выработанный навык – тот, который вырабатывается постепенно. Поэтому первый совет такой: читать надо каждый день. Пусть это будет своеобразный ритуал. Необязательно читать одну и ту же книгу. Можно брать несколько разных произведений. Если ребенок маленький, и пока плохо читает, предложите ему следить за текстом, пока вы его произносите.
Полезно читать произведения, которые ребенок знает наизусть. Малышам лучше всего предлагать зарифмованный текст.
Хорошо делать это перед сном, когда ребенок уже лег в постель. Это станет для него приятным завершением дня. Останавливайте чтение на интересном месте. Пусть малыш попросит продолжение.
Наиболее эффективно чтение дробное. Лучше знакомиться с текстом, например, два раза по 10 минут, чем то же самое слушать один раз в течение 20 минут. Можно попросить ребенка читать с вами рядом – пока вы моете посуду или отдыхаете после работы.
Для старшеклассников стоит подбирать книги на наиболее интересную для них тему. Это могут быть приключения, спорт, фантастика, детективы.
Важно не просто читать, но и обсуждать прочитанное. Можно рассказывать о том, что вы прочитали для себя и попросить рассказать ребенка о его прочитанной книге. Выберите из услышанного «мысль недели» и поговорите о ней.
Определите дневную норму чтения и старайтесь ее придерживаться. Со временем ее следует увеличить. Можно придумать поощрение за превышение нормы. При этом не стоит ставить условий и уж тем более, наказывать.
Собирайте дома библиотеку. У ребенка должен быть выбор книг: красочных, знакомых и не очень, больших и маленьких.
Старайтесь покупать красивые книги – с картинками, крупным шрифтом, яркой обложкой. Бумага должна быть качественной, чтобы ее приятно было листать. Тогда книги станут настоящими сокровищами.
Часто родители полагают, что достаточно мотивируют детей к чтению и удивляются, когда эта мотивация не работает. Дело в том, что она может оказаться неправильной. Например:
- это произведение задали на лето, поэтому нужно его прочитать;
- я люблю эту книгу, поэтому будем читать ее;
- сын наших соседей сказал, это интересная книга;
- все дети это читают, и ты тоже должен;
- хватит читать ерунду про пиратов, вот книга о правильном питании.
Чтобы было понятно, какие мотивы можно предложить взамен, приводим такие примеры:
- Смотри, какие картинки в книге, она точно интересная — давай прочитаем.
- Это книга про собак/машинки. Как раз про то, чем ты увлекаешься!
- Эта книга очень дорога мне с самого детства. Хочешь почитать?
- Помнишь, нам понравился фильм о…? А вот книга, по которой он снят.
- Представляешь, человек моргает 15 тысяч раз в сутки, глаз страуса больше его мозга, а радуга — это кольцо. Вот книга, где еще несколько сотен удивительных фактов, которыми ты удивлять всех друзей.
О том, как у школьников формируют мотивацию к чтению, писал сайт «Учительская газета». Сетевое издание также публиковало рекомендации библиотекарей о том, какие книги можно почитать детям в дни школьных каникул.
Комментарии