search
main
0

Фейные сказки. Игра-путешествие для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Цели игры-путешествия для детей дошкольного и младшего школьного возраста «Сказки? Это интересно! И игре найдется место…» – знакомство с творчеством поэта серебряного века К.Д. Бальмонта, формирование интереса к читательской деятельности, формирование нравственной личности ребенка.

Задачи Обучающие: – познакомить с книгой К.Д.Бальмонта «Фейные сказки»; – активизировать и расширять словарный запас у школьников. Развивающие: – способствовать развитию познавательного интереса  у детей, мыслительных операций,   воображения, разных видов памяти; – создать условия для развития всех типов каналов сенсорного восприятия информа­ции. Воспитательные: – формировать сознательную установку на ответственное отноше­ние к окружающему миру: природе и людям; – формировать навыки саморегуляции (умение слышать и слушать); – совершенствовать навыки совместной деятельности. Оборудование: – выставка книг К.Д.Бальмонта; – рисунок Феи; – цветы  из бумаги с ароматами духов; – снежинки розового, желтого, красного и черного цвета по 15 штук; – кусочки ситца, драпа и атласа по 5 штук; – стебли укропа (замена – соломинки для коктейля) в количестве 25 штук, мыльный раствор; – диск со звуковыми фрагментами; – мультимедийная установка.     Ход мероприятия:         Ведущие: Дорогие друзья! Сегодня мы проведём с вами познавательно-игровое занятие.  Мы будем путешествовать по сказкам, но сказкам необычным – «Фейным сказкам», которые написал великий поэт земли Ивановской  Константин Дмитриевич Бальмонт (файл №2). Впервые сказки были изданы в Москве в 1905 году. К большому сожалению, эту книгу очень трудно найти  на наших книжных полках. Но мы смогли отыскать ее в Интернете и предлагаем вам с ней познакомиться. В сборник вошло 71 стихотворение. Константин Дмитриевич Бальмонт написал их для своей четырехлетней дочки Нины (сам он ласково называл её Ниникой). В этих сказках он хотел показать дочке красоту родной природы, многообразие живого мира, доброту русской души. Хотел научить ее представлять, ощущать, слышать окружающий мир. А вы любите сказки?   Дети: Да!   Ведущие: Если книга называется «Фейные сказки», то какой сказочный персонаж здесь будет встречаться чаще других?   Дети: Фея (файл № 3).   Ведущие: А кто может рассказать нам про Фею?   Ответы детей.   Ведущие: Если Фея волшебница, значит,  мы будем путешествовать с вами по каким сказкам?   Ответы детей.   Проводится физкультминутка.   Ведущие: Итак, встанем и проговорим хором такие слова:   В путь дорожку солнышко поднимает нас, (Здесь дети должны встать) Поднимаем руки мы по команде: раз! (Руки через стороны поднимаем вверх) А над нами весело шелестит листва, (Кисти рук поворачиваем вправо, влево) Опускаем руки мы по команде: два! (Руки опускаем вниз) По дорожке в сказку первую войдем. (Дети маршируют) Ароматы чудные Фее соберём. (Садятся)   А как вам кажется, ребята, все цветы пахнут одинаково или каждый по-своему?   Отвечают дети.   Ведущие:

Я гуляла по лугам, Принесла подарок вам. Аромат цветов вдыхайте, В мир волшебный попадайте.

Я даю вам понюхать цветы. Аромат какого цветка вы почувствовали?   Ведущие  дают возможность почувствовать детям аромат цветочных духов. Для этого на  цветах в серединках вклеены «пробники» незабудки, жасмина, ландыша….   Дети отвечают.   Ведущие: Сейчас ребята, мы предлагаем вам внимательно послушать стихотворение Бальмонта «Прогулка Феи» и почувствовать ароматы цветов и растений, о которых здесь пойдёт речь.

Фея в сад гулять пошла,                          Так нарядна и светла,                          Говорит с цветами,                          Ей цветы: Будь с нами.                           Фея, будь, как мы, цветок,                          Развернись, как лепесток,                          Будь рябинкой дикой,                          Или повиликой.                           Будь анютиным глазком,                          Или синим васильком.                          Иль еще малюткой,                          Синей незабудкой.                           Прилетит на лепесток                          Желтокрылый мотылек,                          Хоботком коснется,                          Фея улыбнется.                           Прилетит к тебе пчела,                          Прожужжит: не бойся зла,                          Я лишь пыль сбираю,                          Мед приготовляю.                           Покачнув на тыне хмель,                          Прогудит мохнатый шмель:                          Ну-ка поцелую                          Фею молодую.                           А когда придет закат,                          Все цветы проговорят:                          В росах умываться,                          Спать приготовляться.                           Фея слушала цветы,                          Фея нежила листы,                          Но, сама причуда,                          Прочь пошла оттуда.                           Или я на мотылька                          Променяю светлячка?                          Не хочу меняться. –                          И давай смеяться.           Скрылась в замок под листком,                          Забавлялась с светляком,                          Цветиком не стала,                          Звонко хохотала.

Запахи каких растений вы смогли почувствовать?   Дети отвечают.   Ведущие: Молодцы, ребята! Действительно в этом стихотворении можно было почувствовать запахи (слайд № 4) рябины, повилики, анютиных глазок, васильков, незабудок, хмеля.   Константин Дмитриевич Бальмонт очень любил  родную русскую природу. «Фейные сказки» можно  по праву назвать энциклопедией природы нашего Ивановского края, читая, вы  встретите  в них около 30  названий растений и 10 деревьев и кустарников.   А сейчас отправляемся в другую сказку. Повторяйте все за мной.   Проводится физкультминутка.   Из лета в зиму попадаем (Ходьба на месте) (слайд 5-а) Снежки холодные бросаем. (Дети изображают игру в снежки) Катаемся все на коньках. (Изображаем скольжение по льду) Снежинки тают на руках. (Дети дуют на ладошки, затем садятся).   А вы знаете, ребята, что в природе не существует двух одинаковых снежинок? Не смотря на то, что все они имеют шесть лучей, каждая из них имеет свою форму.   Часто перед сном детям родители читают сказки, чтоб малышам приснились красивые разноцветные сны. И мы предлагаем вам чуточку отдохнуть. Итак, закройте глаза и послушайте стихотворение «Фея и снежинки»   Катаясь на коньках,На льду скользила Фея.Снежинки, тихо рея,Рождались в облаках.Родились – и скорей,Сюда, скорей, скорее.Из мира снежных фейК земной скользящей Фее.   Просыпайтесь! Красивая сказка?   Дети: Да!   Ведущие: Какого цвета сны могут увидеть ребята, прослушав эту сказку?   Дети: белого.   Ведущие: Действительно в природе снежинки белые (слайд 5-б). Но мы же с вами в сказке! Давайте пофантазируем. Я предлагаю вам сделать эту сказку цветной, чтоб нашей Фее было радостно и весело. Для этого вам необходимо выбрать понравившуюся снежинку и разместить ее около  Феи.   С подноса ребята выбирают разноцветные снежинки, приготовленные заранее: желтого, красного, розового и черного цвета и размещают их вокруг рисунка Феи на доске. Используется иллюстрация к стихотворению «Прогулка Феи», автор рисунка – Ошанина Дарья, 7 лет, воспитанница Центра развития ребенка – детского сада №22. Дети выполняют задание (слайд 5-б, музыка по щелчку).   Ведущие: Посмотрите, ребята, вокруг Феи порхают снежинки желтого, красного, розового цвета. Почему большинство из вас выбрали эти цвета?   Дети объясняют.   Ведущие: Да, ребята, вы правы. Эти цвета: цвета радости, веселья, хорошего настроения. А какие ещё цвета вы можете добавить к этой группе?   Дети называют.   Ведущие: А как вы думаете, почему нет (или мало) черных снежинок?   Дети объясняют.   Ведущие: Правильно, черный цвет – мрачный цвет и у нас он ассоциируется с плохим, грустным настроением. А какие цвета можно добавить в эту группу?   Дети отвечают.   Ведущие: Ребята, нашу Фею окружают снежинки трёх (четырёх) цветов, а если вы прочтете все «Фейные сказки» Бальмонта, то сможете встретить в них около двадцати цветов и их оттенков  (алый, золотистый, пурпурный, лазоревый (слайд № 6-а), бирюзовый (слайд  № 6-б), изумрудный (слайд  № 6-в).   А сейчас, мы отправляемся в новую сказку, где мы будем учиться слушать. Но для этого нужно немного потренироваться. Предлагаю вам сейчас превратиться в жуков (слайд  № 7-а),  и пожужжать «Ж-Ж-Ж». А сейчас представьте, что вы кукушка «Ку-ку, ку-ку» (слайд  № 7-б). Нам  предстоит попасть в лес (слайд  № 7-в), а в лесу может случиться всякое, можно заблудиться. Давайте вполголоса крикнем «А-у», ведь нас целый хор. Крикнули, теперь нам ничего не страшно.  Кричать мы умеем, а слушать? Предлагаю вам послушать стихотворение Константина Дмитриевича Бальмонта «За грибами» и запомнить, о каких звуках в нем пойдет речь.

Вот мы дружною семьей –                         За грибами, в лес.                         Я да он, да ты со мной,                         Старый лес воскрес.                           Был он тихий – темный бор,                          Пасмурно глядел.                          А как наш раздался хор,                          Весь он загудел.                           Закрутился тенор твой,                          Загремел мой бас,                          Наш товарищ фистулой                          Подбодряет нас.                            Белка слушала в сосне,                          И с размаху – прыг.                         Там сорока в вышине                          Подняла свой крик.                           Можжевельник зашуршал,                          Вон, там чей-то глаз.                          Это леший побежал,                          Испугавшись нас.                           Ну, товарищи, вперед,                          Врассыпную вдруг,                          Тот, кто первый – гриб найдет,                          Он мой лучший друг.                           Только, братцы, примечай,                          Вот вам уговор:                          Чтобы этот гриб, пускай,                          Был не мухомор.

Какие звуки смогли вы здесь различить?   Дети отвечают.   Ведущие: Молодцы! Отличились самые внимательные.  В этом стихотворении автор передает многообразие звуков: гул, хор, бас, тенор, шуршание, стрекотание и другие.   Конечно, это задание было очень трудным. Но умение слушать очень важное качество, которое нужно развивать, и я предлагаю вам поиграть.   Детям предлагается прослушать звуковые фрагменты. После каждого они должны дать ответ, что  это было. Гром (слайд  № 8-а звук, отгадка – слайд №8-б), Журчание воды (слайд  № 9-а звук, отгадка – слайд №9-б), Звуки ветра (слайд  № 10-а звук, отгадка – слайд № 10-б), Птичье пенье (слайд  № 11-а).  А может кто-то определил, какая птица поёт? (слайд №11-б)   Ребята, сейчас мы прослушали, как поют птицы. Вам понравилось? Как вы думаете, можно ли определить птиц по их пению?   Дети отвечают.   Ведущие: Действительно, мир птиц тоже многообразен, порядка 10 их названий  можно встретить в сказках Бальмонта. (Стрижи, журавли, снегири, воробьи….). Давайте послушаем, как поёт трясогузка (слайд № 12-а), а сейчас давайте познакомимся с соловьиной трелью (слайд № 12-б).   Проводится физкультминутка.   Мы в этой сказке засиделись. Пора в другую путь держать. Все потихоньку встали с места. (Дети встают) И дружно начали шагать. (Маршируют) Пред  нами первая преграда Журчит хрустальный ручеек, Его мы с вами  перепрыгнем, (Дети прыгают) Ведь он совсем и не широк. (Маршируют) Вот низко ветви ель склонила, И их должны мы приподнять, (Поднимают руки вверх) Но помни, что ты рядом с другом, (Повернуть голову направо, налево) Не торопись их отпускать. (Машут руками) Преграда третья перед нами: (Опустили руки вниз) На тропке встретили ежа. (Дети наклонились) Мы на него лишь посмотрели… (Присели) Ах, как природа хороша! (Встали) Теперь все сели не спеша. (Дети садятся на свои места)   Ведущие: Вот мы уже и  в следующей сказке, где нас ждет новое задание (слайд № 13). Предлагаем вам потрогать кусочки ткани и определить, какая из них самая грубая и самая приятная на ощупь? Детям предлагается пощупать кусочки ситца, драпа и атласа. Дети отвечают.   Ведущие: Да, ребята, кусочки ткани были совершенно разные. Наиболее грубая ткань – это драп, из него шьют пальто, куртки. А это кусочки ситца. Именно из этой ткани чаще всего  шьют постельное белье, поскольку оно доступно каждому. А вот постельное белье из  атласа можно встретить не так часто, поскольку это дорогая ткань. Какую же из этих тканей вы предложили бы Феи для постели, чтобы ей снились красивые, приятные сны?   Дети отвечают.   Ведущие: А теперь давайте посмотрим, совпало ли ваше мнение с мнением Феи из сказки Константина Бальмонта.   Читается стихотворение «Шелковинка» (название не читается)                    Из тонкой шелковинки я ниточку пряду.                   По тонкой шелковинке тебя я поведу.                   Кусочек перламутра – лампадочка моя.                   В жемчужные покои войдем мы, ты и я.                    Я там тебе открою атласную кровать,                   И бабочки нам будут воздушно танцевать.                   И тонко так, хрустально, подобные ручью,                   Нам часики смешные споют: \”Баю-баю\”.  Совпало ли ваше мнение с мнением Феи? Чем же была застелена постель Феи? Дети отвечают.   Ведущие: Правильно! Из атласа. Но сказка, ребята, называется «Шелковинка». Потому что атлас – это  плотная шелковая, с гладкой блестящей лицевой поверхностью ткань.   Вы любите забавы? Послушайте, какие забавы были у нашей Феи.   Читается стихотворение «Забавы Феи»

Пускала пузырики                              В соломинку Фея.                              Придворные лирики                              Жужжали ей, рея: –                              О, чудо-пузырики,                              О, дивная Фея!                               Пурпурные, синие,                              Нежнее, чем в сказке.                              Какие в них линии,                              Какие в них краски!                              Зеленые, синие,                              Как детские глазки.                               Но Фее наскучили                              Жужжащие мошки.                              Всегда ведь канючили                              Они на дорожке.                              Забавы замучили                              Ей ручки и ножки.                               Соломинку Фейную                              От Феи убрали.                              Постельку лилейную                              Готовить ей стали.                              И песнь тиховейную                              Ей сны напевали.

Чем же любила забавляться Фея? И почему ей это нравилось? (слайд №14).

Ведущие: А кто сам пробовал пускать мыльные пузыри, поднимите руки?

Дети поднимают руки.

Ведущие: Конечно, это так весело и здорово! Наша игра-путешествие, как и все сказки, должна  закончиться хорошо! И я предлагаю вам  игру «Чудо-пузырики».

Детям раздаются соломинки и мыльный раствор. Они пускают пузыри (слайд №14, музыка по щелчку).

Ведущие: Итак, предлагаем вам занять свои места. Сегодня мы с вами использовали информацию, полученную с помощью органов чувств: глаз, носа, кожи, ушей. Скажите, ребята, какой орган чувств не был задействован?

Дети: Язык.

Ведущие: А с помощью языка какую информацию вы получаете?

Дети:  Вкусовую.

Ведущие: Вы не поверите, но в «Фейных сказках» можно найти произведения,  которые помогают развивать воображение, связанное с вкусовой информацией. Вспомним несколько строк из стихотворения «Осень». Некоторым из вас оно уже знакомо  (слайд №15).

Поспевает брусника.

Стали дни холоднее.

И от птичьего крика

Стало только грустнее.

Кто пробовал ягоду бруснику, согласятся с нами, что вкус её горьковато-кислый.

Всем нравится такой вкус?

Ведущие: А какой вкус предпочтителен многим из вас?

Дети: Сладкий.

Ведущие: Фея тоже любит сладкий вкус. И сегодня она за ваше внимание, старание, любознательность  вручает вам свой сладкий подарок (конфеты).

Ведущий: Сегодня мы с вами не только играли, но и учились. Учились слушать, запоминать, понимать, ощущать, представлять, включали воображение «Фейные сказки» Константина Дмитриевича Бальмонта помогали нам в этом (слайд №16). А воображение – это путь к творчеству. Мы очень надеемся, что все вы будете творческими людьми, а значит не будете равнодушными и совершите много открытий, которые смогут сделать наше государство крепким, могущественным, красивым и успешным (слайд №17). И пусть девизом в  вашей жизни станут слова Константина Дмитриевича Бальмонта – «В бесконечности стремленья бесконечность достиженья».

Информационные ресурсы:

http://www.azlib.ru/b/balxmont_k_d/text_0530-1.shtml

http://images.yandex.ru/yandsearch?

http://www.ermak65.ru/my_mp3/milnie_puziry.htm

Презентация к игре-путешествию доступна для скачивания по ссылке: http://narod.ru/disk/39347771001/%D0%9F%D1%80%D0%B5%D0%B7%D0%B5%D0%BD%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%98%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9%2C%20%D0%9F%D0%B5%D1%87%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B9.rar.html

Людмила Иванова, ведущий библиотекарь филиала №1 МУ ЦБС детских библиотек администрации Иваново и Ивановской области,

Светлана Печникова

, учитель начальных классов гимназии № 44 Иваново

Иллюстрации – авторские фото с урока.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте