search
main
0

Готовы ли мы к внедрению ГТО?

На днях в Петрозаводске завершился Международный конгресс учителей физкультуры. Как и следовало ожидать, в центре обсуждения форума оказался возрождаемый комплекс ГТО. У учителей было немало вопросов к федеральным чиновникам, которые посетили конгресс в последний день его работы. В рамках научно-практической конференции в Петрозаводском государственном университете педагоги получили возможность их задать.

Здесь, в Карелии, ждут, объявят ли республику апробационным регионом или нет. Местные чиновники противоречат друг другу: один министр говорит, что вопрос уже решен, другой перестраховывается и советует подождать новостей от федеральных коллег. В итоге, выступавший на конференции в рамках конгресса

Виктор Бабкин, замдиректора Департамента развития физкультуры и массового спорта Минспорта РФ, представил в своей презентации перечень 12 апробационных площадок. Всего дюжина пилотных регионов по предварительной версии выглядит так: Карелия, Марий Эл, Мордовия, Татарстан, Красноярский край, Белгородская область, Владимирская область, Кемеровская область, Московская область, Свердловская область, Смоленская область, Ярославская область.

– У нас вообще подали заявку 23 региона, среди них мы выбрали те, которые имеют наибольшие шансы по ряду критериев стать апробационными площадками, – пояснил Виктор Бабкин. Приказ будет подписан в скором времени.

Однако, что дает республике участие в эксперименте? Не сомнительное ли это удовольствие – быть подопытным регионом?

– Я думаю, что сейчас любые события, которые направлены на формирование имиджа республики, на привлечение интереса к ней, на узнаваемость её, могут быть полезны. В том числе то, что она попала в число 12 регионов, – прокомментировал в интервью «Учительской газете» новость Вениамин Каганов, заместитель министра образования и науки РФ, к слову, выпускник ПетрГУ. – Это очень важно, поскольку позволяет чаще упоминать республику, это даст возможность региону запустить у себя программы, связанные с развитием физкультуры и спорта, в том числе привлечь некоторые федеральные ресурсы… Думаю, это на пользу, и рад, что такое решение состоялось.

Чиновники рассказали учителям, из чего будет состоять возрожденный комплекс ГТО. Не будем пересказывать содержание – его легко можно найти в интернете. Остановимся на вопросах, которые волнуют педагогов.

Штатная единица

К примеру, недавно в федеральных СМИ прошла информация о том, что в школах появится должность преподавателя (тьютора) по ГТО. Эта новость учителей не столько удивила, сколько возмутила: после вопроса на эту тему в зале зашелестел характерный шепоток. Однако, факт был опровергнут: «Никаких рекомендаций и приказов по этому поводу не будет», – заявил Вениамин Каганов.

В беседе с нами замминистра уточнил: тьюторы, действительно, будут, но появятся, в основном, в институтах повышения квалификации учителей.

– Тьютор и преподаватель ГТО – это разные вещи. Учитель учит, тьютор – развивает. И тьютор – это не учитель по ГТО.  Есть же учителя физкультуры, и я не вижу необходимости в особых требованиях к их компетенции по отношению к комплексу ГТО. Но вопрос о том, кто нужен школе, решает сама школа. Если ей нужен тьютор, то только школа может принять это решение, определить оклад на имеющиеся ресурсы и действовать. Сказать, что мы будем это внедрять – нет…

Приписки

Речь зашла и о том, насколько честными и объективными могут быть результаты сдачи норм ГТО. Ведь уже сейчас Минобрнауки заявило проект нормативного акта, по которому спортивные достижения школьника могут дать бонус при поступлении в вуз. Кроме того, не будут ли гнаться за хорошими показателями в классах учителя при введении поощрения или, напротив, наказания?

– Мы уроки ЕГЭ хорошо усвоили, – сказал замминистра, вспомнив о скандалах, которые сопровождали экзамен несколько лет. –  Честность и объективность для нас важнее результатов на данном этапе. Естественно, мы понимаем, как организован процесс, и сколько у нас энтузиастов, которые захотят не то чтобы выдать желаемое за действительное, но… Мы этого опасаемся. Особенно, что касается школ, которые любят соревноваться. Поэтому характер внедрения ГТО – поэтапный. Не надо компанейщины, не надо цифр, не надо победных отчетов – это может навредить нашему делу.

У учителей своя точка зрения по этому поводу. «Приписывали раньше, будут приписывать и сейчас, – уверенно заявила моя соседка по ряду своей коллеге. – Я помню, премии лишали, если результаты плохими были. То же самое будет…».

Перегруженность

Многие учителя задаются вопросом: а как все успеть? Мероприятий итак много: президентские игры, спартакиады – соревнований не перечесть. Выяснилось, что выход из этой ситуации пока не продуман.

–  Наш совместный с Минспортом график очень перенасыщен, – признал Вениамин Каганов. – Мы пытались его урезать в этом году, но это непросто… Нас очень беспокоит, что на бедного учителя физкультуры ложится эта нагрузка, и он вместо того, чтобы работать со всеми детьми, пытается заткнуть дырки наиболее способными талантами. В результате у нас получается не то, что мы хотим, а наоборот. Здесь ваши советы очень важны. Надо что-то придумывать, чтобы защищать школу от энтузиазма многих внешних организаций.

Медицинское сопровождение

Наконец, вопрос медицинского сопровождения школьников, сдающих комплекс ГТО, был освещен недостаточно. Бросилось в глаза то, что при всех разговорах о взаимодействии Минобрнауки, Минспорта и Минздрава России, представителя последнего на конгрессе не было: должен был приехать, но появились другие дела. Год назад на Всероссийском совещании учителей физкультуры здесь же, в Петрозаводске, уже поднимался этот вопрос. Однако, непонятно, изменилось ли что-то за год. Не приведет ли гонка за нормативами ГТО школьников, даже не прошедших нормально диспансеризацию, к несчастным случаям?

Еще на брифинге министр по делам молодежи, физкультуры и спорта Карелии Александр Воронов признал: медицинский вопрос – самый сложный. «Министерству здравоохранения придется выдать свои четкие рекомендации по допуску данных категорий (специальной и подготовительной групп, – ред.) к сдаче комплекса. Очень важно, чтобы спецмедгруппы не попали в число участников…». Однако позиции Минздрава по этому вопросу так и не прозвучало.

На близкую тему выступил Александр Балашов, декан медицинского факультета ПетрГУ. Он поднял вопросы спортивной медицины и необходимости подготовки спортивных врачей.

Добровольность

Наконец, о добровольности сдачи комплекса ГТО. Это слово как мантру повторяют чиновники всех уровней. Виктор Бабкин рассказал даже о сформулированном им правиле четырех «Д» в отношении комплекса: добровольность, доступность, допуск врача и «для здоровья учащихся». Однако в проекте резолюции минувшей конференции мы встречаем пункт: «Рекомендовать учитывать итоговые результаты выполнения нормативов Комплекса в качестве промежуточной аттестации учащихся 4-х, 9-х, 11-х классов общеобразовательных организаций по учебному предмету «Физическая культура». Насколько в этом случае добровольной будет сдача нормативов?

Разумеется, это лишь немногие из вопросов, которые волнуют учителей. А с апробацией и внедрением комплекса их станет еще больше. Остается надеяться, что после испытания разработчики услышат замечания и предложения педагогов-практиков.

Фото автора

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте