search
main
0

Инструкция для неверующих. Признания и шутки киномэтров

Какой же крупный фестиваль без звезд? Западные знаменитости в последние годы, в связи со всем известными событиями, Москву своими визитами не балуют. Однако команда Михалкова компенсирует отсутствие гламурных красавцев и красавиц на красной дорожке (впрочем, поп-дива Наталья Орейро создала-таки ажиотаж возле Дома киноактера, заглянув на огонек ММКФ) настоящими творцами, большими, серьезными художниками. На сей раз фестиваль посетили британец Стивен Фрирз и испанец Карлос Саура. Первый известен поклонникам как мастер тонкого ироничного кино и автор кинохитов «Опасные связи» (версии с Глен Клоуз, Мишель Пфайфер и Джоном Малковичем, обставившей прелестнейшего «Вальмона» Милоша Формана) и «Королева» (именно последнюю режиссер и представлял на фестивале). Второй – создатель целого жанра музыкальных фильмов о танце, известный своими страстными картинами «Фламенко», «Кармен», «Танго». Оба они абсолютно заслуженно получили на ММКФ приз «За выдающийся вклад в мировое киноискусство». Отечественные киномэтры Юрий Арабов и Сергей Соловьев сих призов пока не получили, но также «зажгли» на фестивале.

Фото с сайта ММКФ       Юрий Николаевич Арабов на пресс-конференции, посвященной картине «Монах и бес» по его сценарию, тоже отменно шутил, но в другом роде. Его остроумие практически всегда касается высших сфер и заставляет не на шутку задуматься. Так, его формулировка интриги фильма (готовый слоган!) звучит как « А черт его знает…» Арабов заметил, что «пошел по дорожке ереси», но надо с этим заканчивать, потому что фильмы про веру сейчас «уже становятся трендом, а я не люблю этого». В ответ на поправку режиссера Николая Досталя, что это он ему рассказал жития двух святых, легших в основу сценария, Юрий Николаевич печально заметил: «Вот мы уже спорим, кому достанется Нобелевская премия (по литературе), а между тем, она никому из нас не достанется». Тут же кто-то из журналистов высказал идею, что Арабова давно пора наградить призом за вклад в развитие мирового кинематографа (в самом деле, одна его трилогия с Сокуровым чего только стоит, да и фильмы по его сценариям с завидным постоянством участвуют в конкурсе ММКФ последних лет  и как правило, побеждают). Фото автора

Страсти и танцы Карлоса Сауры

Когда в далеком 1984 году в СССР впервые показали фильм «Кармен» Карлоса Сауры, это произвело эффект разорвавшейся кинобомбы. О современной культуре Испании соотечественники заговорили с искренним восторгом и интересом.

Молодые люди записывались на только что созданные курсы фламенко и изучали испанский язык. В Москве появились даже небольшие театральные студии, репертуар которых был основан на испанской драматургии. Для многих Испания, заново «открытая», благодаря виртуозным кинофантазиям Сауры, осталась любовью на всю жизнь.

Об этом с большой теплотой вспоминали на встрече с мэтром, которая прошла во время 38-го Московского международного кинофестиваля.

Испанскому классику была посвящена отдельная фестивальная программа. В ретроспективе «Карлос Саура в музыке» зрители смогли увидеть не только его прошлые кинохиты, но и оценить новинки. Например, прошлогоднюю «Аргентину», в которой режиссер с помощью хореографии и вокальных номеров исследует историю Латинской Америки. Но главное, гости фестиваля могли встретиться с режиссером лично и задать все интересующие их вопросы.

О музыке Саура рассказывает много и крайне увлеченно – она остается главной страстью в его творчестве. «Мне кажется, что я проживаю две жизни, – признался 84-летний классик, – одну обычную, а другую с музыкой. Я уверен, что без музыки мы бы жили очень плохо».

Карлос Саура, выросший в семье музыкантов и художников, всегда тяготел к идеальной форме, воплощенной в сплетении музыки и танца. Это отчетливо прослеживается в его творческом пути. Саура начинал с картин, понятных массовому зрителю и высоко оцененных профессионалами. Доказательством тому служат психологический триллер «Охота», завоевавший в 1966 году приз на Берлинале, комедия «Маме исполняется 100 лет», номинированная на Оскар в 1980 году и многие другие ленты режиссера. Но спустя время он все же обращается исключительно к музыке и собственному стилю, построенному на смешении жанров, в том числе на сплаве оперы и танца. Выбранный путь оказался успешным.

Критики и по сей день считают, например, что страстный танец в «Кармен» впервые соединил в одно целое «извечное противостояние Мужского и Женского».  Эта тема, помноженная на завораживающую хореографию, легла в основу большинства последующих работ Сауры.

Сам режиссер, говоря о своем творчестве, отметил, что старается не придерживаться жестких жанровых рамок, акцентируя внимание только на музыке и танце – своих «главных героях». И именно такой подход, как показало время, оставляет самое большое впечатление на зрителей.

Российские зрители в долгу не остались. Карлосу Сауре был вручен один из главных призов Московского кинофестиваля – «За выдающийся вклад в мировое киноискусство».

Олег Рассохин

Две гранд-дамы Стивена Фрирза

Напомним, Стивен Фрирз начинал режиссерскую карьеру на британском телевидении, в том числе на ВВС, и громко заявил о себе в кино в середине 80-х пронзительными драмами «Моя прекрасная прачечная» и «Навострите ваши уши». Однако есть два разных Фрирза – «до» и «после» Голливуда. Если у себя на родине он заявил себя как продолжатель богатой традиции социального кино, то в американский период творчества его кино становится более развлекательным, впрочем, всегда сохраняя интерес к серьезным темам и внутреннему миру героев. Помимо экранизации Шадерло де Лакло, можно вспомнить его «Кидал» с Джоном Кьюсаком и «Героя» с Дастином Хоффманом.

Награду 38 ММКФ Фрирзу вручили непосредственно перед началом показа ленты о монаршей семье Великобритании в кинотеатре «Октябрь». После финальных титров режиссер ответил на вопросы зрителей. Последних, разумеется, интересовали подробности. Фрирз подчеркнул, что «Королева», вышедшая в 2006 году, – первая биографическая кинолента о Елизавете Второй. С выбором актрисы на главную роль у него сомнений не было, а сценарий был настолько хорош, что блистательная Хелен Миррен согласилась практически сразу. Фрирз заинтриговал публику: оказывается, в его ближайших планах – еще одна картина про королевскую семью. На этот раз о королеве Виктории. В центре сюжета – история любви королевы… с индийским слугой.

Не могли не спросить у режиссера и о скандальном решении Великобритании выйти из Евросоюза. Тот признался, что считает произошедшее в стране катастрофой хотя бы потому, что многие британские фильмы финансируются странами Евросоюза. «Никто не ожидал, что в Великобритании может такое произойти», – признался Стивен Фрирз.

Елена Рыжая

Может ли черт стать человеком?

А по мне, так не меньшим украшением фестиваля, и уж точно более эмоциональным и содержательным его событием стали явлению народу Сергея Соловьева и Юрия Арабова. САС, он же Сергей Александрович Соловьев, как никто умеет устроить превосходный перформанс из каждого своего выступления. Однако премьера его фильма «Ке-ды» в Доме кино сама по себе стала шоу – такого невероятного количества людей этот нехилых размеров зал давно не переваривал. Жаждущая приобщиться к свежему шедевру (сарафанное радио сработало оперативно) публика готова была к невиданным жертвам – сидеть на ступенях проходов гуськом в затылок как в большом курятнике. Так что пришлось самому Соловьеву сотоварищи потом пробиваться к своим местам буквально по головам.

Перед этим, как водится, щедрый на любовь к молодым талантам, автор «Ассы» расхвалил соратников – юных исполнителей главных ролей Аглаю Шиловскую и Николая Суслова, оператора Тимофея Лобова и композитора саундтрека, рэпера Басту – и рассказал про них свои фирменные байки. Мол, Аглая проявила редкое терпение, снявшись не в «Песнях о войне», как задумывал сначала Соловьев, а в последующей легкомысленной фильме, а «жутко лохматый» Коля Суслов (по типажу новый Бананан) дико мучил съемочную группу, но талантливо, творчески мучил. Басту (надо признать, у мэтра всегда была отличная «чуйка» на оригинальную, стильную музыку и интересных музыкантов) Соловьев поначалу хотел снять в крошечном эпизоде, но, в итоге, впечатлившись его харизмой, взял на одну из главных ролей. В итоге рэпер – в миру Василий Вакуленко – стал не только актером, композитором, но и сопродюсером картины. А еще САС, по его словам, вместе с Бастой записывает сейчас несколько песен. Особую благодарность Сергей Александрович принес своему молодому оператору. Как признался мэтр, нелегко, привыкнув работать с такими высочайшими профессионалами и просто гениями, как Георгий Рерберг и Павел Лебешев, было рискнуть и сделать ставку на представителя нового поколения. Тем более, что Соловьев привык к тому, что все его операторы – «люди, мягко говоря, с непростым характером». «Георгий Иванович Рерберг мне, например, устроил гипертонию. Спасибо Гоге, талантливая вышла гипертония», – под смех зала рассказал САС. Зато Тимофей Лобов оказался, по его словам, не только «блистательным оператором», но и на редкость адекватным человеком с уравновешенной нервной системой. «Моя гипертония пошла на спад», – заметил Соловьев…

Юрий Николаевич Арабов на пресс-конференции, посвященной картине «Монах и бес» по его сценарию, тоже отменно шутил, но в другом роде. Его остроумие практически всегда касается высших сфер и заставляет не на шутку задуматься. Так, его формулировка интриги фильма (готовый слоган!) звучит как «Может ли черт стать человеком? А черт его знает…» Арабов заметил, что «пошел по дорожке ереси», но надо с этим заканчивать, потому что фильмы про веру сейчас «уже становятся трендом, а я не люблю этого». В ответ на поправку режиссера Николая Досталя, что это он ему рассказал жития двух святых, легших в основу сценария, Юрий Николаевич печально заметил: «Вот мы уже спорим, кому достанется Нобелевская премия (по литературе), а между тем, она никому из нас не достанется». Тут же кто-то из журналистов высказал идею, что Арабова давно пора наградить призом за вклад в развитие мирового кинематографа (в самом деле, одна его трилогия с Сокуровым чего только стоит, да и фильмы по его сценариям с завидным постоянством участвуют в конкурсе ММКФ последних лет  и как правило, побеждают).

Что касается вопросов веры, то на просьбу известного киноведа Виктора Матизена «дать инструкцию, как смотреть фильм людям неверующим», Арабов заметил: «Атеизм в России носит сугубо страстный религиозный характер». «Вы глубоко верите в то, что Бога нет, поэтому мы найдем с вами общий язык», – резюмировал писатель. А вот на универсальное представление о загадочной русской душе автор не претендует. «У русского народа есть плохие черты и хорошие, как у каждого другого. Правда, у нас в одной упаковке вера и безверие. Но я и у французов это же наблюдал. Я не считаю, что мы должны заниматься фетишизмом по поводу наших национальных черт», – подчеркнул Юрий Николаевич. Уже после пресс-конференции мастер развил свою мысль: он против любой исключительности. В том числе артхауза «как зрелища, претендующего на особую глубину». Вот такой он, Арабов, которого можно без иронии назвать умом, честью и совестью нашего кино…

Татьяна Ефлаева

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте