Зарплата учителя сегодня не слишком высока, преподаватель – далеко не самая престижная профессия, а работа с детьми испокон веков считалась тяжелой и зачастую неблагодарной. Почему же педвузы по-прежнему пользуются спросом? Пообщавшись с абитуриентами, студентами и выпускниками, я условно разделила всех выбирающих \”пед\” на четыре категории.
Категория первая – борцы за идею. Всегда есть несколько человек на курсе, которые готовы за небольшие деньги нести знания в массы. Мечтают работать с детьми. Можно сказать, что вид вымирающий, но он всегда им был и до сих пор не вымер – значит, живуч, но малочислен.
Юлия, 21 год, ушла с третьего курса: – Я училась на иностранных языках. Надеялась, что буду преподавать в школе, тем более что с детьми мне нравится работать. Все шло хорошо первые два года – с языком было хуже, конечно, но все с лихвой окупала внеклассная работа. А потом оказалось, что у нас очень мудрые преподаватели, они нам просто не показывали, СКОЛЬКО бумаг нужно заполнять чуть ли не ежедневно, если работаешь в школе. Я как увидела эти бесконечные отчеты, мне даже плохо стало. Сыграло свою роль и то, что наш пед признали неэффективным… Тут стало очевидно, учителем мне не быть. Ушла, перепоступила на техническую специальность. Жаль, конечно, но, видимо, не судьба. Анна, 20 лет, второй курс: – Я всегда с детьми возилась. В школе с младшими классами на экскурсии ходила, потом с ними же в кружках всяких занималась. У нас что-то вроде шефства в школе было. Потом решила, что раз мне так это нравится, почему бы на учителя не пойти? Пока учусь, все нравится, буду химию преподавать. Категория вторая – запасной аэродром. Подавали документы в несколько вузов, но никуда больше не прошли. Считают, что будут знать профильный предмет и на работу устроятся по какой угодно, только не педагогической специальности. По любимому предмету блистают, по всем остальным – стремятся не получить «незач». Виктория, 18 лет, поступила на первый курс: – Я буду учиться на физика, может, получится как-нибудь совместить с инженерной специальностью, туда и пойду потом. Или постараюсь перевестись. В школе работать не хочу – может, и есть святые люди, которые хотят детей обучать, но я, боюсь, не потяну. Третья и четвертая категории – весьма распространенные. Встречаются повсеместно, и не только в педвузах. Категория третья – корочка ради корочки. Получают высшее образование для статуса, а не ради знаний и будущей профессии. Александр, 21 год, третий курс: – Меня в универе, наверное, даже в лицо не помнят. Я всю жизнь спортом занимаюсь, только на сессиях меня и видели. Но зачеты более–менее сдаю, на всех соревнованиях выступаю. Потом, может, пригодится педагогическое – тренером пойду работать, пока меня все устраивает. Влада, 23 года, третий курс: – Сначала поступала на русский язык и литературу, потому что только это в школе знала и любила. На втором курсе пошла работать в SMM–агентство, уже почти год прошел. Зарплата приличная, наверное, там и останусь, в журналистике. А так, кого сейчас диплом интересует, главное, чтобы опыт работы был. Категория четвертая – родители заставили. В университете отбывают тяжелую, но необходимую повинность, в учителя не стремятся. Похожи на представителей второй категории, но куда более несчастны, потому что совсем не понимают, почему они здесь оказались. Елена, 22 года, четвертый курс: – У меня мама и бабушка – учителя, так что я, скорее, продолжатель династии. Не то что бы я очень хотела в педагогический, но явно не худший вариант. Скучновато, конечно, но жить можно. Куда работать пойду – не знаю, может, и правда в школу. Не очень понимаю, что мне там делать, но с какими-нибудь бумажками работать смогу. Можно ведь потом работать в сфере образования и не общаясь с детьми.
Фото Ольги Максимович
Комментарии