Учебный план – это некая последовательность: введение в тему (Introduction), развитие темы (Development), закрепление (Consolidation), проверки (Tests), контрольная по теме (Final Testing on Topic). Через определенное время возникает стадия повторения (Revision). Составить план необходимо. Но также важно в случае, если возникает нештатная ситуация, уметь его переформатировать.
Начнем с того, что каждая из вышеперечисленных стадий учебного плана – не изолированный эпизод. Если мы не дали введение в тему, что мы будем повторять и проверять? Однажды объяснив понятие «артикль», мы не можем «забыть» его и изучать различные категории существительных, единственное и множественное число, имена собственные, не вспоминая данную специфическую черту английского языка и не обращая внимание на то, что наши ученики «теряют» артикли или вставляют их там, где не надо. Я выбрала в качестве примера именно артикль, потому что знаю по опыту, насколько трудно ввести, а затем закрепить саму идею: в английском языке существует коротенькое слово, которое нужно ставить перед многими существительными (но далеко не всеми). Приходится годами напоминать учащимся о необходимости использовать артикль в речи. Понятно, почему возникают сложности, ведь в русском языке артикля нет. Большая группа моих учеников разных возрастов сдавала несколько лет назад международный экзамен Trinity Exam. Приехавшая к нам в Новосибирск из Лондона специалистка рассказала мне после экзамена о своем опыте. Оказывается, в Японии, например, дети просто не используют в речи артикли, поэтому экзаменатор не засчитывает их отсутствие как ошибку. В России, поведала она мне, ситуация 50/50: отвечая на вопросы, экзаменующийся иногда использует артикли, а иногда не использует. Как специалисту, мне было любопытно узнать, что носитель языка слышит некий легкий «хлопок» тогда, когда артикль пропущен. Наличие его в 50% случаев, однако, показывает экзаменатору, что претенденты на международный сертификат нетвердо знают правила. Следовательно, неверное употребление артикля или его отсутствие там, где присутствие необходимо согласно правилам грамматики, засчитывается как ошибка. Кстати, все мои ученики отлично сдали экзамен и получили сертификаты.
Мы дали тему, прошли ее, провели контрольные… и пошли дальше. А ошибки остались. Что делать? Можно снова повторять объяснения, приводить новые примеры, находить или придумывать drills. He is not just a friend, he is my best friend. Любую подобную фразу можно разобрать подробно, объяснить школьникам, что в староанглийском неопределенный артикль был синонимичен числительному one. Если мы мысленно можем вставить в речь слово «один», скорее всего, именно перед таким существительным должен стоять неопределенный артикль. В тех случаях, когда мы можем мысленно продолжить сказанное и вставить определение «тот, который», нам понадобится определенный артикль the. Посмотрим на простые примеры.
This is a boy. The boy (that boy whom I met) has dark hair.
This is a girl. The girl (that girl I saw) had long blond hair.
Любая грамматическая тема, любой новый раздел, который мы проходим согласно программе, может вызвать неожиданные сложности. Полезно иметь в своем арсенале, в профессиональной методической копилке набор упражнений, проверочных заданий, примеров, ссылок, картинок, а также находить время для того, чтобы снова и снова иными средствами объяснять трудную тему, пока не произойдет закрепление материала. Необязательно посвящать этому целый урок, ведь над нами вечно довлеет учебный план. Можно найти 3-5 минут, помочь ученикам вспомнить пройденное, потренироваться.
Учитель умеет видеть каждый урок как часть целого, ту нить, которая становится составной частью единого полотна. Конечно, это нелегко. Мы можем представить себе любой урок, написать учебный план, прочитать методическую литературу. А потом мы получаем новый класс, или к нам приходят новые ученики, и все наши планы исчезают, разбиваются о реальность. Бывает и так, что мы продумали весь урок или цикл уроков по теме, пришли в свой родной класс, все объяснили, дали домашние задания – и увидели, что тема вызвала массу проблем. Легче всего пойти дальше. Но что покажет контрольная работа? Как дети самостоятельно справятся с возникшей проблемой? Если большая часть класса не справилась с домашней работой, или показала неожиданно низкие результаты во время самостоятельной работы, стоит пересмотреть свой план, а потом дать тему по-новому. Учебный план в случае нужды можно поменять, переформатировать.
Перед началом учебного года можно заранее прогнозировать, что заставит нам поменять проработанный за лето учебный план. Давайте классифицируем типичные ситуации, с которыми нам всем приходится ежегодно сталкиваться.
Лучший сценарий. Мы приходим в школу после каникул, приветствуем свои классы, с которыми занимаемся три, пять, семь лет, проводим несколько тестов, чтобы увидеть, как много или как мало они забыли за каникулы. Мы также слушаем тех, кто путешествоввал, побывал в языковом лагере или даже прочитал книжку на английском языке. Мы знаем своих учеников, они знают нас; мы знакомы с родителями. Берем учебный план и работаем. Конечно, неожиданностей всегда хватает. Например, мы расстались с детьми, а встретились с подростками. Существует огромная разница между теми, кому было весной 12 лет, и теми же детьми, которым исполнилось 13. Начинаются перепады настроения, гормональные перемены, неожиданные взрывы эмоций, необъяснимые взлеты и падения успеваемости. Я уж не говорю о неизбежной первой влюбленности. Но все же мы имеем дело с детьми, которых давно и хорошо знаем. В большинстве случаев нам удается справляться с любой проблемой.
Средний сценарий. Мы приходим в школу после каникул и получаем новые классы любого возраста и уровня. Иногда обновляется наша собственная нагрузка; бывает, что кто-то из коллег заболел, уволился, вышел на пенсию, и мы оказались в роли заменяющего. Нас могут встретить «в штыки» просто потому, что мы – новое лицо. «А Марья Ивановна так не делала!» Обычно я спокойно отвечаю: «Я знаю». И продолжаю вести занятие.
Шаг 1 – представиться. Пишу на доске свои имя и отчество, провожу перекличку по журналу, поясняю, что все имена сразу не запомню и сразу приучаю детей называться, если их вызвали отвечать.
Шаг 2 более сложный. Нужно максимально быстро оценить уровень каждого ученика, поэтому лучше всего обменяться парой фраз с каждым при первом знакомстве. Мы тут же отметим, кто неверно произносит все звуки, кто нас не понимает, кто не испытывает проблем в общении. Полезно также в течение первых занятий с новым классом постараться определить, кто есть кто: кто любит пошуметь, кто делает все медленно, кто быстро, кто явно талантлив, кто тянется в хвосте, кто всегда готов ответить. Составив себе мысленный портрет класса, мы можем взять учебный план недели, месяца, четверти и проверить, как он подходит к нашему новому классу. Мне часто попадались девятиклассники, пришедшие в нашу школу из других школ района, или попавшие ко мне от пожилой учительницы, учившей их по старинке, Grammar – Translation Method. Во время первого урока они обычно сидят, притихнув, и молча смотрят на меня, некоторые со слезами в глазах. Почему? «А наша учительница никогда с нами не говорила по-английски, мы ничего не поняли…». Или: «А мы никогда не учили грамматику, только читали и переводили тексты…». Зачастую дети понятия не имеют о фонетике. Я не имею в виду акцент, нет, просто полное отсутствие английских звуков. В таких ситуациях предлагаю всего два постулата. Первый: урок английского языка нужно вести на английском языке. Второй: WYSIWIG, What You See Is What You Get. Любой опытный педагог может поменять свой план, даже всю учебную программу, применить личностный подход, чтобы помочь всем и каждому. Мы должны учить всех детей. Да, сложно работать с классом, где часть детей уже бегло говорит по-английски, часть пока испытывает сложности с пониманием, а один-два человека не умеют читать. Сложно, но можно.
Самый трудный сценарий. Мы приходим в школу после каникул и получаем свои знакомые классы плюс несколько новичков. Я не называю такой расклад худшим потому, что мы – педагоги, работники сферы образования, значит, мы должны справляться с любой ситуацией. Однако данный «сценарий», безусловно, оказывается непростым испытанием и для учителя, и для учеников. Мы ждали встречи со своим классом, продумывали новые и старые упражнения, изучали требования к экзаменам. И вот вместо привычных лиц перед нами новички. Одни будут робеть, другие попытаются сразу утвердиться в новой среде. Одноклассники могут встретить их доброжелательно, или проигнорировать, или проявить недоброжелательность. Единых рецептов, стопроцентной стратегии тут нет. Может быть, лучшее, что мы можем сделать, – это постараться сразу включить их во все виды деятельности класса. Если новичок уже обладает приличным уровнем, он постарается проявить свои таланты, произвести положительное впечатление на учителя и соклассников. Если его уровень ниже того, что уже имеет ваш класс, вы можете сделать заметки и продумать, как помочь.
Нина Коптюг, кандидат филологических наук, Новосибирск
Все выпуски рубрики \”Мудрый совет\”.
Комментарии