В субботу завершился 33 Московский международный кинофестиваль. Интересно, что практически все главные награды фестиваля достались лентам, так или иначе связанным с темами войны и насилия.
Главный приз – «Золотого Святого Георгия» – получил фильм «Волны» испанского режиссера Альберто Мораиса. О том, что лента стала фаворитом критиков и жюри, говорят и другие награды – приз ФИПРЕССИ (Международной федерации кинопрессы) и «Серебряный Георгий» за лучшую мужскую роль актеру Карлосу Альварес-Новоа. Однако фильм явно не рассчитан на массового зрителя – в нем мало диалогов и визуальных эффектов: действие происходит на окраинах, в бедных квартирах, дешевых гостиницах, на шоссе. Лента посвящена теме последствий Второй мировой войны, ее дальних по времени отголосков в душах переживших ее. Главный герой картины – пожилой человек – едет во французский город Аржелес-сюр-Мер, где когда-то находился фашистский концлагерь.
Куда понятнее простым киноманам награда лучшей актрисе, которая досталась Урсуле Грабовской из польского фильма «Иоанна» режиссера Феликса Фалька. Она убедительно сыграла молодую женщину из благополучной польской семьи, которая, жертвуя жизнью, спасает от фашистов маленькую еврейскую девочку. Немудрено, что эта история тронула не только международное жюри во главе с Джеральдиной Чаплин, но и российских кинокритиков, отдавших «Иоанне» свою премию.
Лучшим фильмом в документальном конкурсе, впервые учрежденном в этом году, была признана американская картина «В ад и обратно», снятая Данфунгом Деннисом. Это еще одна интерпретация на тему, как тяжело бывшему солдату снова начать «нормально функционировать», как иронически говорил Сэлинджер, после ужасов войны, – в данном случае американскому сержанту после командировки в Афганистан.
В конкурсе «Перспективы» своего «Серебряного Георгия» получила литовско-венгерская лента «Анархия в Жирмунае» Саулюса Друнга про двух юных подруг, свобода которых от условностей оборачивается драмой с криминальным акцентом.
Лучшим режиссером признан Вонг Чинг По, снявший кровавую, как и полагается гонгконгским боевикам, драму «Месть. История любви». Это смелое решение жюри немало удивило скептиков, поскольку такой киноэкстрим, привычный на форумах в Каннах или Берлине, в Москве раньше не поощряли.
По признанию большинства критиков, итоги 33 ММКФ можно назвать вполне объективными, однако, на наш взгляд, много интересных лент оказались обойдены вниманием жюри, отдавшим предпочтение в основном социально значимым лентам. Так, одним из самых популярных фильмов на фестивале стала отечественная картина «Шапито-шоу» Сергея Лобана – на него выстраивались очереди, его цитировали, рекомендовали друг другу, несмотря на 4(!) часа экранного времени. Оказалось, что жюри лента тоже понравилась, но все же оно отдало ей вторую по значению награду – Специальный приз жюри.
Критики, входившие в состав команды фестиваля, тут же пояснили: мол, это фильм «внутреннего потребления». Однако, скорее всего, так произошло из-за того, что лента не укладывается ни в какие рамки, в ней много музыкальных номеров, сюрреалистических сцен и специфического юмора. Однако то, что фильм понятен только российскому зрителю, до которого он может и не дойти (прежде всего, из-за длины), опровергла Джеральдина Чаплин. Председатель жюри на глазах у всей аудитории протянула визитку режиссеру Сергею Лобану: «Вот мой телефон, позвоните, хочу сниматься у вас».
Наконец приз «Верю», вручаемый за покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы Станиславского, достался – и это было ожидаемо – блистательной британской актрисе русского происхождения Хелен Миррен, чья ретроспектива прошла в рамках ММКФ. Звезда интеллектуального театра и кино лично приехала в Москву, чтобы представить фильм закрытия фестиваля – триллер «Расплата» Джона Мэддена. Награду актрисе вручал не Никита Михалков, а глава Первого канала Константин Эрнст, который охарактеризовал Миррен как «королеву британской театральной сцены и мирового кинематографа». Действительно, Елена Миронова (в русской транскрипции) переиграла массу особ королевских и аристократических кровей – достаточно вспомнить Елизавету II в «Королеве» или Софью Андреевну Толстую в «Последнем воскресении».
P.S. Мнение критиков и зрителей не всегда совпадают с впечатлениями жюри. О самых ярких, на наш взгляд, картинах 33 ММКФ читайте в свежем номере «Учительской газеты».
Фото с сайта ММКФ
Комментарии