search
main
0

ЕГЭ как способ поиска путей для собственного развития. В Москве состоялся образовательный форум «Навигатор поступления-2014»

Для тех, кто в будущем году оканчивает школу, октябрь – неплохое время, чтобы принять окончательное решение о поступлении вуз. Наверное, именно поэтому на первых выходных октября и состоялся образовательный форум «Навигатор поступления-2014». Обширная программа мероприятия позволила узнать много нового о поступлении в высшие учебные заведения не только будущим абитуриентам, но и их родителям, и даже педагогам.

Выпускникам всегда интересны «секреты успеха»: как избежать ошибок при сдаче экзаменов, как поступить в престижный вуз на бюджет, какая специальность будет наиболее востребована, да и вообще важно знать, какие перспективы ожидают молодое поколение на профессиональном поприще в самое ближайшее время.

На эти вопросы постарались ответить на семинарах, мастер-классах и консультациях по подготовке к ЕГЭ и олимпиадам в рамках форума «Навигатора поступления-2014». Чтобы дать квалифицированные ответы, организатор мероприятия – компания MAXIMUM, которая занимается подготовкой к ЕГЭ в столице, пригласила представителей ведущих вузов Москвы. В их числе оказались МГУ им. М.В. Ломоносова, РУДН, НИУ ВШЭ, МИФИ, МГИМО, МГТУ им. Н.Э. Баумана, РГГУ, МФТИ, Финансовый Университет, МЭИ, МЭСИ, РЭУ, МИСиС, РАНХиГС, РНИМУ им. Н.И. Пирогова.

Одной из самых интересных с профессиональной точки зрения стала часть форума, ориентированная на педагогов, – научно-практическая конференция «Оценка школьных знаний при поступлении в вузы: российский и мировой опыт». Она прошла в преддверии форума 3 октября. Представители российской школы и вузов, а также эксперты в области образования обсудили пути развития Единого государственного экзамена, перспективные способы подготовки к нему, а также последние тенденции в развитии систем оценки за рубежом.

В ходе конференции был поднят весьма важный вопрос о том, что сегодня в мире отношение к высшему образованию меняется. Об этом говорил директор Департамента государственной политики в сфере высшего образования Минобрнауки РФ Александр Соболев. Сегодня за рубежом нередки ситуации, когда традиционное техническое, педагогическое или иное образование перестает быть интересным в той форме, в которой его предлагают вузы, поэтому студенты делают выбор в пользу более свободной формы. Например, они обучаются на курсах популярного ресурса http://www.coursera.org/ (о влиянии массовых открытых онлайн-курсов на современное образование «Учительская газета рассказывала в материале «Массовые открытые онлайн-курсы становятся альтернативой традиционной системе образования»: http://ug.ru/article/654).

Набирает популярность эта тенденция и в нашей стране. Вероятно, она могла бы приобрести и массовый характер, поскольку возможности для онлайн-образования становятся все шире, а у некоторых выпускников порой нет иного, более доступного способа получить образование после школы: часть регионов страны не охвачена высшим образованием. В этой связи, как отметил Александр Соболев, государство стремится решить эту проблему с помощью программы «Кадры для регионов», заключающейся в поддержке региональных вузов, которые ведут подготовку кадров для ведущих отраслей регионов.

Выбор в пользу альтернативных вариантов образования может быть обусловлен сегодня еще и тем, что школьнику надо пройти большой экзаменационный путь, чтобы оказаться на студенческой скамье.

– Я плохо отношусь к экзаменам. Это в определенном смысле насилие над природой человека. Но, к сожалению, в больших социальных системах нет других форм распределения потоков в ситуации ограниченного ресурса, каким является высшее образование, – высказал интересную мысль научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ Исак Фрумин. – И на сегодняшний день тренды изменений в вопросах оценки образования состоят в том, чтобы сделать экзамены максимально адекватными тому опыту, который был у учащегося.

Сегодня в мире существует множество вариантов оценки знаний. Так, по словам Исака Фрумина, есть страны, где на вооружение принят единый экзамен, который играет роль как выпускного, так и вступительного (как, например, в нашей стране), и страны, где эти процедуры разведены. В ряде государств выпускных экзаменов в школах нет вовсе, есть лишь вступительный, что, в общем, оправданно, поскольку, если ты захотел учиться дальше, ты должен доказать свою пригодность для этого. Впрочем, как отмечает Исак Фрумин, самый эффективный путь в оценке все же разделение экзаменов. Это позволяет снизить давление на саму оценочную процедуру, которое появляется, если наделить экзамен множеством функций: от оценки знаний на выходе их школы и соответственно репутации дающей из школы до «входного билета» в вуз. В таком случае экзамен становится процедурой «с высокими ставками», где каждый заинтересован в искажении результатов с целью показать свою значимость и престиж, если не удается сделать это честным путем.

Вторым критерием в типологии деления экзаменов сегодня является их сложность. Здесь в зависимости от страны также существует много вариаций: от простого, жестко регламентированного теста (как, например, в Казахстане, где сами дети опускают листы с ответами в счетный аппарат и в процессе машинной обработки дается безапелляционно четкий и нефальсифицируемый результат) до сложных форм вроде эссе (и по сей день оно активно используется в Великобритании). Понятно, что чем сложнее задание, тем «дороже» становится способ его проверки и тем сильнее для его оценки нужен человек. Но в этом случае, правда, выше и риск негативных последствий, связанных с необъективной оценкой, обусловленной человеческим фактором.

Тем не менее при всем многообразии форм и подходов к оценке знаний во всем мире наблюдается рост значимости оценки как таковой, и чем проще и эффективнее она становится, тем лучше. Это связано в том числе и с тем, что автономность учебных заведений увеличивается, а значит, чтобы сохранить систему в целостности и отслеживать все ее изменения, управленцам в системе образования необходима серьезная фактологическая база. Нельзя управлять тем, что не измерено. Об этом говорил младший партнер McKinsey & Company Михаил Дмитриев.

Налицо и все увеличивающаяся роль тестов. Тесты оказываются самым действенным инструментом, поскольку дают большие возможности и вузам, так как им приходится отфильтровывать большой объем абитуриентов. В последние годы они становятся основным инструментом оценки знаний даже на международном уровне. Все больше стран участвуют в тестировании PISA, TIMSS и др.

Безусловно, тесты не идеальны. Проблема с тестами состоит в том, что при подготовке к ним уделяется больше внимание форме сдачи, использованию различных «трюков». А в классе работа преимущественно ведется с теми, кто, либо очень хорошо их решает, чтобы в конечном счете им это удавалось еще лучше, либо с теми, кто показывает слабые результаты. Середина так и остается серединой. В то же время понятно, что какие-то параметры отследить в ходе тестирования невозможно. Как справедливо отметил Михаил Дмитриев, к тестам надо относиться так же осторожно, как к опасному лекарству.

В целом же основная мысль, которую, пожалуй, могли бы донести педагоги до своих учеников после этой конференции, состоит в том, что не надо бояться процедур оценки знаний. Выпускникам школ и абитуриентам все равно придется действовать в их рамках, и нужно быть готовыми соответствовать их требованиям. Но нужно добросовестно готовиться к их сдаче не только исходя из формы, но и быть внимательными к их содержательному наполнению. Школам же необходимо соблюдать баланс экзаменационных мероприятий, решая и контрольные, и диагностические задачи. Такой сбалансированный подход даст четкое понимание того, что должен знать ученик по предмету, разовьет комплексный подход к оценке знаний. Кроме того, необходимо вовлекать самих учащихся в процесс оценки, что позволит им относиться к нему не как к карающему инструменту, а как к способу поиска путей для собственного развития.

Фото Анны Еланской

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте