search
main
0

Единая история: старые учебники по этому предмету могут исключить из списка рекомендованных

Работа по подготовке единых учебников по истории России для средней школы продолжается. На этой неделе в Министерстве образования и науки РФ состоялось заседание Рабочей группы, курирующей этот вопрос. В заседании приняли участие представители министерства, ученые и учителя истории. Они обсудили ход работы и попытались найти решение проблем, с которыми уже пришлось столкнуться.

Сформировать единое историческое пространство

Процесс создания учебников – непростое дело, особенно если речь идет о таком предмете, как история, где конфликт мнений и трактовок одних и тех же явлений встречается, наверное, гораздо чаще, чем в любой другой науке. Это весьма осложняет решение задачи, поскольку изначально поставлена цель – прийти в учебниках к сбалансированной, непротиворечивой характеристике событий, дат, персоналий и т.д.

«История – основа для формирования культурной идентичности. Представления, полученные в школе, закладывают фундамент будущей гражданственности и патриотизма. Роль школьного исторического образования здесь велика, ее трудно переоценить», – отметил министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов, открывая заседание.

На самом деле, по мнению участников обсуждения, с учебниками истории в стране не все так плохо. Да, их много, но среди них есть те, которые гарантированно могут дать необходимый объем знаний по предмету. Назревшая реформа школьного исторического образования обусловлена несколько иными причинами.

«Сегодня у нас есть шанс пересмотреть систему преподавания истории в школе, которая остается неизменной уже порядка 15-20 лет, – подчеркнул заместитель председателя правления Российского исторического общества Андрей Петров. – Не важно, сколько учебников, важно, чтобы было сформировано единое историческое пространство с точки зрения преподавания истории в школе. Подобный подход не отменяет научные дискуссии и различия в оценках событий и лиц, но в школьном курсе должна быть зафиксирована определенная система. Кроме того, важно поставить вопрос и о том, как в дальнейшем преподавать историю в школе – на основе линейной или концентрической модели и т.д.».

Концепция исторического образования в школе сегодня выходит в поле широкого обсуждения, и это беспрецедентный факт для российской действительности. Тем не менее мировая практика подобных обсуждений уже есть. Например, в Голландии исторический канон обсуждался целых два года и, по сути, стал продуктом консенсуса общества. Так что, если и в России удастся прийти к определенному согласию по ключевым и проблемным историческим вопросам, это будет позитивным показателем развития общества в нашей стране.

«В самом начале нашей работы я наблюдал всплеск полярных высказываний об этой инициативе, – отметил научный руководитель рабочей группы, историк, академик РАН Александр Чубарьян. – Теперь же сформировавшееся широкое обсуждение в СМИ и обществе показывает, что само общество осознает важность этого процесса. К нам стекается масса предложений о формах и методах работы».

Времени не так много

До появления учебников или учебника – участники заседания были не готовы дать окончательный ответ о том, сколько планируется выпустить изданий, – должно пройти некоторое время. Хотя при намеченном интенсивном графике работ его может оказаться не так много.

Так, по словам Дмитрия Ливанова, разработанные в мае текущего года проект историко-культурного стандарта и сам проект концепции единых учебников, которые в дальнейшем помогут творческим коллективам в разработке учебников, уже в июле-августе должны пройти широкое общественное обсуждение. И если в июле обсуждение будет идти в Интернете (на электронных ресурсах Минобрнауки РФ, Министерства культуры РФ, Российского исторического общества и т.д.), то уже в августе оно станет очным, что весьма удобно, так как впереди августовские педсоветы. К изучению проектов будут привлечены ведущие общественные организации, в том числе и Ассоциация учителей истории и обществознания. Также в августе начнется и разработка методических рекомендаций для учителей истории.

Несмотря на то что первый заочный этап обсуждения будет проходить в июле, по словам участников заседания, он должен быть достаточно активным, поскольку современный человек даже в отпуске едва ли отказывается от выхода в глобальную сеть.

Уже в октябре этого года планируется утвердить стандарт и концепцию с учетом внесенных к этому времени замечаний и предложений. После будет объявлен конкурс для творческих коллективов на создание учебников согласно утвержденной концепции и в соответствии с историко-культурным стандартом. А затем также в ходе конкурса будет выбрано издательство, которое выпустит новые учебники. После всех этих этапов Минобрнауки РФ проведет экспертизу учебников, чтобы они могли быть внесены в список рекомендованных.

Закономерно, что в этой связи у участников заседания возник вопрос, что же будет с теми учебниками, которые написаны до утверждения концепции, но уже значатся в федеральном списке, лишатся ли они своих грифов?

По словам заместителя министра образования и науки РФ Натальи Третьяк, этот вопрос затрагивает глубинные проблемы списка рекомендованных учебников. В частности, сама процедура внесения учебников в этот список будет меняться. В списке за минувший учебный год значится порядка двух тысяч наименований по всем школьным предметам, список на будущий год еще обширнее. Но до настоящего момента учебники туда только вносились, процедура же их исключения не была проработана. В создавшейся ситуации эта практика будет меняться.

Патриотизм или высший балл?

Что касается текущего этапа работы над проектом единых учебников истории, на сегодняшний день сделано уже многое. По словам Александра Чубарьяна, разработаны, например, такие важные компоненты концепции, как хронологический каркас. Это все даты и связанные с ними события, персоны и т.д. Он был разработан с участием широкого научно-профессионального сообщества и при всех возможных критических замечаниях уже представляет собой весьма добротный материал.

Кроме того, был выделен список так называемых трудных тем. В первую очередь речь идет именно о трудностях их преподавания в школе. Тем не менее подходы к решению данной проблемы уже есть. В частности, руководитель научных проектов Фонда современной истории Сергей Шахрай предложил описывать конфликтные, проблемные события методами конфликтологии, социологии и других наук, что в итоге даст их сбалансированный, обоснованный анализ.

Среди названных педагогами тем – история всего XX века, проблемы в оценке советского периода. Тем не менее, как было справедливо отмечено участниками заседания, школьникам сегодня нужно давать не готовые авторские суждения, а факты, на основе которых сам учащийся может прийти к какому-либо выводу, поскольку сегодняшние дети не воспринимают беспроблемное изложение событий.

Непростым для учителя является также вопрос формирования Российского государства, а именно вхождение в состав страны различных территорий, национальных республик и т.д. И конечно же, большие споры идут о том, как характеризовать последние 20 лет жизни нашего государства. Среди уже ранее озвученных было предложение завершить курс на 1990 годе, однако, по словам, участников заседания, это было бы неправильно.

Так же как отметил Александр Чубарьян, проведена работа по пересмотру преподавания регионального компонента. В частности, новшество культурно-исторического стандарта состоит в том, что новая модель регионального преподавания истории будет требовать проведения уроков не в формате краеведения, а в виде истории России через историю региона. Уже состоялось совещание с представителями Башкирии, Калининграда, Белгорода, Иркутска и Новосибирска, где наработан большой опыт преподавания именно истории региона.

Доктор исторических наук, директор Института этнологических исследований УНЦ РАН Айслу Юнусова предложила, прежде чем оперировать понятием «регион», уточнить то, что под этим понимается, договориться, до каких пределов региональную историю будут сужать и расширять, имея в виду общероссийский контекст. По словам Айслу Юнусовой, задействовать опыт регионов в ходе подготовки единых учебников необходимо, поскольку в последние годы произошел всплеск исследовательской деятельности именно в регионах. Написаны и изданы истории районов, сел и деревень. Кроме того, весьма важен вопрос о том, как будут представлены территории в учебнике: по мере вхождения их в состав государства или они будут рассматриваться параллельно до этого момента. Пока же в стандарте, по ее словам, виден перекос в сторону европейской части страны. Однако этот перекос может и должен быть преодолен, если расширить состав рабочей группы за счет представителей Сибири и Дальнего Востока.

На самом деле вопросов, которые затрагивают проект разработки единых учебников истории, целое множество, и они касаются не только самой истории, поскольку эта школьная дисциплина связана со множеством других. Здесь и содержательный аспект, заключающийся в необходимости сбалансированного подхода к подаче истории религий нашего государства, и вопрос внеклассной работы, включающей посещение фильмов, музеев, и большие возможности, которые открывает Интернет, в том числе по созданию виртуальных музеев либо электронных ресурсов в дополнение к печатным учебникам и т.д. Все это необходимо продумать, чтобы новый курс истории соответствовал требованиям современной школы не только по содержанию, но и по форме.

Однако ряд представителей педагогического сообщества до сих пор относятся к инициативе по созданию новых учебников истории скептически. В частности, по словам учителя истории, победителя конкурса «Учитель года России» 2004 года Андрея Лукутина, многие его коллеги задаются резонным вопросом: да, идея неплохая, но можно ли будет готовиться на основе этих учебников к ГИА и ЕГЭ? Похоже, что на фоне всех проблем и скандалов, опутавших единый госэкзамен, для педагогов этот вопрос гораздо острее, нежели забота о воспитании патриотизма школьников по всей стране.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте