search
main
0

Интегрированный урок литературы и основ православной культуры в 6-7 классах на тему «А.С.Пушкин «Станционный смотритель». Образ и тема «маленького человека». Автор и рассказчик»..

Цели интегрированного урока: выявить ключевую идею печальной повести о судьбах Самсона Вырина и его дочери, провести параллель между блудной дочерью и блудным сыном, выявить роль художественной детали и пейзажа, раскрыть смысл эпиграфа, формировать духовность учащихся.

О чем эта повесть?

О потере человеком своего доброго имени, о взрослении, об ответственности, о соблюдении пятой заповеди.

«Чти отца твоего и матерь твою да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли».

В центре концепции цикла «Повести Белкина» – вопрос о месте человека в жизни. Особого рода пушкинский гуманизм направлен на утверждение не столько «маленького человека», сколько «цельного человека». Автор увидел не просто человеческое в «маленьком человеке», а открыл истинное, подлинное, абсолютное в каждой личности и сказал, что она достойна не сочувствия, но пристального постижения огромных человеческих возможностей, скрытых и в Вырине, и в «бедной» Дуне. Мир – весь мир – открыт человеку у Пушкина. Простота прозаического повествования, объединяющая цикл повестей, выводит читателей к мысли о простоте жизнедостойного, истинного положения вещей.

Кроме идейного замысла, объединяющего все повести в единый цикл, Пушкиным введен и единый герой-повествователь – И.П.Белкин, от лица которого издаётся книга.

Образ Белкина – это образ простого, обыкновенного и цельного человека. Он может быть неловок, недалёк даже, но только он и может поведать нам о «бедном» Самсоне Вырине, «бедной» Дуне и других героях. С ним легко, потому что он простодушен и добр.

Ход урока

Беседа по вопросам:

1. Какой эпиграф к повести предложил А.С.Пушкин? Является ли диктатором на станции смотритель?

2. Кто такие станционные смотрители? Приведите цитату из текста.

Обратите внимание на деталь: повествователь, оказавшись в домике станционного смотрителя, останавливает взгляд на стенах.

3. Как вы думаете, почему в начале своей повести Пушкин обращает наше внимание на картинки в доме у смотрителя?

4. С какой целью повествователь так подробно останавливается на этой детали? Перечитаем описание «картинок, украшавших их смиренную, но опрятную обитель».

Учитель: В повести варьируется библейский мотив «блудного сына» – одна из вечных тем мировой истории и мировой культурной традиции. Проблема заключается в драматической взаимосвязи «бедного» Вырина и «бедной»  Дуни – «блудной» дочери «заблудшего» в этом мире отца, опустившегося и пропадающего страдальца.

5.  Познакомимся с героями. Как изображает повествователь хозяина?

6. Как выглядит его жилище?

7. Соответствует ли внешний облик героя имени Самсон?

8. Кто был библейский Самсон?

9. А как повествователь изображает его дочь?

Ученики: «Красота её поразила меня», а чуть дальше появляется деталь – «голубые глаза».

10. Какие у вас вызывают ассоциации словосочетание «голубые глаза»?

Ученики: Чистота, доверчивость, наивность.

11. Что можно сказать о взаимоотношениях отца с дочерью?

Цитаты из повести.

«Свежим и бодрым» увидел рассказчик Вырина в самом начале их знакомства. Найдём другой портрет этого героя.

12. Что изменилось в его облике?

13. Как выглядит дом смотрителя?

14. Чем вызваны эти перемены?

Ученики: Исчезли порядок и мир, ибо «ею дом держался».

15. А что осталось неизменным?

Ученики: По-прежнему висят картинки, иллюстрации к притче о блудном сыне.

Учитель: В притче о блудном сыне приводятся характерные черты жизненного пути грешника. Человек, увлекшийся земными удовольствиями, после множества ошибок и падений, наконец, «приходит в себя», то есть начинает сознавать всю пустоту и грязь своей жизни и решает покаянно вернуться к Богу.

16. Как это связано с нашей повестью? Сравним притчу о блудном сыне и нашу повесть о «блудной дочери». Что общего и чем они отличаются?

Ученики: Из бодрого мужчины герой превращается в хилого старика, ничего не осталось от гордого богатыря Самсона; как библейский герой, потерявший силу вместе с волосами, Вырин оказался бессильным, нежизнеспособным, утратив дочь.

17. В какой момент смотритель понял, что не вернуть ему дочь?

18. Почему Дуня упала в обморок при виде отца?

Ученики: Причина в затаённом чувстве собственной виновности перед покинутым ею старым одиноким отцом..

19. Почему Вырин, видя дочь, окружённую богатством и любовью, упорно пытается вернуть её домой?

Ученики: Потому что понимает её положение в обществе.

20. Каково её положение?

Ученики: Содержанка у богатого барина. Минский ездит к Дуне в гости. «Нельзя, нельзя, у Авдотьи Самсоновны гости!».

Учитель: В 1883 году художник Иван Крамской пишет свою «Неизвестную».

21. Кого вы видите на этой картине?

Отвечают 2-3 человека.

Учитель: Она до сих пор глядит на нас, прекрасная женщина, прекрасно одетая, в прекрасном экипаже. И смотрит глазами, полными тоски и душевной боли, которые пытается скрыть высокомерием. И мы до сих пор пытаемся понять, какую цену платит она за окружающее её благополучие. И ясно нам лишь одно – нерадостная это цена.

Обратите внимание на деталь: В тот момент, когда гусар вошёл в дом смотрителя, требуя лошадей, Дуня за перегородкой сама шила себе платье. Скорей всего это было скромное платье. Когда смотритель увидел Дуню у Минского, одета она была со всей роскошью моды. А что из этой роскоши принадлежит ей?

22. Какой Минский?

Ученики: Может накричать, оскорбить и даже избить плёткой человека, он грубо выталкивает Вырина. Дуня с криком падает на ковер, а Минский не бежит к ней справиться о её здоровье, а выталкивает Вырина.

23.  Как поступает Вырин, принимая Минского у себя в доме?

Ученики: Уступает ему свою постель.

24. Как заканчивает свою повесть Пушкин?

Цитаты. Первый приезд повествователя: «День был жарким. В трёх верстах от станции стало накрапывать, и через минуту проливной дождь…».

Последний приезд: «Это случилось осенью. Серенькие тучи покрывали небо; холодный ветер дул с пожатых полей, унося красные и жёлтые листья со встречных деревьев».

24. Какова роль пейзажа в повести?

Учитель: Стиль финала скуп и деловит: «Она легла здесь и лежала долго» – и все.

На переднем плане здесь не Вырин, не Минский, а Дуня: «прекрасная барыня», такая «добрая барыня», «славная барыня». Но в устремлении к приобретению счастья она проявила эгоизм, стала счастливой, как иногда говорят, за счет «третьего лица».

После прочтения нашей повести возникает вопрос: «Почему Самсон Вырин носит такую фамилию? Что она означает?». Возможно, его фамилия происходит от названия места, где он жил или откуда родом. В окрестностях Петербурга есть Вырица (смотритель в Петербург шёл пешком, значит, жил не так далеко). Вот, кажется и разгадка, но тогда его фамилия была бы Вырицов или Вырицев, значит название населённого пункта здесь не имеет значения.

Русские фамилия образуются и от названия животных. В словаре В.И. Даля «выреха» – «плохая лошадёнка, кляча» (в Рязанской губернии). Пробуем совместить понятия. «Что такое станционный смотритель? Сущий мученик… огражденный своим чином токмо от побоев, и то не всегда. Какова должность сего диктатора?». Но тогда его фамилия была бы какая? Вырихин.

Может быть, его фамилия вообще не причём?

Но Пушкин был православный христианин, он писал о русском человека, а в русской литературе традицией становится троичность. Картинки, украшавшие смиренную обитель – это первый библейский элемент. Имя Самсон – второй элемент, связанный с религией, а где же третий?

Обратимся к тексту: «Ах, Дуня, Дуня! Бывало, кто ни проедет, всякий похвалит, никто не осудит. Бывало барин, какой бы сердитый ни был, при ней  утихает и милостиво со мною разговаривает, Поверите ли сударь: курьеры, фельдьегеря с нею по получасу заговаривались. Ею дом держался…».

Согласие в маленькой семье, благодать похожи на что? Рай земной. А Дуня? На ангела. Даже комната с виду напоминает смиренную обитель. Здесь живут христиане по религии и славяне по происхождению. У древних восточных славян вырий – рай, сказочный загадочный край, тёплая страна. Фамилия Вырин, образованная от вырий говорит о многом. «Прекрасная барыня», лежавшая долго на груде песку, оплакивала, видимо, потерянный рай, «тёплый край» детства, любви. Теперь, когда вернулась блудная дочь, никто её уже не ждёт, никто не напоминает ей о том времени, когда ей было хорошо. Заменила ли ей «карета в шесть лошадей» и черная моська те картинки, которые украшали их с отцом покой, их рай, их «тёплую страну»?

Финал «Станционного смотрителя». Совершенно гениальный, истинно пушкинский финал. Дуня вышла замуж или нет? Счастлива она или нет? Как жила Дуня все эти годы, вспоминала ли отца? Почему не приехала раньше? Стыдилась? Чего боялась? Или Минский не пускал?

Если даже предположить, что Дуня теперь Минская, говорит ли это о её счастье?

25. Каким может быть замужество без родительского благословения?

Учитель: Вырин последний раз видел Дуню, лежащую в обморочном состоянии. За время разлуки с отцом у неё родились дети, внуки Вырина, которых он не только не нянчил, но и не увидел, А ведь детей он любил. Он возился с деревенскими ребятишками, угощал их орешками, и вырезал им дудочки.

Разве это нормально, разве это по-человечески, разве это замужество?

Возможно, материнство помогло Дуне испытать неведомые раньше чувства. Однако эти чувства не обогатили её жизнь, но наоборот усугубили её чувство вины перед отцом.

Слова смотрителя о том, что Дуня, возможно, где-то метёт кабак, не сбылись, но и слова Минского о счастье Дуни не сбылись тоже, ибо какое может быть счастье у человека,  живущего с такой тяжестью, как у неё?

Фрагмент из фильма «Станционный смотритель» (режиссер Сергей Соловьев) – Дуня на могиле отца.

26. О чем плакала Евдокия Самсоновна?

Домашнее задание: письменно ответить на вопрос: «Как вы думаете, о чем плакала Дуня?».

Марина Тихоплав, учитель русского языка и литературы Русской православной школы города Краснодара

Иллюстрация с сайта http://www.kramskoy.info

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте