Математика в России официально – самый сложный предмет в начальных классах. Это отображено в шкале трудности, зафиксированной в одном из СанПиНов. У многих учеников уроки действительно вызывают если не тревогу, то скуку. При этом знания математики и развитое математическое мышление для современных школьников – своего рода социальный лифт, ведь эта наука напрямую связана с цифровыми технологиями, от которых теперь зависит развитие государства. Как показать детям красоту предмета и увлечь их? Ответ на этот вопрос нашла педагог Ирина Черная, автор собственной методики преподавания и лауреат всероссийских профессиональных конкурсов, которая всего за четыре года воспитала более десятка победителей национальных олимпиад по математике.
Объяснить абстрактное
Объектом изучения в математике, в отличие от многих других предметов, служат абстрактные вещи. Это, наверное, самая главная причина сложности в обучении, отмечает Ирина Черная. Изучая биологию, детям легко представить, как выглядит яблоко, носорог и даже сердце человека. При объяснении физических законов, ученикам понятны, например, падение предметов, удар молнии или воздействие силы на объект.
«Но никто никогда нигде не видел вживую цифры два, три с половиной и уж тем более синус с косинусом. Получается, мы в свои, можно сказать, выдумки, заставляем поверить других людей, принимая сказанное нами за истину. И не всем детям такой посыл понятен, поэтому знакомить их с математикой нужной грамотно и аккуратно», – объясняет преподаватель.
Еще один важный аспект – преподавателю на уроке нужно не просто рассказать о правилах и теоремах, а научить детей думать, делать логические выводы, анализировать и синтезировать информацию.
По современным стандартам
Ирина Черная учит математике детей дошкольного возраста в родном Краснодаре. При этом своим примером показала: деление людей на «физиков» и «лириков», – условность. Ее два первых диплома о высшем образовании связаны с гуманитарными науками. Любовь к математике у педагога возникла внезапно. Последние пять лет она преподает ее в образовательном центре Galileo, где прошла обучение по международной программе обучения креативной математике iMaths, разработанной в Малайзии. Главные трудности детей в освоении предмета она видит в том, каким образом его преподносят в школах.
«Одна из главных проблем в российском образовании – дети часто не мотивированы к обучению, теряют уверенность в себе и мотивацию уже в первые годы в школе. А мне хочется зажигать их сердца, потому что математика – это необычайно интересная наука. Она развивает логику, абстрактное и креативное мышление, что поможет быстро осваивать затем и любой другой предмет», – говорит Ирина Черная.
Чтобы изменить сложившийся подход, она использует международную систему iMaths, предусматривающую обучение с 5–6 лет. Есть также блок, который можно применять в работе с детьми с 3-4 лет. По словам эксперта, очень важно заложить базу знаний в возрасте до 10 лет, поскольку именно к этому периоду необходимо успеть сформировать основы логического, понятийного и пространственного мышления.
«В результате дети, уже к 7 годам понимают, как строить логические связи, как можно решить задачу, а в дальнейшем в жизни ту или иную проблему, разными способами», – объясняет педагог.
Всю информацию детям она преподносит в виде игры, где ответом может послужить не один вариант, а два.
Эти правила помогли Ирине Черной уже через полгода работы в краснодарском центре дополнительного образования увидеть первые значимые успехи своих учеников. В 2019 году команда из 13 детей вернулась с чемпионата по креативной математике Южного федерального округа с невиданным успехом – призовые места заняли 12 учеников.
Сделать обучение увлекательным
Ирина Черная уверена – главное не «что» преподавать, а «как». Урок должен оставить у ребенка приятное, яркое впечатление от процесса обучения, поэтому педагог должен увлечь его и заинтриговать, показать, что учиться – приятно и интересно.
«Вспомните что-нибудь из школьного курса химии. Если это не ваша профессия, то наверняка мало что в голове осталось из формул, – приводит пример педагог. – Зато опыты с химическими реакциями наверняка до сих пор отпечатались как живая картинка. Вот это и есть не “что”, а “как”».
Как это сделать: советы Ирины Черной
- Понимать ребенка, уважать этого маленького человека;
- Безмерно любить свой предмет – так, чтобы в свободное время сидеть и самому решать головоломки, читать новые статьи, изобретать свои методы, анализировать свои ошибки, жить математикой;
- Быть добрым. Если им не быть, преподавать сложнее;
- Самому не бояться ошибаться. Показать ученикам, что ошибки – это нормально: порой они учат многому и принимать их нужно спокойно. Если этот пункт упустить, то в итоге учитель получит задерганного невротика;
- Использовать свою природную харизму. Без этого элемента можно навсегда быть забытым в головах уже повзрослевших учеников, оставшись не Учителем, а серым, невзрачным «школьным работником».
Воспитать победителей
В 2020 году на всероссийском чемпионате в Санкт-Петербурге из 12 воспитанников Черной медали завоевали семеро. А на очередном чемпионате ЮФО в 2021 году все четыре участника краснодарского центра заняли первые места.
Педагог отмечает, что подготовка в олимпиадам – отдельная сложная работа. Не только с детьми, но и с их родителями. Она предостерегает, что победы в состязаниях не должны превратиться в самоцель.
«Первое и главное – необходимо понять, что не всем надо на олимпиаду. Даже не все “пятерочники” смогут участвовать в таких состязаниях. И важно правильно работать с родителями. Есть ряд мам и пап, которые любыми способами стремятся, чтобы у ребенка было как можно больше достижений. Здесь педагог должен взвешивать – не получится ли, что он своими руками вместе с родителями отобьет у ребенка желание продолжать изучать науку. Родители, сами того не видя, давят и получают обратный результат», – объясняет преподаватель.
При этом, как именно проводить эту работу, и как готовить учеников к олимпиадам, педагогов отдельно никто не учит: нет ни школ, ни университетов, ни тренеров, которые могли бы рассказать такие нюансы. А опытные педагоги всеми своими секретами не делятся. Поэтому десятки побед учеников Ирины Черной за короткий период – достижение педагога, которое впечатлило коллег. Ее пригласили вступить в престижную всероссийскую ассоциацию «Учитель года», несмотря на то, что традиционно участвовать в ней могут только преподаватели-победители одноименного конкурса.
Делиться знаниями и самосовершенствоваться
Ирина Черная уверена – делиться своими методами воспитания победителей с коллегами можно и нужно, поскольку от этого выигрывают все: и преподавательское сообщество, и сами школьники. Сама она неуклонно следует этому принципу: выступает в СМИ с комментариями по педагогической тематике, выступает внешним рецензентом по оценке рукописей, представленных для публикации в научном издании «Theoria: педагогика, экономика и право». Институт развития образования Краснодарского края в прошлом году пригласил ее как одного из ведущих педагогов выступить на вебинаре «Особенности подготовки к ОГЭ 2024 года по предметам: математика» – Ирина Черная рассказывала коллегам, как подготовить школьников к промежуточному экзамену в докладе «Математика доступным языком. Задания базового уровня ОГЭ». Участие в подобных мероприятиях педагог считает важной частью своей профессии.
«Необходимо постоянно самосовершенствоваться, изучать новые подходы, словом, не стоять на месте. Поэтому я регулярно участвую в конференциях, внедряю и провожу новые олимпиады, самообразовываюсь, выезжаю на форумы, постоянно выхожу из зоны комфорта, трачу свои деньги на проезд, публикации, выступления», – объясняет свою стратегию развития Ирина Черная.
Выступление педагога на профессиональной конференции в Москве в октябре 2023 года стало иллюстрацией ее таланта. В то время как большинство коллег предпочитали сухие презентации, Ирина Черная подошла к своему выступлению творчески, сделав упор на яркие, «цепляющие» иллюстрации. Сложные актуальные проблемы, которые возникают при преподавании математики в школах, она сумела донести простым, понятным языком, а главное, интересно – так же, как на своих занятиях с детьми. После выступления Черная получила множество восторженных откликов от коллег – и об отличной презентации, и о том, как важно было сказать о наболевших вопросах.
Быть учителем не по профессии, а по призванию
Профессиональное сообщество работу Ирины Черной уже оценило на высшем уровне. В прошлом году педагог стала лауреатом Всероссийского профессионального конкурса «Современное образование – 2023», а также получила диплом первой степени в номинации «Мои педагогические “изюминки”» с темой работы «Математика может быть доступной!» на Всероссийском конкурсе педагогов «Образование: взгляд в будущее».
Свои уникальные методы и инструменты преподавания Ирина Черная хочет сделать доступнее для коллег – готовит книгу, в которой рассказывает, как проще и интереснее можно преподавать математику детям в любом возрасте. А пока передает свой опыт коллегам как судья профессиональных конкурсов. Так, Ирину Черную пригласили в состав жюри премии «Эффективное образование» всероссийского фонда «Социальные проекты» в декабре 2023 года, где она оценивала презентации лучших представителей образования страны и давала участникам свои экспертные рекомендации.
Но главный принцип педагога, отмечает Ирина Черная – это в первую очередь не просто следование методикам, даже самым лучшим и прогрессивным, а внутреннее стремление учить и учиться, искренне любить свою профессию и своих учеников. Если это есть, остальное обязательно приложится.
Комментарии