В осенние каникулы мы с супругой посетили Будапешт. Неделя в изумительном городе с католическими величавыми храмами и «прекрасным голубым Дунаем». Море впечатлений, а самое главное – никаких мыслей о школе.
Предки венгров– мадьяры, были с нашего Урала. Что их сподвигло отправиться в неблизкий путь на средний Дунай никто не знает. Почти всегда этот народ так или иначе жил под тяжестью завоевателей: монголов, турков, австрийских Габсбургов, Гитлера, Советского Союза. И лишь последние двадцать лет (за тысячелетнюю историю!) страна наслаждается свободой.
Я помню конец наших восьмидесятых – начало девяностых, когда на уроке учителю уже было не обязательно приводить цитаты Ленина, и он мог легко обсуждать с учениками пьяное дирижирование берлинским оркестром бывшего первого секретаря Свердловского обкома. А в канцелярии ещё не было столько ксероксов-принтеров, изрыгающих сегодня из своей ненасытной утробы кипы инструкций, приказов, отчётов. Несколько лет мы были свободны. Как венгры.
Население страны (10 млн.) меньше населения Москвы. Венгры составляют 90 % всего национального состава. Среди национальных меньшинств на первом месте (5 %) цыгане. Это постоянная головная боль власти страны – они никак не хотят ассимилироваться: официально не работают, воруют, молодёжь не идёт в профессиональные учебные заведения, в вузы, да и в школе-то редко кто до двенадцатого выпускного класса дотягивает. Такой пример: в одном городе начальник местной тюрьмы признался в интервью журналисту, что среди его подопечных 90 % цыган. Начальника уволили за некорректность и разжигание национальной розни. Если о проблеме не говорить, то её как бы нет. Знакомо. Если не ставить плохих оценок, то неуспевающих в школе нету.
Жительница Будапешта, бывшая наша соотечественница, поведала мне такую историю. В её районе работало две школы. Одна «венгерская», престижная, «навороченная», с бассейном. Другая простенькая – «цыганская». Кавычки не случайны, потому что специально детей по национальному принципу делить никто не позволит в политкорректной Европе, просто все родители знали – куда приводить своего первоклассника. Какой-то местный политик усмотрел в этом факте нарушение равноправия и приказал «перемешать» детей. Но как это сделать? – в Венгрии свобода выбора образовательного учреждения. Выход нашёлся: «цыганскую» школу попросту закрыли, и смуглые кудрявые школьники поневоле влились в престижную венгерскую. Первое время учителя практически не могли работать. Их новые ученики могли на уроке встать, запеть, закурить, обругать матом …. В школе появились наркотики (это цыганский бизнес) и прочий блатной антураж, успеваемость резко снизилась, в том числе, и у старожилов. Постепенно «венгерские» родители своих детей перевели в другие школы, пусть для этого им приходилось каждый день возить их на авто в соседний район. А цыганская школьная диаспора вольготно расположилась в местных апартаментах. Вот такое оно – меньшинство.
Грозит ли подобное в будущем России? Не знаю.
Из выступления лидера СР Сергея Миронова: «Мигранты часто забывают соблюдать наши порядки и традиции … у нас нет ни одного института, который бы регулировал взаимоотношения народов»
…Один из постоянных вопросов, который задают именно наши туристы – а как тут у вас с коррупцией? Судите сами по очередной истории, услышанной мною.
Полицейские в Венгрии профессиональные, требовательные, ответственные и … немножко странненькие. Наш гид Мария рассказывала, что однажды она села за руль автомобиля сразу после праздничного стола, так как накануне краем уха услышала в новостях, что принят закон, разрешающий какое-то малое количество алкоголя в крови водителя. Именно в этот вечер её и остановил патрульный, первый раз за десять лет. На стандартный вопрос – нет ли у вас запрещённых к провозу предметов, не употребляли ли вы спиртное? – Мария безмятежно призналась: «Употребляла». Полицейский обалдел. Так не отвечали ему даже вдупель пьяные. «Почему же вы сели за руль?» «Так ведь закон принят!» Венгерский гаишник посмотрел на барышню как энтомолог на редкостную бабочку. Оказалось, закон всего лишь обсуждался в парламенте, и был, кстати, отклонён. Мария осознала глубину своего провала и приняла вид Анны Чапман. Полисмен вздохнул, почесал затылок, потом спросил: «А много вы выпили?» «Бокал вина». Постовой вновь поскрёб репу: «А что вы ели?» «Салат». Представитель закона мрачнеет. «А что вы ещё ели?» «Мясо». Лицо гаишника просветлело: «Это хорошо, жирная пища нейтрализует алкоголь». Дальше разговор перешёл в небольшую лекцию об ответственности на дороге, и закончился фразой о том, что её надо бы наказать, но учитывая безупречное водительское прошлое и убийственную честность …. В общем, Мария отделалась лёгким испугом. Судя по всему, стражи порядка в Европе не ставят задачу наказать нарушителя как первоочередную.
В России, конечно, такого быть не может, скажите вы? Ну почему же. Правда, не на дороге, а на устном экзамене в девятом классе, когда учитель выпрашивает-вытягивает ответ у некоторых выпускников, цепляясь за случайно произнесённое слово впопад. Любому российскому педагогу было бы легко работать в дорожной полиции Венгрии.
Одна из причин, по которой мы выбрали именно Будапешт – знаменитые термальные купальни венгерской столицы – города-курорта.
Горячая вода поднимается с глубины более 1000 метров, содержит гидрокарбонат кальция, магниевые соединения, хлориды, сульфаты … в общем, целебная. Купив билеты в лечебную купальню Сечень (самую большую в Европе!), получив электронные браслеты на руку, разобравшись со шкафчиками в раздевалке (увы, ни одной таблички по-английски, а венгерские надписи для нас, что узоры на стенах), мы вышли в огромный внутренний двор дворца Здоровья и Удовольствия. Вот это да! Тут тебе и спортивный бассейн. И бассейн с водой 38 градусов, от которого поднимается пар, и уноситься вверх к древним статуям, склонившим головы над нашими раскрыторотыми фейсами. И бассейн с искусственными волнами, течением, гидромассажем. И сауна финская. И паровая. И ароматерапии. И ещё какая-то со светомузыкой, значения которой я не понял, но ответственно отсидел десять минут.
В одном из водоёмов небольшая группа занималась с инструктором водной аэробикой. Я присоединился. Из профессионального интереса, так сказать. На бортике лежали резиновые гантели, потрогал – лёгкие, какой в них смысл? Оказалось, их надо не поднимать в воде, а опускать, что, учитывая выталкивающую силу жидкости, совсем не так просто. То, что в одной среде можно делать без затруднений, в другой – с большим напряжением. Как тут не вспомнить Жан Жак Руссо: «Зачем приспосабливать ребёнка к системе образования, не лучше ли приспособить эту систему к ребёнку?»
Каждый день мы приходили в купальню, и каждый раз погружались в особую атмосферу. Там никто не ругается, не суетится, все вежливы, доброжелательны, чуть кто случайно заденет – сразу «сорри-сорри», везде смех, улыбки и безмятежность. Вода всех примеряет, объединяет, очищает. Там все счастливы. Вот где можно заботиться о своём здоровье, при этом получая радость. А где можно заботиться о своём интеллектуальном росте, при этом получая отраду? По-видимому, в идеальной школе.
Но не только. Местные бородатые венгры любят в тёплом бассейне играть в шахматы. И доска у них особая – непромокаемая. Сидят по четыре-пять часов и хоть бы что! Занимаются развитием интеллекта, и при этом оздоравливаются. Завидная комбинация.
И сразу моя фантазия нарисовала чудную картину: школьный урок, ученики по грудь в воде, по очереди подплывают к доске, также плавно возвращаются на место, записывают в водонепроницаемые тетради непромокаемые мысли, на уроке благосклонность, творчество, никакого переутомления: устал – окунись с головкой! Вода бы решила добрую половину всех вечных школьных «хворей», начиная от тягот долгого сидения на стуле, заканчивая эмоциональной серостью ученических будней. И с пожарной безопасностью всё в порядке. Кстати, наши очаровательные коллеги-женщины стали бы ещё пристальней следить за фигурой, – всё-таки в купальнике к классу выходишь! Красота.
Вот так отдыхали мы в Будапеште. Храмы, золотые платаны, купальни, гуляш и Дунай». А самое главное – никаких мыслей о школе.
Продолжение следует.
Комментарии