В Сочи стартовал II очный тур Всероссийского конкурса \”Учитель года России\”-2017. Он включает в себя три испытания: \”Мастер-класс\”, \”Педагогический совет\” и \”Образовательный проект\”. В течение сегодняшнего дня 15 лауреатов, имена которых были объявлены накануне, дают мастер-классы, следить за которыми можно в прямом эфире.
\”Я всегда готов учиться, но я не всегда рад, когда меня учат\”, – сказал Уинстон Черчилль. С этого афоризма начал свой мастер-класс Константин Диянов, учитель истории и обществознания из Омской области, и сразу же вовлек членов жюри в обсуждение темы и проблемы своего мастер-класса. С одной стороны, педагог признает, что такую фразу мог бы адресовать учителю и сам ученик, и тогда на мастер-классе пришлось бы говорить о мотивации, но углубиться в задачи и возможности самого афоризма как первой вводной фразы урока гораздо важнее.
-\”Если ты учишь, старайся быть кратким\” – это Гораций, – обратился вновь к авторитетам конкурсант и перешел к главному: афоризм – тот самый ключ к уроку, который может сделать его интересным, помогает сразу сформулировать тему и надолго закрепить ее в памяти.
Но есть у афоризма и другие эффекты. Например, если мы рассмотрим высказывание Дональда Трампа \”Есть много способов сделать карьеру, но самый верный – родиться в нужной семье\”, то сразу же заметим его провокационный характер. Если начать с него, скажем, разговор о монархической форме правления или о социальных лифтах, то урок может легко превратиться в живую дискуссию. Главное – соблюдать меру и понимать, есть ли с классом, в котором предполагается использовать на уроке этот прием, достаточный контакт и взаимодействие, чтобы запланированная острота и провокативность была правильно воспринята, а не поставила детей в тупик.
Как отметил член Большого жюри Сергей Кочережко, афоризмы, действительно, хорошее подспорье, в частности, для уроков истории, но существуют и некоторые ограничения: в массовом сознании высказывания и их авторы нередко перемешиваются в произвольном порядке. Этому способствует и бурное развитие интернет-пространства, в котором на проверку достоверности информации не хватает ни времени, ни возможностей, а три перепоста уже делают любое высказывание истиной. Стоит ли говорить о том, как будет выглядеть учитель, который начнет урок с ошибки, понадеявшись и не перепроверив?
\”Ньютон – яблоко, Бетховен – глухота, Менделеев – сон…\” – продолжать можно бесконечно: ассоциативные ряды и анторопологический метод – конек второго историка \”пятнашки\” Ильи Демакова из Санкт-Петербурга.
Звучит сложно, но, по сути, это метод, которым мы неосознанно пользуемся каждый день, ведь так устроен человек, что лучше всего он запоминает то, что связано с другим человеком.
Правда, когда дело доходит до педагогической практики, возникает немало трудностей.
С одной стороны, то, что общеизвестно о той или иной личности, например, как таблица, приснившаяся Менделееву во сне, – это мифологизированная действительность, а строить обучение на мифах или попросту недостоверных сведениях нельзя. Тем более в истории, которая на особенно крутых поворотах событий и без того тонет в интерпретациях и оценках.
Но с другой стороны, нет, пожалуй, ничего более действенного, чем анторопологический метод. Хотите пример? Пожалуйста! Наверняка вы согласитесь с Ильей Демаковым в том, что понятия \”честь\” и \”долг\” сложные и неоднозначные. Каждый вкладывает в них так или иначе что-то свое. А что будет если два государственных деятеля одной страны воспримут их диаметрально противоположным образом? Тогда страна распадется на коллаборационистов и силы Сопротивления… именно так историк из Санкт-Петербурга предлагает говорить со школьниками о де Голле и Петене.
Есть в этом методе, как в методе его коллеги из Омской области, и простор для дозволенной и стимулирующей мысль провокации. Можно долго рассуждать о социальных и экономических последствиях денежной реформы Витте, но, если привести в качестве словесной иллюстрации слова Салтыкова-Щедрина о том, что после этой реформы в Европе за рубль вместо твердой валюты начнут давать по морде, можно добиться большего эффекта. Или даже вау-эффекта, который будоражит сознание подростков в различных видах контента, с которыми они ежедневно встречаются в сети. Ну, и, конечно, можно добиться лучшего запоминания учебного материала…
Формат конкурсного испытания предполагает публичную индивидуальную демонстрацию способов трансляции на сцене образовательных технологий (методов, эффективных приёмов и др.). На выступление участникам дается до 20 минут, до 5 минут – на вопросы жюри.
Оценка выполнения конкурсного испытания осуществляется по 10 критериям: актуальность и методическое обоснование, творческий подход и импровизация, исследовательская компетентность и культура, коммуникативная культура, рефлексивная культура, информационная и языковая культура, ценностные ориентиры и воспитательная направленность, метапредметность и межпредметная интеграция, развивающий характер и результативность, проектные подходы.
Напомним, все конкурсные испытания транслируются в прямом эфире. Расписание трансляций опубликовано на официальном сайте состязания.
XXVIII Всероссийский конкурс \”Учитель года России\” проводится в 2017 году Министерством образования и науки РФ, Общероссийским профсоюзом образования и ЗАО \”Издательский дом \”Учительская газета\”. I и II очный тур федерального этапа Всероссийского конкурса \”Учитель года России\” проходят в Сочи. Финальный III тур Всероссийского конкурса \”Учитель года России\” – 2017 будет проводиться в Москве и по традиции завершится торжественным объявлением абсолютного победителя в День учителя.
Следите за обновлениями на сайте \”Учительской газеты\” и в наших сообществах в социальных сетях \”Вконтакте\”, Facebook, Twitter, Instagram и \”Одноклассники\”. Поддерживайте своих коллег, родственников, друзей и земляков в комментариях в альбомах – портретных галереях участников, они есть почти во всех соцсетях. Присоединяйтесь!
Официальные хэштеги: #УчительГода #УчительГода2017 и #учительская_газета.
Хроника событий Всероссийского конкурса \”Учитель года России\”-2017:
29 сентября 2017: Объявлены имена 15 лауреатов Всероссийского конкурса \”Учитель года России\”-2017!
29 сентября 2017: Завершается второе испытание I очного тура Всероссийского конкурса \”Учитель года России\”-2017
28 сентября 2017: Участники Всероссийского конкурса \”Учитель года России\”-2017 продолжают давать открытые уроки
27 сентября 2017: Участники Всероссийского конкурса \”Учитель года России\”-2017 дают открытые уроки
25 сентября 2017: В рамках Всероссийского конкурса \”Учитель года России\”-2017 начинаются первые испытания
24 сентября 2017: Организаторы конкурса \”Учитель года России\” рассказали о том, как складывается дальнейшая профессиональная судьба победителей
24 сентября 2017: Участников конкурса \”Учитель года России\”-2017 приветствовали Ольга Голодец и Валентина Матвиенко
24 сентября 2017: В Сочи открылся Всероссийский конкурс \”Учитель года России\”-2017!
24 сентября 2017: Аллея учителей России появилась в Сочи
24 сентября 2017: В Сочи продолжается семинар для жюри Всероссийского конкурса \”Учитель года России\” – 2017
23 сентября 2017: В Сочи проходит семинар для жюри Всероссийского конкурса \”Учитель года России\”-2017
Фото Вадима Мелешко
Комментарии