search
main
0

Главная струна. Мудрый совет. Выпуск 41

Существуют вечные проблемы в преподавании и процессе образования, о которых постоянно пишут специалисты: мотивация, дисциплина, поддержание интереса к предмету. Как добиться того, чтобы ученики во время летних каникул продолжали заниматься иностранным языком?

Известный писатель-зоолог Джеральд Даррелл рассказывал об одном из своих любимых учителей. Выяснив, что именно интересует ребенка, тот сумел сделать увлекательными все занятия. Например, скучные раньше для Джеральда предметы история и математика оказались невероятно занимательными, когда молодой педагог рассказал мальчику о походе войска Через Альпы Ганнибала, а затем предложил ему посчитать, сколько дней занял поход, сколько людей должны были совершить переход, почему использовали слонов. А как же всех накормить? Сколько требуется в день еды слону, другим животным? Сколько весит охапка сена? Откуда его брать? Незаметно к урокам истории, математики присоединилась география. Где находятся Альпы, откуда и куда двигалось войско? Открытием для ребенка было и то, что в давние времена люди говорили на других языках. Талантливый педагог сумел показать ребенку связь предметов. Семья много разъезжала мальчика по свету, и детям нанимали частных учителей. Конечно, легче заниматься с небольшим количеством детей в семье одной, чем с целым классом. Но о пользе индивидуального подхода в педагогике говорят достаточно давно. Сегодня мы называем подобный метод личностным подходом. Стоит обращать внимание на интересы, пристрастия, способности и склонности учеников. И не только.

Не нужно забывать о себе. Если вас привлекает тема, учащиеся почувствуют ваш интерес. Стоит освежать свои познания, читать, что делается в мире, чем озабочены работники образования в других странах. Недавно я прочитала британский обзор, где описаны две методики преподавания. Одну из них называют MASTERY (мастерство, овладение), другую MINDSET(опора на интеллектуальные способности конкретного ученика, интуитивный подход). Любопытно, что в Британии сейчас выделяют большие деньги для обучения педагогов MASTERY, причем уверяют, что этот метод широко применяется в Шанхае, в Китае. Учеников не разделяют на группы согласно их умственным способностям, а дают материал, тему всему классу. Школьники выполняют одинаковые упражнения, постепенно осваивают новые понятия и лишь затем переходят к следующей ступени. Похоже на наш отечественный метод. Существует У нас единая программа, единый учебный план. Личностный подход – скорее вспомогательное средство. Похоже, наших учителей не нужно учить «азиатской методике», как ее называют англичане. Полезно знать, что в развитых странах Запада считают, что MASTERY результаты дает лучшие, чем интуитивный подход и разделение учащихся на «интеллектуальные группы». Британцы вкладывают большие деньги, приглашая китайцев вести курсы повышения квалификации для педагогов своей страны.

Освежив собственные методические познания, давайте посмотрим на вечную проблему летних каникул. Как добиться того, чтобы дети летом занимались и не забывали английский язык? Одно из решений – языковой лагерь. Однако многое можно делать и дома.

Небольшой совет родителям, хорошо владеющим, например, английским языком. «Спрячьте» свое умение, не поправляйте ребенка, внимательно посмотрите, что он умеет делать сам, способен ли применить полученные в школе знания на практике.

Попробуем метод, описанный Джеральдом Дарреллом. Выясним, что сейчас интересует ребенка. Это может быть любой сериал, книга, песни. Предложите детям попробовать посмотреть сериал без перевода, а потом спросите, понимает ли он или она живую иностранную речь. Предложите просмотреть пять минут очередной серии несколько раз, пока не расслышит хотя бы одну-две фразы. Спросите своего юного меломана, о чем его любимая песня, попросите спеть вместе с исполнителем. Если он не может расслышать слова, помогите найти их в интернете, посидите рядом, пока ребенок разбирается с незнакомыми словами, и снова попросите спеть. Вовсе не обязательно обладать абсолютным музыкальным слухом. Дочка певицы Идины Менцель, которая поет основную песню в известном мультфильме «Frozen», рассказывала забавную историю. Ее Ученики начальной школы в классе хвастались достижениями своих мам. Наконец, девочка гордо сообщила: «Моя мама поет песню из нашего любимого мультика!». И получила ответ хором: «Подумаешь, наши мамы тоже поют эту песню, ее все знают!» Для того, чтобы спеть со своим ребенком известную песню, совсем не нужно быть знаменитой певицей.

Выделите пятнадцать-двадцать минут ежедневно для совместного чтения. Пусть сын или дочь читают страничку интересной книжки без вас, желательно выписывая новую лексику, а потом читают вам вслух «с листа» собственный перевод на русский язык. Напомню: если вы знаете язык, не поправляйте, дайте ребенку осознать свои достижения. Объясняйте незнакомые русские и слова, обнаруженные в двуязычном словаре. Я еще не встречала детей, которых бы не увлекла такая работа. Они ощущают себя настоящими переводчиками, начинают гордиться тем, что знают больше, чем взрослые. Чувствуются Плоды очень быстро: чем больше ребенок прочитал и перевел для мамы и папы, тем прочнее запоминаются новые слова и выражения. Для развития навыков говорения приветствуйте свое чадо по утрам по-английски: Hello, Good morning. Спрашивайте, как сказать по-английски хлеб, каша, чай, сок… Вводите целые предложения: передай, пожалуйста, сахар, тебе нужно масло? и т.д. С детьми помладше можно вести такую двуязычную беседу в форме игры; подростки будут говорить серьезно. Чем младше ребенок, тем легче он воспринимает предлагаемые вами занятия. Начиная лет с двенадцати увлечь ваше чадо становится сложнее. Понаблюдайте за ним, постарайтесь понять, что его интересует на данном этапе, и спрячьте свое непонимание, как скептицизм можно дальше. Подготовьте себя к тому, что вы можете задеть главную сегодня струну – и ваш молчун будет говорить часа два, причем исключительно о себе, о своих пристрастиях. Пусть выговорится. Найдите книгу, интернет-сайт, справочник по интересам – и ребенку покажите.

Дети пока не умеют сами себя занимать полностью; самодисциплина, понимание того, чем полезен любой предмет, как они связаны между собой, приходит куда позднее. Что происходит, если с детьми не заниматься? И дома, и за рубежом мне довольно часто приходится наблюдать печальную картину. Дети десяти-двенадцати лет, пожив в другой стране, забывают даже алфавит. Родители, бабушки и дедушки иной раз обращаются за помощью: что делать, как вернуть помочь родной язык, вызвать интерес к чтению? Отвечаю одинаково, независимо от предмета. Нужно просто заниматься.

Нина Коптюг, кандидат филологических наук

Все выпуски рубрики \”Мудрый совет\”.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте