В приемной Уполномоченного по правам ребенка в Санкт-Петербурге состоялось награждение педагогов и руководителей школ, которые активно помогают развивать инклюзивное образование в Санкт-Петербурге. Мероприятие прошло в рамках Всероссийской Недели инклюзивного образования. Несмотря на приятный повод для встречи, не обошли вниманием и проблемы, связанные с обучением особых детей в массовой школе.
У петербургского инклюзивного образования тридцатипятилетняя история. Именно столько лет назад президент ассоциации родителей детей-инвалидов и инвалидов с детства по слуху «СПБ АРДИС» Валерия Ольшанская, тогда еще просто мама девочки с серьезным нарушением слуха, не захотела отдавать дочь в специальный детский сад и сделала все для того, чтобы Варвара обучалась и общалась в среде слышащих людей. Ныне Варвара успешный предприниматель, общественный деятель, человек, делающий много для поддержки организации «СПБ АРДИС» и других семей, желающих пойти по их проторенному пути.
Сегодня в городе многие школы занимаются инклюзивным образованием. Им не мешают, но, увы, особо и не поддерживают. Как признались сами учителя, всё держится на энтузиазме родителей и педагогов. Нет механизма психологического и финансового сопровождения детей с особыми потребностями. Кроме того, родители детей-инвалидов плохо осведомлены о том, на что они имеют право в области образования детей, не знают, что многие дети могут учиться в массовой, а не специальной школе. Как рассказала Уполномоченный по правам ребенка в Санкт-Петербурге Светлана Агапитова, в городе специалистами районных отделов образования был проведен опрос родителей детей с ограниченными возможностями на тему, хотят ли они обучать своих детей в массовой школе. В Колпинском районе только две семьи высказались \”за\”, а в Калининском районе таких набралось всего 16. Остальные не высказали желания учить детей с особенностями развития и здоровья в массовых школах. Также, по словам Светланы Агапитовой, в Петербурге 70 детей-инвалидов вообще нигде не учатся – ни на надомном обучении, ни дистанционно.
Но там, где в классе есть особый ребёнок, царит совсем другая атмосфера. Как заметила одна из награждённых, заместитель директора по воспитательной работе школы № 517 Любовь Хмелевская, у детей формируется своя собственная «программа толерантности». Они становятся гуманнее, человечнее, чутче. Преодоление их сверстником проблем, связанных со здоровьем, является для них примером настоящего мужества. И это эффективнее любых призывов и лозунгов.
Фото автора
Комментарии