search
main
0

Хорошо быть оптимистом! …и просто работать, не рассуждая о зарплате. Но иногда это невозможно

Во время обсуждения проблем дошкольного образования в Петрозаводске министр образования Карелии Александр Морозов прокомментировал проблему зарплат в отрасли. Комментарий был связан с официальными цифрами среднемесячной заработной платы. Родители тогда не согласились с тем, что воспитатели детских садов и помощники воспитателей получают достойные деньги за свой труд.

на встрече

А что скажут на этот раз сами педагоги?

Учитель математики, Карелия:

– Зарплата очень маленькая: хватает на простую еду и самую дешевую одежду. О том, чтобы куда-то съездить, речи нет. Болеть вообще нельзя – на лекарства уходит очень много денег. Хорошо, если есть финансовая поддержка со стороны родителей или супруга, но когда ты один, или с ребенком – это атас. Приходится набирать часы, чтобы просто выжить. Выжить! У меня была лет пять назад попытка обращения в Министерство образования и науки РФ непосредственно через интернет-приемную. Я отправляла запрос на тему «Очень низкий уровень оклада. Почему?» В итоге мое обращение переадресовали в республиканское министерство, оттуда оно было спущено в район, потом в отдел образования города. Ух, и влетело мне! Хорошо, не уволили. Я воспитываю дочь и, сами понимаете, никак не хочу остаться без работы, но в одном я уверена до сих пор – зарплата должна быть выше, оклад на ставку должен быть выше.

Алина К., молодой педагог, Карелия:

– Я зарплату еще не получила за сентябрь, так что и говорить не о чем.

К.М., учитель истории и обществознания, Петрозаводск:

– Зарплаты за сентябрь еще не было. Плохо живу, пришлось даже немного денег занять. Была зарплата за август, с премией 2000 рублей, но зарплата за неделю, сами понимаете, три рубля, а в сентябре еще только аванс был…

Екатерина ОГОРОДОВА, учитель географии средней школы №19 города Заполярный, Учитель года Мурманской области – 2016:

– Зарплату платят регулярно и точно в срок. Это важно, потому как в нашей жизни бывали разные истории. Оплачивается все: начиная от часов нагрузки и заканчивая проверкой тетрадей и заведованием кабинетом. Повышающий коэффициент исчез из квитков вообще – это та часть, которая из раздела 30%, а премия – это исключительно на усмотрение администрации, редко и за особые подвиги! Прямых начислений у меня (высшая категория, 1,5 ставки, 23 года педстажа) в среднем 40 тысяч, но если отнять, например, наши северные («полярки» и коэффициент) останется меньше, чем в средней полосе. Оклад у нас 8750 рублей. На руки я получаю от 32 до 35 тысяч. Очень хочется единой тарифной сетки. Такой, чтобы, получив зарплату, я понимала, что я полгода в полярной ночи живу, в условиях Крайнего севера. И, конечно, всем хочется работать на ставку 18 часов – это оптимальная нагрузка, которая дает возможность учить детей качественно, но тогда своим детям нечего есть. Из приятного – мне впервые заплатили за проверку ЕГЭ! Хочу вам сказать, что это очень приличные деньги.

Наталья, учитель начальных классов, стаж – 3 года, Петрозаводск:

– За 18 часов в неделю я получаю 15 тысяч рублей. Этой зарплаты не хватает. Приходится много экономить. Возникают мысли пойти на подработку, но тогда потеряется качественная подготовка к каждому занятию, вот и получается, что приходится выживать как есть.

Елена КОЛЕЧЕНОК, региональный координатор Российского движения школьников в Карелии, Петрозаводск:

– Люблю свою работу. Нравится быть «не совсем внутри» и «не совсем снаружи» школы. Специфика Российского движения школьников как общественно-государственной детско-юношеской организации и функционал регионального координатора позволяет романтизировать образ современного учителя. Сотрудничаю и соактивничаю в большей степени с энтузиастами и миссионерами, «в прошлом комсомольцами и в настоящем – добровольцами». Во время таких встреч крайне редко обсуждается вопрос заработной оплаты. А что же обсуждаем из сферы реализма и рационального прагматизма? Например, необходимость снижения требований по сопровождению организованных школьных групп и введения льгот на проезд сопровождающих педагогов. Иначе заслуженная ребенком поездка в «Орленок», «Смену», «Океан» становится для части родителей «всё равно дорогой». А привлечь спонсорские средства школе для таких выездных событий получается далеко не часто. Чаще всего меня окружают учителя оптимисты и энтузиасты, которые не ведут разговоры о зарплате, они работают.

Александр, педагог одной из школ Петрозаводска, Карелия:

– Зарплата маленькая, работы много. У нас в школе дети с ЗПР, которых в классе должно быть не больше 12 человек, а их по факту больше 20. И за это никто не доплачивает, а прививки заставляют против гриппа делать чуть ли не насильно…

Светлана ПИНЯЗЕВА, директор школы №100, Сочи, Краснодарский край:

– У нас зарплата так же, как и во всех регионах России, складывается из базовой части, которая утверждается по штатному расписанию, и стимулирующей части, которую выстраивает сама образовательная организация. В каждой образовательной организации Сочи есть свой локальный акт, который обязательно утвержден и согласован с трудовым коллективом и в котором вся балльная система прописана до мелочей.

Базовую часть педагоги получают за свои часы плюс, и в нашей школе это обязательно, они ведут внеурочную деятельность. К примеру, согласно базовой ставке, педагог получает порядка 20 тысяч рублей в месяц, однако к этому приплюсовывается оплата за внеурочную деятельность, за классное руководство, за проверку тетрадей в зависимости от предмета, за нагрузку за какой-либо портфель, скажем, учитель отвечает за работу с одаренными детьми или ведет научное общество, школьный спортивный клуб и т.д.

При этом есть еще стимулирующая часть, где работу педагога, которая не входит в должностные обязанности или в тарификационный список, мы фиксируем и делаем это по кафедрам. У точных наук своя группа экспертов, у начальных классов своя, у отвечающих за спорт в школе своя. Балльная система учитывает всё: публикации, участие в конкурсах, проведение экскурсий и т.д. Конечно, всё это нужно подтверждать документально. Итоги подводятся два раза в год. Да, у кого-то в конце полугодия получается 100 баллов, а у кого-то и два балла.

Затем мы смотрим, что осталось в нашем школьном бюджете от экономии средств, и вычисляем стоимость одного балла. А далее средства распределяются согласно заработанному педагогом количеству баллов.

Третья составляющая, которая очень помогает школе, это платные услуги. Все, что не входит в образовательный стандарт, но чем хотят заниматься дети, мы предоставляем.

Подытоживая, можно сказать, что средняя зарплата по школе составляет порядка 28 рублей. Нижняя планка – 23 тысячи рублей, верхняя – 37 тысяч рублей.

Для нашего региона это неплохие деньги. Если человек готов работать на совесть, мы даем возможность ему и развиваться, и зарабатывать.

Елена СОКОЛОВСКАЯ, председатель Профсоюза работников образования и науки Томского района, член региональной рабочей группы ОНФ «Образование и культура как основы национальной идентичности» в Томской области:

– Средняя зарплата учителей Томского района – 31 тысяча рублей без вычета налогов. Но не за ставку в 18 часов, а за полторы, как минимум. По отчетам она постоянно растет, я считаю, это происходит за счет бюрократических ухищрений – заместителей директоров в школах перевели на ставки учителей, сделав совместителями. А доплаты за выполнение работы заместителей они теперь получают из стимулирующего фонда, который неуклонно уменьшается. Почти все специалисты районного управления образования подрабатывают в разных школах. Например, в Корниловской устроен экономист уже около десяти лет, но его место работы – управление образования с заработной платой около 25 тысяч рублей. Эти деньги забираются у другого персонала школы, который в итоге недополучает 300 тысяч рублей за год. Всё это можно увидеть из тарификации педагогических работников.

Проблема и в дополнительном образовании. Как правило, в спортивных школах подрабатывают физруки. Но если прежде их принимали на работу с сентября, то теперь с декабря, а увольняют уже в апреле! Все остальное время многие из них ведут секции, занимаются с детьми просто бесплатно, потому что люди совестливые – дети-то ждут.

Стимулирующий фонд оплаты у каждого руководителя разный: у кого-то 10 тысяч рублей, а у кого-то 60 тысяч. Но лишают стимулирующих в процентном соотношении, то есть разных руководителей наказывают, например, на 50% от стимулирующего фонда вот и получается, что за одно и то же, у одного это 5000 рублей, а у другого 30000! И таких примеров большое количество!

В учреждениях дошкольного образования основная доля заработной платы выдается в четвертом квартале, более того – управление образования вообще может снять часть средств заработной платы с детского сада, как, например, это было сделано в детском саду «Рябинка» поселка Зональная станция. В конце 2016 года его коллектив обратился в прокуратуру Томского района с письмом об уменьшении заработной платы у воспитателей. Оно было перенаправлено главе района, но в качестве ответа в конце года со статьи «Фонд оплаты труда» были сняты денежные средства в сумме около 160 тысяч рублей. В конце года не хватило денежных средств на заработную плату учреждениям дополнительного образования, по плану одна сумма, а по факту другая – так случилось в Доме детского творчества, Чернореченской музыкальной школе.

Если посмотреть на бюджет образования Томского района, а это почти 70% от бюджета района, можно отметить неправильное их распределение. Отсутствует контроль за расходованием бюджетных средств в образовательных организациях, и возникает ситуация, когда в конце года не хватает средств на стимулирующие выплаты педагогам. Возникает вопрос о правильности планирования со стороны управления образования. Работники сводят концы с концами на бюджетную заработную плату.

Молодые специалисты – категория особая. Нередко они еще не уверены, что и дальше будут работать в школе. Их выбор во многом зависит от уровня материального поощрения. Те же, кто пришел в педагогику \”по зову сердца\”, энтузиасты с горящими глазами, говорят, что зарплата не является для них определяющим фактором в выборе профессии.

Коллектив общеобразовательной школы № 143 Екатеринбурга почти каждый год пополняется свежими силами. Две собеседницы \”Учительской газеты\” – молодые специалисты, для которых нынешний учебный год является третьим в педагогическом стаже. Обе из педагогических династий, активные и инициативные, участницы городского конкурса \”Молодой учитель\”, в профессии отнюдь не случайно и свое будущее связывают только с образованием.

Оксана Роенко преподает английский язык. «Мы получаем немало, но, по моему мнению, недостаточно. Профессия учителя – трудная и ответственная. Учитель закладывает основы будущего страны, от него многое зависит как в личной судьбе, так и в судьбе общества. На работу уходит много и времени, и сил. Знаю, что сравнивать с другими специальностями не очень корректно, но иной раз сложно не расстроиться, когда узнаешь, что продавец, контролер зарабатывают больше, чем мы. Конечно, любой труд должен вознаграждаться достойно, но и педагогический тоже! Надеюсь на рост, на перспективу».

Дарья Гоголева, учитель начальных классов, согласна с коллегой, что педагогика, к сожалению, не входят в число высокооплачиваемых специальностей, но подчеркивает, что школа предоставляет возможность зарабатывать больше, чем почасовая ставка. «Есть группы продленного дня, Школа развития – главное, было бы желание потрудиться. В целом я удовлетворена уровнем зарплаты, учитывая мой еще небольшой опыт».

Внимание!

Если вы хотите рассказать о конкретной ситуации, сложившейся с выплатой зарплаты в вашей школе/городе/регионе, напишите об этом в комментариях ниже или письмом на адрес электронной почты: uchitelskaya.gazeta@gmail.com

Читайте на нашем сайте:

Эффект надежд исчерпан

Оплата труда: какие проблемы нужно решать в первую очередь?

Отпуск – за чей счет?

Одно расстройство!

Хватает? Вопрос риторический…

\”Меня тогда точно уволят!\”

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте