search
main
0

Евгений Вирячев, Вологда: Здравомыслящие люди в России понимают – былой авторитет школьным педагогам уже не вернуть.

​Почти каждый новый министр, кем бы он ни был, начинает свою деятельность с «реформ». Традиция у них такая. Глава МВД в своё время придумал «полицию», бывший министр обороны – погон на животе, в энергетике разделяют предприятия,…

…подключая к сетям малый бизнес, а в образовании, наоборот, сливают. Вологодский педагогический университет признан неэффективным (как и большинство педвузов страны) и обречён на слияние с другим университетом – техническим.

Мне, конечно, жаль нашу учительскую альма-матер, но, может, решение правильное?

Действительно, обучение будущих педагогов в педагогическом вузе нельзя назвать эффективным. Науки-то им вдалбливают – математику, географию, историю, но главная цель – как стать учителем, часто остаётся решённой лишь на бумаге – вписанной в диплом.

Но это полбеды – методику преподавания новобранцы школ освоят путём проб и ошибок (материала для экспериментов предостаточно – тридцать школьных лабораторных мышек на каждом сеансе, рассаженных по партам). А вот дальше надо будет вникать в законы «королевства кривых зеркал». Как ставить оценки, заполнять журнал, сдавать отчёты, чтобы миновать административный гнев, но оставить себе чуточку самоуважения? Как можно выполнить приказ директора, исполнить который невозможно, не исполнить – тоже?

А ещё в педвузе студенту крайне сложно объяснить, что дети могут отличаться друг от друга, как Гермиона от макаки-резус. И процесс обучения  этих разных приматов отличается ну очень сильно. А если они в одном классе?

Да, многому не учат в нашем педвузе. Например, в моё время не было курса «Культура речи». Теперь, как мне сказали выпускники, есть, наконец-то догадались. Но этого уже мало. Учитель – публичная профессия. Значит, ораторское искусство, сценическая речь, управление большой массой людей, импровизация и прочие подобные навыки – профессиональная необходимость. Иногда во время встреч с коллегами в рамках «педдесантов», когда просишь кого-нибудь из учителей выйти на сцену, чувствуешь волну страха, неуверенности. Такая «непубличность», думаю, влияет и на основную работу, это в определённой степени непрофессионализм. К тому же если мы не учимся «управлять» –  управляют нами.

И кто только не пытается сегодня это делать! Даже бывшие союзники – родители. Поэтому становится всё актуальней умение педагога уклоняться от стрел, выпущенных в него «третьей стороной». Наконечники этих стрел отравлены ядом их детёнышей. Я имею в виду недовольство, ложь, а попросту клевету нерадивого школьника на учителя в целях оправдания своих неуспехов пред грозными очами авторитарного родителя. Для такого родителя школьные отметки отпрыска – часть имиджа успешности, наравне с дорогой иномаркой, престижной должностью-кормушкой, посещением многозвёздных курортов и прочее. И он не замечает разницы между этими благами и способами их достижения.

Обзавестись прочным щитом молодому (и не только) учителю, отражающему атаки подобных родителей и учеников, – задача нелёгкая, требующая времени. А щит этот – собственное мнение. Свой твёрдый взгляд на обучение и на роль учителя (как правило, редко совпадающий с образом, навеянным в университетских стенах).

Правда, наши воззрения претерпевают изменения, окружающая среда воздействует на разум, «бытиё определяет сознание». В глазах общества роль учителя меняется. Мы дрейфуем к архипелагу «Сфера услуг». Лозунг: «Ученик всегда прав!» взят чиновниками на вооружение, как метко подметил Илья Кучанов в своей статье. Но даже официанта защищает директор ресторана, если клиент пьян!

Здравомыслящие люди в России понимают – былой авторитет школьным педагогам уже не вернуть. Общественные течения не могут менять направления столь резко. А это значит, что молодым работникам школ необходимо осознание того, что общество в целом потребительски настроено к современной школе. Число агрессивных родителей быстро растёт. Изначально агрессивных, враждебных, наступательных, без повода или ошибки со стороны учителя. Они не просят помочь в воспитании и развитии своего ребёнка, они требуют обслужить «быстро и качественно», а иначе…! В Европе педагогу помогают решать подобные проблемы независимые профсоюзы. Независимые от власти. Видимо, этот этап у нас ещё впереди. А пока начинающим свой путь в школе молодым специалистам надо не питать надежд на помощь администрации (которая – часть Системы), а самостоятельно проштудировать устав родного учреждения, закон об образовании, уголовный и административный кодексы. Увы, сегодня это важнее, чем знать собственный учебный предмет – математику, географию, историю… Не поможет нам никто…

Заяц в лес бежал по лугу, Я из лесу шел домой, — Бедный заяц с перепугу Так и сел передо мной! Так и обмер, бестолковый, Но, конечно, в тот же миг Поскакал в лесок сосновый, Слыша мой веселый крик. И еще, наверно, долго С вечной дрожью в тишине Думал где-нибудь под елкой О себе и обо мне. Думал, горестно вздыхая,

Что друзей-то у него После дедушки Мазая Не осталось никого.

(Н. Рубцов)

…Да, многому не учат в педагогическом вузе. Но когда он сольётся с другим, став частью «классического университета», «не учить» будут ещё больше! Но горевать не стоит. Не за горами новый министр. Как сольют вузы, так и разольют. Министр без реформы, что генерал без лампасов. Или без погона на животе!

Об авторе

Евгений Вирячев, лауреат Всероссийского конкурса «Учитель года России-2007», преподаватель-организатор ОБЖ школы №7, Вологда

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте