12 апреля 1961 года первый лётчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза Юрий Алексеевич Гагарин впервые в истории человечества совершил полёт в космос на советском космическом корабле «Восток». Ежегодно в честь этого знаменательного события в образовательных учреждениях страны проходят различные мероприятия.
В Звёздном городке Московской области, где жил и работал первый космонавт нашей планеты, в школе имени дважды Героя Советского Союза В.М. Комарова традиционно в день 12 апреля организуется «Космический марафон» для ребят начальной школы. Это мероприятие лишь одно из многих, которые проводятся в рамках реализации программы детской общественной организации «Юные гагаринцы», существующей в школе. Деятельность организации направлена на духовно-нравственное, гражданско-патриотическое воспитание обучающихся, на развитие физического здоровья растущего поколения. Наши школьники учатся на примере жизни и деятельности Юрия Алексеевича Гагарина, который был человеком высоконравственным, образованным, физически здоровым, настоящим патриотом своей Родины.
Деятельность нашей организации осуществляется по направлениям:
«Мы – гагаринцы»
«Учение – с увлечением»
«В здоровом теле – здоровый дух»
«Как прекрасен этот мир!»
«Всему – наша забота».
Мероприятия направлены на развитие познавательного интереса, воспитание чувства патриотизма, развитие нравственного и укрепление физического здоровья детей. Формы проводимых мероприятий самые разные. Одна из них – игра-путешествие «Космический марафон». В нём участвуют все классы начальной школы, с 1 по 4.
Обстановку, когда дети хотят и могут проявлять свою самостоятельность, лучше всего создаёт игровая среда. Игровые действия ребёнка, сопровождающиеся высоким эмоциональным подъёмом, являются наиболее мощным стимулом для проявления его активности в различных видах деятельности. Для проведения игры создаются центры-станции: «Кольца Сатурна» (конструкторская деятельность), «Планета загадок» (познавательная деятельность), «Млечный путь» (изобразительная деятельность), «Космическая миля» (спортивные соревнования). На каждой станции есть жюри, состоящее из руководителя (учитель) и его помощников (ученики – старшеклассники). Накануне мероприятия они знакомятся с инструкцией по организации деятельности детей на станции, а также критериями оценивания их творческих работ.
Мероприятие начинается с построения. Под песню «Знаете, каким он парнем был…» команды – экипажи космических кораблей всех классов выстраиваются в спортивном зале (форма одежды ребят – спортивная, каждый учащийся должен быть обеспечен питьевой водой). После представления команд (название, эмблема и девиз), капитаны получают «Маршрутные листы», в которых указано место расположения всех станций (кабинеты начальной школы, спортивный зал) и время пребывания на них соответствующего класса. (20 минут на выполнения задания, 5 минут – на переход к другой станции).
Маршрутный лист 1 «А» класса
Станция Номер кабинета, этаж Время Космическая миля спортзал 9 ч 20 мин Кольца Сатурна №53, 2 этаж 9 ч 45 мин Планета Загадок №46, 2 этаж 10 ч 10 мин Млечный путь №72, 3 этаж 10 ч 35 мин
После построения команды отправляются в «путешествие» по станциям.
На станции «Кольца Сатурна» класс-команда делится на две группы, каждая из которых создаёт работу в технике аппликации (бумага формата А3), в 3 – 4 классах с применением объёмного моделирования. Первоклассники из готовых геометрических фигур выполняют аппликации на темы «Ракета» и «Космонавт», остальные школьники из самостоятельно подготовленных деталей конструируют «Луноход» и «Космического робота» (2 кл.), «Космолёт» и «Инопланетянина» (3 кл.), «Нашу Солнечную систему» и «Животное с планеты Альдебаран» (4 кл.). Оценивание проводится по 5-балльной шкале по двум критериям: оригинальность и качество выполненной работы. Каждая работа сначала оценивается отдельно (максимально 10 баллов). Затем результаты двух работ суммируются (максимальное количество баллов, которое может получить команда на этой станции за две работы, – 20 баллов).
На станции «Млечный путь» класс-команда делится на три группы, каждая из которых выполняет рисунок на бумаге (формат А3) на предложенную тему (для каждой параллели классов темы разные). Среди тем: «Наш дом – планета Земля», «Земля – в опасности!», «Космос далёкий и близкий», «Моя школа в будущем», «Мой городок в будущем», «Космический зоопарк», «Дом инопланетянина», «В инопланетной школе», «Растения планеты Альдебаран» и др. Оценивание проводится по 5-балльной шкале по двум критериям: оригинальность и выразительность изображения. Максимальное число баллов за работы – 30 баллов.
На станции «Планета загадок» командам предлагается выполнить задания, которые содержат информацию о космосе, космонавтах, космической технике, Звёздном городке. Ребята становятся участниками викторины (для каждой возрастной группы свои вопросы), они разгадывают загадки, ребусы, кроссворды. За каждое правильно выполненное задание присуждается по 1 баллу. Баллы суммируются. Сколько баллов наберет команда, зависет от количества заданий.
На станции «Космическая миля» проводятся спортивные соревнования. Руководит их проведением учительница физической культуры Людмила Владимировна Левченко. Формируются обычно 3 команды – по числу классов в одной параллели. В составе каждой команды-экипажа 10-12 человек. Во главе экипажа – командир. Остальные учащиеся – дублирующий состав – сменяют основных игроков в разных эстафетах.
На этой станции ребята проходят ряд испытаний, чтобы доказать свою готовность к космическому путешествию. Перед началом соревнований все команды произносят:
Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам,
На какую захотим, на такую полетим.
Но в игре один секрет: опоздавшим места нет!
Раз! Два! Три! Лети!
Первое испытание – «Состояние невесомости». Дистанцию в 20 м космонавт должен преодолеть, делая по 3 прыжка на одной ноге, выполнив равновесие на одной ноге («ласточку») и затем, сменив ногу, продолжить движение. Таким образом, надо пройти всю дистанцию от старта до финиша. Задание по очереди выполняют все члены экипажа. Побеждает команда, выполнившая задание быстрее и без нарушений правил. Ей присуждается 3 балла, остальным – 2 и соответственно 1 балл.
Второе испытание – «Умеешь ли ты ориентироваться в пространстве?». Напротив каждой команды в центре зала ставят по одному стулу, каждой команде выдается платок-косынка. Космонавт стоит спиной к стулу. Ему завязывают глаза платком и просят сделать три шага вперёд, а потом трижды быстро повернуться на 360 градусов. После поворота космонавт должен вернуться к стулу и сесть на него. Испытанию подвергается каждый член экипажа. Побеждает и получает 3 балла та команда, чьи члены были наиболее точны.
Третье испытание – «Кольца Сатурна». В нём участвуют только командиры экипажей. Реквизит – планету Сатурн – готовят заранее: обычный глобус обклеивают бумагой и укрепляют на нём из плотного картона неподвижное кольцо. Из плотного картона вырезают и ярко окрашивают в разные цвета ещё по 5 колец для каждого командира экипажа. Диаметр колец должен быть такой, чтобы их можно было свободно набросить на макет Сатурна. Командиры экипажей бросают кольца с расстояния 3 метра. Каждый получает столько очков, сколько колец ему удалось набросить на Сатурн.
Четвёртое испытание – «Полёт к созвездию». Напротив каждого экипажа на расстоянии 10 м от старта на полу небольшими звёздочками выложены фигуры созвездий (в каждом созвездии количество звёздочек равно числу членов экипажа). Первыми выполняют задание командиры экипажа. По команде «Старт!» они, слегка подбрасывая надувной шарик столовой ложкой, которую держат в руке, бегут к своему созвездию. Добежав до него, они берут одну звёздочку и, также подбрасывая шарик, устремляются обратно. Добежав до линии старта-финиша, командиры передают ложку и шарик следующему члену экипажа, а звёздочку оставляют у себя. Задание выполняют все члены экипажа. Последний, выполнив задание, передаёт ложку, шарик и свою звёздочку судье соревнований. Побеждает та команда, которая оказалась быстрее. Ей присуждается 3 балла.
В конце соревнований проводятся упражнения на восстановление дыхания, участникам предлагается сымитировать движения космонавтов в невесомости (под музыкальное сопровождение).
Работа команд на каждой станции оценивается баллами, о чём жюри делает запись в «Ведомости».
Ведомость
Станция Кольца Сатурна (кабинет №51)
Класс Время Количество баллов 2 А 9 ч 20 мин 1 В 9 ч 45 мин 4 Б 10 ч 10 мин 3 В 10 ч 35 мин
Игра-путешествие заканчивается общим построением команд в спортивном зале и подведением итогов. Победитель определяется на каждой станции в каждой параллели классов. Так как в каждой параллели несколько классов, то каждая команда имеет возможность получить грамоту за победу на той или иной станции, что позволяет избежать серьёзных проблем в разобщении школьников одной параллели и всех классов начальной школы в целом. Очень важно при подведении итогов игры проанализировать с ребятами, что помогло им в успешном преодолении трудностей «путешествия»: знания в области космической науки, навыки моделирования, проявленные творчество и фантазия, умение работать в группе и команде, взаимопомощь и взаимовыручка.
Игра-путешествие «Космический марафон» закончена, но результаты деятельности ребят, представленные на стендах начальной школы, ещё долго будут объектом наблюдений школьников и их родителей. А фотоматериалы мероприятия, представленные на школьном и персональных сайтах учителей начальной школы, будут напоминать о важном для всех россиян дне – Дне Космонавтики.
Юлия Михеева, учитель начальных классов и заместитель директора по УВР,
Людмила Левченко, учитель физической культуры,
Светлана Исаева, учитель начальных классов
школы им. В.М. Комарова Звездного городка Московской области
Комментарии