Выполнение майских указов президента о зарплатах бюджетников будет фактически продлено до 2020 года, выяснил РБК. На поддержание целевых уровней зарплат может понадобиться более 400 млрд руб., считает эксперт издания.
Майские указы в отношении зарплат бюджетников еще не выполнены, но в правительстве уже обсуждается вопрос сохранения достигнутых показателей на 2019–2020 годы. Минздрав на прошлой неделе раскрыл в пояснительной записке к проекту бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС), что еще в июне о необходимости сохранить целевые показатели по зарплатам врачей и медработников в 2019 и 2020 годах говорилось на совещании у вице-премьера Ольги Голодец. Такаяже инициатива относится к работникам культуры и учителям, сообщили РБК в Минкультуры и Минобрнауки России. А в Министерстве труда РБК подтвердили, что \”вопрос сохранения установленных майскими указами соотношений уровня оплаты труда касается и других [то есть всех] категорий работников\”. Окончательного решения пока нет — бюджет на 2018–2020 годы еще в разработке, добавили в Минтруде.
Подписанные президентом Владимиром Путиным в мае 2012 года указы, ставшие одним из символов его третьего президентского срока, касались врачей, школьных учителей и преподавателей вузов, работников культуры и соцработников. Цель — к 2018 году увеличить средние зарплаты этих категорий работников до 100 или 200% (в зависимости от категории) от средних трудовых доходов в соответствующих регионах.
Решение поддержать зарплаты \”майских\” категорий работников на этих уровнях (а их номинальные зарплаты для этого должны продолжать расти, поскольку будут расти доходы в целом по стране) может обойтись региональным бюджетам, которые несут основную нагрузку по выполнению майских указов, в 422 млрд руб. в 2019–2020 годах, следует из расчетов старшего аналитика группы суверенных и региональных рейтингов АКРА Александра Шуракова
Эксперт подсчитал, что для сохранения зарплат всех категорий бюджетников, покрываемых майскими указами, на целевом уровне их совокупный фонд оплаты труда в 2019 году должен составить 2,99 трлн руб. — на 4% больше оценочного объема 2018 года, а в 2020 году — уже 3,1 трлн руб. (на 8% больше). Совокупное увеличение зарплат по \”майским\” категориям работников в 2019 и 2020 годах должно составить 360 млрд руб. относительно уровня 2018 года, оценил аналитик. Этот показатель становится еще больше, если рассчитывать чистую нагрузку на бюджеты: она включает отчисления страховых взносов с этих зарплатза вычетом возвратов НДФЛ в консолидированный бюджет регионов. Чистые расходы в таком случае увеличатся на 421,8 млрд руб. в сумме за 2019–2020 годы относительно уровня 2018 года.
Фонд оплаты труда за 2018 год оценивался исходя из предположения, что целевые уровни будут достигнуты в январе 2018 года, уточняет Александр Шураков. Минэкономразвития еще в весеннем макропрогнозе ожидало, что целевые уровни по зарплатам \”майских\” категорий будут достигнуты \”не позднее начала 2018 года\”.
Первые три года действия майских указов зарплаты бюджетников активно росли, однако с 2015-го темпы роста значительно сократились, отмечает ведущий аналитик S&P Екатерина Кенель-Новикова. При этом с 2015 года на субфедеральном уровне происходило сокращение численности кадров (за счет оптимизации сети в сфере здравоохранения, образования и сокращения численности чиновников). В связи с этим возобновление роста зарплат необязательно будет негативно влиять на исполнение бюджетов регионов, считает Кенель-Новикова. Александр Шураков согласен, что уровень расходов бюджетов в 2018–2019 годах будет определяться в том числе динамикой численности работников бюджетной сферы.
Нагрузка на бюджеты от повышения зарплат по майским указам была бы еще выше, еслибы Росстат вовремя не поменял методику расчета. В 2015 году Росстат заменил среднюю региональную зарплату, с которой требуется сравнивать зарплаты учителей и врачей, на \”среднемесячный доход от трудовой деятельности\”, включивший в себя заработки в неформальном секторе. За счет этого цифра в знаменателе уменьшилась на 3–4 тыс. руб., а соотношение зарплат, соответственно, подросло. В среднем по регионам средний трудовой доход по итогам первого полугодия 2017 года был меньше средней номинальной зарплаты на 11,5%.Как отмечает эксперт Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Степан Земцов, в первой половине 2017 года долги регионов значительно подскочили. \”Регионы сокращали (оптимизировали) сети образовательных и медицинских учреждений, чтобы уменьшить социальные расходы, но этот резерв практически исчерпан, поэтому дальнейшее усиление социальной нагрузки на бюджеты приведет к росту долговой нагрузки\”, — предупреждает он.
По информации РБК
Фото из архива \”УГ\”
Комментарии