Очередная июньская неделя сумасшествия позади: 38 Московский международный кинофестиваль завершился. Кинокритики и просто любители кино получили изрядную порцию восхищений и разочарований. Забавная вещь — итоги, у простых смертных они, как водится, не всегда совпадают с решением жюри. Например, непонятно, как выбрать из двух одинаково сильных, хотя и очень разных, картин одну и совершенно не отметить другую: иранскую, очень достойную «Дочь» Резы Миркарими наградили «Золотым Святым Георгием», а вот потрясающий «Монах и бес» Досталя и Арабова остался без реальных призов. Но о главных событиях ММКФ поговорим чуть позже (читайте об этом в ближайшем номере «УГ»), а теперь — о других заметных лентах фестиваля, пока впечатления не затерты буднями.
Работа у них такая…
Почему приз зрительских симпатий 38 ММКФ ушел конкурсному фильму Милоша Радовича «Дневник машиниста» (Сербия, Хорватия), понятно. Это, пожалуй, самая милая из черных комедий: хоть речь и идет здесь о страшной стороне работы машинистов (каждый за свою профессиональную жизнь сбивает несколько десятков человек, случайно или намеренно оказавшихся на рельсах), сами персонажи настолько колоритны, достоверны и обаятельны, что им поневоле сочувствуешь. В общем, это тот случай, когда жанр черной комедии не высосан из пальца для острых ощущений, а придуман самой жизнью.
Юмор в этой ситуации выступает обезболивающим средством: иначе как этим людям не сойти с ума или, по крайней мере, не бросить свою профессию? Слабонервным тут не место. Так, главный герой, пожилой уже машинист Илия Тодорович (невероятно хорош в этой роли Лазар Ристовски) доводит молодого доктора до истерики, рассказывая, как задавил шестерых цыган-музыкантов, застрявших в машине на переезде. Мол, одна отрезанная голова зацепилась за кабину и подмигивала ему, пока поезд не остановился. Таких баек у них предостаточно: например, рука зарезанного бедолаги залетела в кабину и ослепила машиниста.
Каждый из железнодорожников пытается как-то с этим жить, даже лишившись родных — главный герой, например, задавил сына близких друзей, а кто-то из коллег — возлюбленную молодого Илии. Однако железная дорога и поезда — их судьба. Они нашли пристанище в старых вагонах, оборудованных по-своему вкусу — у кого-то дома маленький сад, у кого-то — библиотека. И все бы ничего, если бы в их жизни неожиданно не появился 10-летний детдомовец Cима — по иронии судьбы Илия спасает его от самоубийства на рельсах. Яснее ясного, что, принятый в семью Тодоровича, подросший Сима захочет стать именно машинистом. Но в ожидании страшной инициации парень находится на грани нервного срыва. Все разрешится хорошо — в логике жанра, конечно, и вы поймете странную уверенность наших героев: смерть — это еще не конец… Картину смело можно рекомендовать всем экспериментирующим с суицидом: что-что, а уходить их жизни им расхочется.
Филиппинский фильм «Пелена» Ралстона Джовера интересен не только поклонникам жанра социального кино. Да, речь в нем идет о жизни филиппинских беспризорников, но здесь есть место и трагическому, и комическому, и сентиментальному. Главные герои, 8-летний Момой и трое ребят постарше живут в большом городе под мостом не от хорошей жизни — малыша бросили с рождения, у остальных есть семьи, но там их не ждут. В один из дней девочку Джинки ловят на краже, Момоя насмерть сбивает машина, и компания распадается. Самый рассудительный и грамотный из всех, Рашид оказывается и самым верным — он делает все, чтобы хотя бы достойно похоронить друга. Но хуже всех приходится Джинки: ее приютил на первый взгляд хороший человек, таксист, вознамерившийся поначалу ее исправить. Но постепенно понимаешь, что девушка попала в настоящее рабство к извращенцам, и у нее нет другого выхода, как… убить своих тиранов. Зрителя обуревают сложные чувства — ты и сочувствуешь, и испытываешь отвращение к этому дикому юному затравленному созданию. Неслучайно 13-летней актрисе Терезе Мальвар достался «Серебряный Георгий» за лучшую женскую роль. В финале этого сложного, неоднозначного фильма задумываешься — почему становятся «туманом», липкой пеленой (так на местном сленге называют подобных ребят) вроде бы обычные, даже внешне благополучные дети…
Татьяна Ефлаева
Женское время на ММКФ
Одна из внеконкурсных программ 38 Московского Международного кинофестиваля называлась «Время женщин». В ней были представлены картины, снятые режиссерами-женщинами и рассказывающие, разумеется, о женских чаяниях, надеждах и проблемах.
Сейчас можно, наверное, в какой-то степени говорить о женской эре в кинематографе. И в анимации, и в документальном, и в игровом кино бал часто правят женщины. И получается это у них весьма неплохо. Как отметила куратор программы «Время женщин» Анжелика Артюх: «В 21-м веке сексизм в мировой киноиндустрии начинает уходить в прошлое. Число женщин, делающих заметные успехи в кинорежиссуре, с каждым годом растет, а мировые кинофестивали активно ищут фильмы женщин для своих программ. Women’s Cinema – стало своего рода глобальным феноменом, о нем пишут критические и научные исследования и его раскручивают медиа. Женщины Европы и Азии, США и России, пока не могут доминировать в мейнстриме, но прочно заняли позиции в арткино, артхаусе и артмейнстриме, так что не исключено, что пройдет еще немного времени, и мы наконец увидим разнообразные «женские блокбастеры». Во всяком случае, американские женщины-режиссеры уже активно поднимают этот вопрос в глобальной Сети».
Режиссер Ребекка Миллер – дочь известного драматурга Артура Миллера. Она изучала искусство в Йельском университете, затем начала актерскую карьеру, а с 1995 года стала пробовать себя в кинорежиссуре. Ее дебютный фильм – «Энджела». Российским зрителям Ребекка Миллер известна по картине 2009 года «Частная жизнь Пиппы Ли». На 38 ММКФ был представлен ее новый фильм «План Мэгги». Это чудесная, яркая, добротная трагикомедия. Главная героиня, девушка Мэгги вроде бы абсолютно счастлива в карьере, у нее прекрасные друзья, она очаровательна и коммуникабельна. Единственно в чем ей не везет, так это в личной жизни. Все ее романы краткосрочны и оканчиваются ничем. Она влюбляется, но спустя полгода разочаровывается в своих избранниках и рвет отношения. Знакомая ситуация, не правда ли? Женское одиночество – это бич современной цивилизации, множество статей написано на тему, почему умные, успешные, красивые женщины никак не могут найти себе спутника жизни. То ли мужчины перестали поспевать за возрастающими женскими требованиями, то ли эти самые требования становятся слишком завышенными?! Так или иначе, факт остается фактом. Прелестная Мэгги одинока. И вот отчаявшись найти того самого, единственного, Мэгги решает пойти на искусственное оплодотворение, очень хочет ребенка. Но в этот стройный жизненный план вмешивается коварная судьба, девушка знакомится с женатым профессором, между ними вспыхивает головокружительный роман, профессор бросает свою эксцентричную жену с двумя детьми, женится на Мэгги, у них рождается чудесная дочь. Хэппи-энд? А вот и нет. Спустя три года семейная жизнь не кажется героине фильма такой уж безоблачной, да и муж-профессор, переквалифицировавшийся в писателя, похоже, все-таки не мужчина ее мечты. И тогда Мэгги вместе с бывшей женой профессора придумывает коварный план по возвращению блудного супруга в прежнюю семью. Стоит ли говорить, что, несмотря на все сопутствующие сложности, план удается, и в итоге картина все-таки оканчивается хэппи-эндом, все счастливы.
Чего не скажешь о героях фильма польского режиссера Агнешки Смочиньской «Соблазн». Это ее дебют, получивший приз на кинофестивале Сандэнс. За основу сюжета режиссер взяла грустную сказку Ганса Христиана Андерсена «Русалочка». Как мы все помним, подводная нимфа русалочка полюбила прекрасного юношу, но эта любовь оказалась для нее смертельной. Агнешка Смочиньска на основе этой истории сняла жесткую, полуфантасмогорическую картину о призрачном мире ночных клубов и опасных связей. Две сестры-русалочки выныривают из-под воды в Варшаве в 80-е годы XX века и становятся просто находкой для владельца одного из ночных увеселительных заведений. Еще бы, такое шоу, сестрички могут быть и обычными девушками, а если их полить водой, нижняя часть их туловищ превращается в огромные рыбьи хвосты. Русалочки, одним словом! Девчонки к тому же прекрасно поют. В общем, их принимают в команду, и они окунаются в самую гущу ночной жизни города. Выступления в клубе, оглушительный успех, алкоголь, сигареты, мужское обожание. С сексом, правда, проблемы, все-таки русалочье строение их тел не позволяет им жить нормальной женской жизнью. И все бы ничего, ведь сестры решили поразвлекаться немного здесь, а потом уплыть в Америку. Но на беду одна из сестер влюбляется в белокурого гитариста, и все девичьи планы летят насмарку. Тут, как у Андерсена, для русалки любовь к земному, обычному человеку – это трагедия. Правда, у Агнешки Смочиньской девочки-русалочки совсем небезобидны, режиссер наделяет своих героинь каннибальскими повадками, милые нимфы могут превращаться в страшных людоедок и периодически с наслаждением питаться человечиной. Но и это не спасает одну из них от печальной напасти под названием «любовь». О хэппи-энде здесь не может быть и речи. Но мы ведь его и не ждем?..
Александра Иванова
Официальные итоги 38 ММКФ:
«Золотой Святой Георгий» получила иранская драма «Дочь» режиссера Реза Миркарими.
Лучший режиссер фестиваля – Пук Грастен за фильм «З7» (Дания). Обладатель «Серебряного Георгия» за лучшую женскую роль – Тереза Мальвар.
Награду за лучшую мужскую роль получил Фархат Аслани, исполнивший роль отца в фильме «Дочь» Реза Миркарими.
Лучший документальный фильм – корейская картина Черо Юна «Госпожа Б. История женщины из Северной Кореи».
«Серебряный Георгий» за короткометражный фильм — у фильма «Полное селфи» режиссера Николь Брендинг (США, Канада).
Специальный приз жюри получил болгарский фильм «Поющие башмаки» Радослава Спасова.
Приз имени Константина Станиславского «Верю. Константин Станиславский» вручен актрисе Марине Нееловой.
Приз жюри ФИПРЕССИ — у фильма Ким Джон Квана «Худшая из женщин» (Корея).
Главный приз и диплом Федерации киноклубов России вручили фильму «Дочь» (Иран).
Диплом Федерации киноклубов – режиссерам Рую Герре за фильм «Память забвения» (Бразилия) и Николаю Досталю за фильм «Монах и бес» (Россия). Диплом в программе российского кино 38-го ММКФ достался режиссеру Александру Галибину за фильм «Золотая рыбка».
Приз жюри NETPAC — у картины Вахида Хакимзаде «Великие свершения» (Япония, Великобритания), специального упоминания удостоился фильм Рохсаре Гаема Магами «Сонита» (Иран, Швейцария, Германия).
Приз зрительских симпатий ушел фильму Милоша Радовича «Дневник машиниста» (Сербия, Хорватия).
Приз издательского дома «Коммерсант» достался фильму Ариэля Эскаланте «Голос вещей» (Коста-Рика).
Фото с сайта ММКФ
Комментарии