Тема индивидуального прогресса школьников набирает обороты. Становится все яснее, что нужно начинать исследования именно с начальной школы, где закладывается потенциал к дальнейшему обучению. Первые шаги в направлении подобных исследований сделаны у нас в стране во многом благодаря проекту The International Performance Indicators in Primary Schoolsproject (iPIPS). Успешный пилотный этап дал отечественным исследователям возможность подтвердить качество проделанной работы по адаптации инструментария и выйти уже на более масштабный уровень. О том, как идет исследование в рамках многотысячной выборки, рассказали в ходе очередного вебинара Российского тренингового центра Института образования НИУ ВШЭ
В пользу адаптивности
Научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ Виктор Болотов справедливо отметил, что сегодня достаточно часто говорится о том, что успех на ОГЭ и ЕГЭ связан далеко не с занятиями в старшей школе. Все закладывается гораздо раньше. И неслучайно сегодня такое большое внимание уделяется именно дошкольному и начальному образованию. Растет и интерес к диагностике в раннем возрасте, и, в частности, к вопросам индивидуального прогресса учащихся младших классов.
Подобные разработки и методики оценки существовали, по словам Виктора Болотова, еще в советской школе. Однако сегодня диагностика индивидуального прогресса школьников начального звена с успехом представлена международным исследованием iPIPS (предыдущие материалы об исследовании читайте на сайте «Учительской газеты»). Сегодня ею заинтересовались уже многие города и регионы, в числе которых Великий Новгород, Москва, Татарстан и др. Главное ее отличие состоит, по словам Виктора Болотова, в том, что ее использование как инструмента для квалификации или дисквалификации учителя и школы не предусмотрено.
Как отметила директор Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ Елена Карданова основная цель iPIPS – стартовая диагностика на входе в систему образования и оценивание его индивидуального прогресса в течение первого года. Подобный комплексный охват в рамках первого класса достигается за счет того, что оценка проводится дважды: в конце сентября первого учебного года и второй раз – в начале апреля.
У iPIPS, по словам Елены Кардановой, большое количество достоинств. В частности, она отметила, что это инструмент индивидуального оценивания, который разработан с учетом последних достижений тестологической науки. Кроме того, iPIPS обладает и доказанными психометрическими свойствами, валидностью, он уже получил признание по всему миру.
Многие участники тестирования отмечают: получился максимально щадящий оценочный инструмент, обладающий высокой степенью адаптивности. Тест подстраивается под испытуемого, меняя трудность заданий в зависимости от получаемых ответов. Это очень хороший признак, поскольку существующий ФГОС, по словам Елены Кардановой, по идее позволяет детям на входе в школу не обладать строгим перечнем знаний и навыков, и тест в определенной степени это учитывает. Правда, практика показывает, что сегодняшние российские первоклассники на самом деле знают достаточно много.
Признала высокие адаптивные качества iPIPS и учитель информатики московской школы №2089 Наталья Алисейко, которой удалось посмотреть на инструмент не только с точки зрения педагога испытуемых, но и как интервьюеру. Наталья Алисейко отметила, что детям в ходе тестирования было очень комфортно, они свободно общались со взрослыми, им нравилось, что интервьюер беседует с каждым индивидуально. Это позволяло наладить тесный контакт, и некоторые дети в поисках инструментов для счета в задачах, где встречались двузначные числа, даже использовали пальцы интервьюеров. Ребята не чувствовали давления тестового материала, были открыты и доброжелательны.
Каждому – свой подход
По словам Елены Кардановой, для iPIPS характерен комплексный подход. Исследование обращает внимание и на когнитивное развитие первоклассника (здесь исследуется словарный запас, базовые умения в чтении, математике, фонологическая грамотность), личностное и социальное, а также физическое развитие (мелкая и крупная моторика, рост и вес). Изучение последних показателей было предпринято недавно, но уже отмечено, что детям нравится выполнять задания, необходимые для извлечения этих данных.
И тем не менее, данные сами по себе могут мало что значить, если они не рассматриваются в рамках контекстной информации. Именно поэтому в исследовании изучается и контекст семьи, в которой живет ребенок, и контекст полученного дошкольного образования и т.д.
Вся эта информация аккумулируется благодаря тому, что помимо заданий для школьников, существует еще и анкета, которую заполняют родители. Елена Карданова отметила, что исследователи настроены на сбор наибольшего доступного объема контекстной информации, поэтому даже привлекают учителей, чтобы они помогали родителям заполнять опросник. К тому же это занимает не более 10 минут, и большинство родителей охотно делятся информацией.
Сами педагоги также заполняют опросники. Это, в частности, анкета социального и эмоционального развития ребенка. Работа с ней занимает у учителей гораздо больше времени (до 40 минут), но эта анкета позволяет получить настолько всеобъемлющий массив данных, что его едва ли можно заменить чем-то другим. Данная анкета заполняется дважды на каждом из этапов исследования. Учителям также необходимо ответить и на вопросы анкеты поведенческих характеристик учащихся, которая заполняется только на втором этапе исследования. На нее уходит уже лишь порядка 20 минут. В итоге исследователи получают весьма внушительный объем контекстных сведений, которые помогают углубить и уточнить анализ.
Одной из наиболее любопытных составляющих инструментария является именно опросник PSED, который исследует вопросы личностного, социального и эмоционального развития ребенка. Он включает в себя 11 шкал с индикаторами, описывающими поведение первоклассников и помогающими показать проблемы и точки роста в данной области. Так, в частности, по результатам недавнего исследования, дети в одном из регионов-участников разделились на 4 группы: это оказались ребята с высоким уровнем личностного и социального развития; во вторую группу вошли те, кто ориентирован на соблюдение правил; в третью – ребята с низким уровнем личностного и социального развития, а четвертую наполнили школьники в развитыми коммуникативными навыками. Все эти группы детей предполагают разные подходы: кому-то нужна предсказуемая и понятная образовательная среда, кто-то жаждет получения знаний через активное общение не только со сверстниками, но и со взрослыми, а кому-то очень трудно привыкнуть ко всему новому. Однако теперь учитель знает, кому и какой подход требуется, а не теряется в догадках почему те или иные дети усваивают материал не так, как этого ему бы хотелось.
Само тестирование первоклассников ведется, как уже было сказано ранее, индивидуально в течение 20-30 минут – в зависимости от того, как задания воспринимаются ребенком. Оценивание идет в игровой форме.
Кроме того, теперь к бланковой форме, предполагавшей решение заданий с помощью красочного буклета, существует и специальная компьютерная форма, в которую и заложен тот самый адаптивный алгоритм.
iPIPS, как и многие другие современные исследования, позволяет готовить итоговые информационные продукты, которые могут учесть требования каждого сегмента их потребителей вплоть до представителей органов управления образованием. И к каждой из групп пользователей они попадают в самый нужный момент. В частности, директор Российского тренингового центра Института образования НИУ ВШЭ Игорь Вальдман отметил, что весьма важно то, что учитель может получить результаты исследований уже через две недели, и уже в самом начале учебного года определиться на основе фактов и данных, как работать с детьми.
Согласилась с этим и заведующая кафедрой начального образования Московского института открытого образования Анна Якушкина. Она отметила, что в iPIPS на высоком уровне решена проблема операциональности инструментария. И, действительно, очень важно то, что после сбора информации школа оперативно получает целый пакет материалов с выводами, что дает ей шанс уточнить портрет первоклассника текущего года на основе актуальных сведений, а не интуитивно, как это делалось ранее.
86 процентов довольны
Несмотря на то, что iPIPS – международное сравнительное исследование, оно используется у нас в стране и как инструмент комплексной диагностики внутрироссийского пользования, поскольку не имеет по большому счету ни одного столь же глубокого и продуманного аналога.
Апробация исследования (и как результат – понимание его важности для отечественной практики) проходила с осени 2013 года по весну 2014-го. Тогда пилотное тестирование охватило Новгородскую область и сам областной центр. Участие в нем приняли чуть более 300 первоклассников.
Данные, полученные на таком небольшом в масштабах страны объеме, заинтересовали исследователей. Оказалось, что уже на раннем этапе обучения налицо связь между прогрессом ребенка и типом школы. В частности, дети из школ с углубленным изучением отдельных предметов и гимназий показали более высокие результаты, нежели дети в общеобразовательных школах. Но можно ли говорить о том, что таким образом сразу же отслеживается вклад школы? По словам Елены Кардановой, регрессионный анализ показал, что это далеко не так, и, если включить все полученные данные в социальный контекст семьи, окажется, что вклад школы любого типа на уровне первого класса идентичен.
На сегодняшний день в работе у российских экспертов iPIPS находится уже широкомасштабная выборка, которая охватывает более 4 тысяч человек из Красноярска, Татарстана и Москвы. Первый этап исследования прошел в октябре прошлого года, в апреле текущего начнется второй. Тем не менее, по словам Елены Кардановой, уже по первому этапу можно сделать ряд выводов. Кстати, на основе этой объемной выборки подтвердился и вывод пилотного исследования о разнице уровней детей в разных типах школ. Выявилась и связь подготовки и возраста первоклассников. Заметнее всего это в области математической грамотности и навыков чтения, в области фонологической грамотности такая связь не проявилась. Свое влияние показал здесь и мировой предиктор успешности обучения – наличие книг в доме. В нашей стране точно так же, как и в мире, когнитивное развитие ребенка выше в той семье, где больше книг в домашней библиотеке. Свою роль играет здесь и образование матери. По данным первого этапа исследования, если у матери первоклассника высшее образование, то и уровень его подготовки будет гораздо выше.
Важный вопрос, на который также удалось найти ответ в ходе тестирования, это роль, которую играет посещение детского сада в становлении успешности ребенка. В частности, это оказалось очень хорошо заметно в области подготовки первоклассников по чтению.
Одним из интересных разделов исследования iPIPS также оказалось выявление отношения детей и родителей к образовательным организациям. Так, например, сегодня 86% родителей считают, что и у них, и у их детей есть все основания быть довольными тем, как прошло время будущих первоклассников в детском саду. А самих ребят в рамках iPIPS спрашивали о том, как они оценивают свое времяпрепровождение в школе. Выяснился удивительный факт: чем больше ребенок готов к школе, тем меньше ему нравится туда ходить. Эту зависимость удалось обнаружить, когда оказалось, что 85% ребят в одном достаточно слабом классе сказали, что им очень нравится ходить в школу.
Сколько еще открытий готовит iPIPS для отечественных исследователей и всего российского образования в целом, сказать пока трудно – исследование еще в самом разгаре. Но они точно будут – об этом могут ярко свидетельствовать уже первые выводы, а также энтузиазм экспертов, готовых углубиться и исследовать, благодаря качественному инструментарию, образовательную жизнь первоклассника во всем ее многообразии.
Досье «УГ»
iPIPS – что это?
Инструмент стартовой диагностики ребенка на входе в начальную школу и измерение его индивидуального прогресса в течение 1-го года обучения. На протяжении 20 лет опрошено уже более 1 млн. детей. В ходу в основном в англоязычных странах: в Англии, Австралии, Гонконге, Новой Зеландии, ОАЭ, Шотландии. Адаптация инструментария идет в Германии, Нидерландах, Словении, США, России и ЮАР.
Статфакт
Вебинар РТЦ традиционно вызвал широкий интерес у образовательного сообщества. В нем приняли участие более 300 специалистов из 35 регионов РФ, а также 7 зарубежных стран, в числе которых Великобритания, Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Республика Кыргызстан, Приднестровская Молдавская Республика и Украина. Наиболее многочисленной группой участников оказались представители общеобразовательных организаций.
Материалы вебинара доступны на сайте РТЦ по адресу: http://www.rtc-edu.ru/trainings/webinar/407
В планах РТЦ
11 марта состоится очередной вебинар на тему «Управление инновационной деятельностью», а 27 марта будет обсуждаться тема «Кто и как может использовать данные самообследования школы?»
Фото автора
Комментарии