Сама идея создания дополнительных индивидуальных заданий, связанных с конкретными интересами ученика, отпугивает многих педагогов. На это требуется слишком много времени, которого и так не хватает… И как убедиться в том, что написанная разработка грамотна с точки зрения английского языка, соответствует современным требованиям? Каким образом использовать на уроке ИКТ? Как вписать индивидуальные задания в учебный план? Давайте разбираться.
Где взять материалы. Очень многое для нас уже создано. Зайдите на сайт http://www.teachingenglish.org.uk, найдите нужный вам уровень, возраст, тему, посмотрите, что именно предлагается и подходит ли данный материал для вас. Проверьте себя на знание вокабуляра, грамматики. Напишите любому автору блога, вам помогут.
Для младших школьников легко найти планы уроков, построенные на интересных историях, на необычных новостях. \”Пираньи в Темзе!\”, \”Гигантский аллигатор переходит дорогу!\”, \”Жара плюс 40 в Австралии в феврале!\”. В любом подобном тексте мы можем найти лексику, грамматические формы, артикли, то есть языковой материал, нужный нам для закрепления темы.
Для средней и старшей школы могут потребоваться иные способы. Допустим, ваш класс заскучал на теме «Магазины» или «Спорт». Вы знаете, что в данном разделе основное – не собственно описание походов в магазины или видов спорта, а, например, грамматическая тема «Последовательность времен» и обширная лексическая тема «Досуг». Предложите ученикам самостоятельно, в парах или небольших группах поменять «скучные» тексты, упражнения на более интересные. Вместо видов спорта – танцы и аэробика, вместо отделов в супермаркетах – современная музыка.
С любым возрастом и уровнем хорошо идут упражнения, в которые мы можем ввести элемент неожиданности. Мы привыкли давать тему, ученики привыкли механически заучивать. Попробуем, например, оживить урок «Лицо и тело». Напишите на доске слова LEFT – RIGHT. Составляйте список: Eyes, eye-brows, cheeks, ears, hands, arms, legs, feet… А затем спокойно напишите следующие слова: Lips, nose, chin, face. Первое же слово вызовет смех. Спросите, каким образом характеризовать губы – и настанет тишина. Школьники, да и взрослые начинают мучительно пытаться образовать прилагательные «верхний» и «нижний» от знакомых со второго класса наречий UP & DOWN. Напишите на доске UPPER & LOWER. Спросите, что можно сказать про нос, подбородок и так далее.
Чтобы помочь школьникам усвоить различия в лексике родного и иностранного языков, объяснить, что существуют непереводимые сложности в самых простых ситуациях, предложите им подумать над вариантами перевода привычных фраз, например: He put his hand on her arm. Образ-то возникает, а как его передать на русский язык? Даже умудренные жизнью, все знающие подростки удивляются, поняв, что им придется выполнить задание самостоятельно и единого ответа тут нет. Не поможет и интернет, в каждом случае решение придется принимать самому.
Как именно можно индивидуализировать уже имеющееся упражнение? В теме «Магазины», например, встречается фраза What size clothes/shoes do you take? Предложите старшим школьникам заменить существительное clothes или shoes на любое другое согласно их интересам и проверить, сохранит ли предложение смысл. Какого размера машину, скейтборд, мяч им нужно купить и где? Или обратимся к названиям продуктов. Какого размера курицу, котлету, булку они хотят? На этом месте обычно начинается гомерический смех.
В средней и старшей школе хорошо идут ролевые игры и круглые столы. Их можно использовать как в сочетании, то есть усадить школьников вокруг стола и раздать ролевые карточки, так и по отдельности. В ролевой игре я озвучиваю всего одно условие: нельзя поменять карточку. Если юноша вытянул роль бабушки, а девушка оказалась в роли младшего брата, пусть используют свою фантазию, активизируют словарный запас по максимуму.
В педагогике и психологии давно известно: усадив детей кружком, зачастую можно добиться большего результата, чем когда они сидят рядами за партами. Потренировавшись сначала вместе с учителем, школьники смогут провести круглый стол самостоятельно. Обычно ведущим оказывается самый сильный ученик. Учитель выступает в роли наблюдателя-координатора. Такой урок много дает педагогу, позволяя пронаблюдать за классом со стороны, сделать заметки, отметить общие ошибки, отобрать те упражнения, которые приносят наибольшую пользу.
Мы можем дать любую тему, исправить ошибки, найти новые способы подачи материала, использовать ИКТ. Школьники постоянно пользуются гаджетами для поиска информации и для коммуникации. Рассылка домашних заданий по емейлу, получение их в электронном виде, электронные классные журналы, дистанционное обучение стали реальностью. С развитием техники наша работа становится и легче, и сложнее. Даже в старших классах учащиеся не всегда осознают самый важный факт: учеба в школе, усвоение нового материала, выполнение домашних заданий, подготовка к контрольной работу и к экзаменам – их дело. Воспитание чувства ответственности – вот одна из самых сложных задач, стоящих перед взрослыми.
Каждый ребенок – личность. Не будем забывать, что и каждый учитель – тоже личность. Если бы все люди были одинаковыми, наверное, было бы очень скучно. Посмотрим на свою деятельность со стороны, подумаем, что мешает нам самим, что вызывает тоску, от чего мы хотели бы избаваиться, что хотели бы изменить. Наш учебный план, наши классы, наши правила. Взглянем по-новому на своих учеников. Почему Вася хулиганит, а Маша не делает домашние задания? Сумеем ли мы добиться того, чтобы всем в нашем классе жилось хорошо? Я верю, что сумеем.
Нина Коптюг, кандидат филологических наук, Новосибирск
Все выпуски рубрики \”Мудрый совет\”
Комментарии