Официально в субботу, а фактически в воскресенье 29 июня, с последними показами, завершился очередной, 36-й ММКФ. З67 фильмов, показанных на фестивале, разумеется, не в силах был посмотреть никто, однако у каждого из авторов «УГ» – свой «улов», и своими находками мы и спешим поделиться с читателями. Из этого калейдоскопа вы сможете выбрать картины, интересные лично вам, и посмотреть их либо в прокате, либо на просторах Интернета.
(). И эта прогулка действительно удалась! В финале выясняется, что никакого радиоэфира не было, а пластинка выпущена недавно, ее обложка напечатана на принтере. Кому и зачем понадобилось насмехаться над стариком? Оказывается женщина, в юности влюбленная в Алексеева, увидела его в новостном сюжете, после чего решила «понять, что нужно человеку в данный момент времени и дать ему это». А может быть, просто решила отомстить за отвергнутую любовь… Так или иначе впечатление от фильма у меня осталось недоуменное. Что хотел режиссер – демифологизировать наши романтические представления об оттепели, 1960-х? Или, может быть, – это сказка про несбывшуюся мечту? Решать зрителю.
По гамбургскому счету
Что до итогов главного конкурса фестиваля, то кинокритики часто не согласны с жюри. Вот и на этот раз многим неочевидны причины награждения главным призом, «Золотым Георгием», японской картины «Мой мужчина» Кадзуёси Кумакири. Конечно, фильм и вправду скроен весьма лихо, по лучшим канонам напряженного психологического триллера, становящегося по временам криминальным, хотя в этом ему нисколько не уступает «Самый опасный человек» Антона Корбейна (копродукция Германии, США и Великобритании). К тому же, тема японской ленты очень и очень щекотлива (и тут жюри во главе с Глебом Панфиловым, несомненно, продемонстрировало смелость) – инцест между приемными отцом и дочерью, в то время как европейский фильм о куда более глобальных и актуальных для всех материях – угрозе терроризма и методах борьбы с ним. Наконец, даже актерская игра оценена в этих двух картинах неоднозначно: японец Таданобу Асано, знакомый российским киноманам по фильмам «Затойчи», «Тор», Монгол», безусловно хорош, но все же приз за главную мужскую роль, доставшийся ему, кажется более уместным по отношению к Филипу Сеймуру Хоффману, блестяще сыгравшем одну из своих последних в жизни ролей.
Впрочем, любая оценка субъективна, и оба фильма стоит посмотреть. Хотя особо впечатлительным натурам «Моего мужчину» я бы все-таки к просмотру не советовала – он посильнее, то есть гораздо смелее «Лолиты» Набокова, а постельные и кровавые сцены в нем весьма натуралистичны. Впрочем, не стоит забывать, что все это придуманная реальность и юной актрисе (Фуми Никайдо) куда больше экранных 14-ти, и о том, что режиссер-таки выносит моральный приговор героям, окрашивая сцену соития между «отцом» и «дочерью» в алый цвет кровосмешения. К тому же фильм достаточно глубок психологически – он исследует, как могут извратить понятие «семья» два внутренне изломанных человека (главный герой ненавидит своих близких и уходит от них, а героиня теряет родных после землетрясения и цунами в 10-летнем возрасте). Они буквально становятся друг для друга всем – отцом и дочерью, друзьями, любовниками. За эту патологическую близость они готовы убивать, что и происходит с невольными свидетелями их связи. Всю ее преступность они, кстати, осознают, хотя и всячески стараются заговорить свою совесть. Их мучения приводят к тому, что девушка уходит из дома, а Дзюнго спивается и опускается. Но именно финал показывает всю многомерность истории – героиня на собственном предсвадебном вечере заигрывает с постаревшим «отцом», и ее порочный взгляд говорит о том, что их связь так и не оборвалась… Адская смесь извращенной психологии и преступления, восходящая, как мне кажется, к романам Достоевского, – не в первый раз в центре исследования японских кинорежиссеров (в прошлом году я писала о фильме «Долина прощаний» Тацуси Оомори).
В запутанных отношениях с миром нам предстоит разбираться и в фильме «Самый опасный человек». Этот шпионский триллер, снятый по одноименной книге классика жанра Джона Ле Карре, не в состоянии зрителю дать однозначный ответ, кто же преступник, а кто жертва и судья. В центре сюжета – прибытие в Гамбург странного бородатого молодого человека Исы Карпова, за которым начинают охотиться сразу несколько разведок. Для российской публики этот персонаж – повод для юмора (опять иностранцы снимают про русских «клюкву») и недоумений. В самом деле, кто он, этот полурусский, получеченец, сын русского генерала-коррупционера, продающего боевикам оружие и торгующего наркотиками, и 15-летней изнасилованной чеченки? Правда, герой не преподносится как однозначный плохиш, но именно это и беспокоит. Он сам – боевик и террорист, как указано в деле, заведенном на него российскими спецслужбами, или их жертва?
Глядя на субтильность строения парня (Ису играет наш Григорий Добрыгин), его несчастный вид, а также спину, исполосованную, по его словам, «русскими», начинаешь невольно склоняться в пользу второй версии, хотя первая так и остается в течение фильма неопровергнутой. Вот и девушка-адвокат (Рэйчел МакАдамс) верит в его невиновность и готова, практически без всяких сомнений, ему помогать. О том, что терроризм – это реальная опасность, грозящая ее цивилизованному спокойному миру, ей грубо напоминает глава самой секретной из секретных служб Гамбурга в исполнении Филипа Сеймура Хоффмана. На его игре, собственно, и держится вся картина. Именно его харизма заставляет вдохнуть в этот, как кажется, надуманный мир шпионских интриг жизнь и яростную правду. Его герой днюет и ночует на работе, потому что хочет уберечь этот мир от разрушения – он считает себя виновником уже случившегося теракта, хотя, как потом выяснится, его просто-напросто подставили «партнеры» из американской разведки. В то время как его всесильная «коллега» из США (Робин Райт) прикрывается словами, что она работает (то есть лжет, стравливает людей и манипулирует ими) ради того, чтобы «мир стал чуточку безопаснее», он в это действительно верит.
Человечность и эмоциональность его и подводят: он начинает сочувствовать не только легкомысленной дамочке-адвокату с ее книжными представлениями о правах человека, но и Исе с его сиротским видом. В самом деле: парень из принципиальных и религиозных убеждений отказывается от кровавых миллионов евро с европейского счета отца, которого ненавидит (непонятно, правда, как папаша мог завещать все деньги сыну-боевику, считающему себя чеченцем), и хочет социализироваться в европейском обществе. И вот герой Хоффмана решает помочь Карпову, но сначала использовать его деньги как наживку для поимки настоящей акулы – крупного исламского бизнесмена, который под видом благотворительности помогает террористам.
Надо видеть финальную сцену картины, где героя Хоффмана опять-таки предают и свои, и американцы, когда он не может сдержать ни одного данного слова – ни шантажируемому им банкиру (Уиллем Дефо), ни Исе, ни его адвокату. В этот момент рухнуло все, во что он верил. Циничной государственной машине наплевать на жизни и чувства людей, она использовала и выплюнула его так же, как и он других – во имя ее же. По словам Добрыгина, было снято около 30 дублей этой сцены, и все это время за игрой Хоффмана внимательно наблюдали его звездные партнеры. Все были восхищены игрой этого «прекрасного закрытого человека, который почти ни с кем на площадке не здоровался», как скажет Григорий. На вопрос журналистов, зачем он сам снялся в такой неоднозначной роли, Добрыгин ответил: «Почему бы мне не сыграть русского? Мне легче выбраться из тесного мира клише о нашем человеке. Хочется менять эти представления». По его словам, ему удалось убедить режиссера изменить некоторые реплики и сцены, например, убрать любовную сцену с героиней Рейчел МакАдамс, потому что «ну не мог мой герой этого сделать» – опять-таки из религиозных соображений. В итоге русский актер так тронул авторов фильма, что Ле Карре не только подписал ему книгу, но и пригласил в следующий фильм по другому его шпионскому роману. Интересно, сыграет ли там Григорий еще более хорошего «русского»?
Татьяна ЕФЛАЕВА
Рецепт интеллигентного мюзикла
Теперь о внеконкурсных программах. Там – куда больше сюрпризов, чем в тесных рамках конкурса. Фильм члена жюри 36 ММКФ, режиссера Левана Когуашвили «Слепые свидания» с первых же кадров завораживает неспешной интонацией, светлой (несмотря ни на что), сентиментальной атмосферой, навевающей ностальгические воспоминания о золотом веке грузинского кинематографа. Как говорит сам режиссер: «Мне неинтересно показывать только чернуху. Для меня всегда важно найти в герое что-то благородное, когда человек в любой ситуации старается сохранить свое лицо».
Герой «Слепых свиданий» – человек совсем не героической внешности и абсолютно мирной и благородной профессии. Школьный учитель, 40-летний холостяк Сандро (Андро Сахварелидзе) живет с родителями и пытается устроить свою личную жизнь при помощи интернет-свиданий. В этом ему помогает его ближайший друг Ива (Арчил Кикодзе), тренер женской футбольной команды, тоже холостяк, но более бойкий и решительный, чем Сандро. В какой-то степени Когуашвили рисует картинку из жизни своего поколения, поколения нынешних 40-летних, которое он сам называет «потерянным». Симпатию и сочувствие вызывают практически все герои картины – и добрый неудачник Сандро, и его славные родители, и его друг, и даже его соперник, муж женщины, которую он полюбил. С ним-то, собственно, и связана основная коллизия фильма – он выходит из тюрьмы и Сандро поневоле оказывается втянутым в цепочку его довольно нехитрых махинаций, становится его помощником, и в какой-то мере спасителем. И не потому что бесхарактерен и слабоволен, просто Сандро – человек с повышенным уровнем совести, и он не может поступить иначе. Таким людям жить обычно сложней и счастье им улыбается нечасто, но зато им не в чем себя упрекнуть. А с чистой совестью все равно жить гораздо спокойней.
Что касается свиданий по интернету, то, как признается Леван Когуашвили, для него это практически неизведанная область, «когда я был молодым, интернета не было, и мы знакомились с девушками по-другому» – улыбается режиссер. Тем не менее, все реалии подобного рода встреч переданы им с достоверной точностью. А завязкой к сюжету послужила реальная история, произошедшая с приятелем Когуашвили. Тот пригласил на свидание девушку с сайта знакомств, а она оказалась слепой. Этот трогательный эпизод вошел в фильм.
Социальная драма Жан-Пьера и Люка Дарденнов «Два дня, одна ночь» принимала в этом году участие в конкурсе Каннского Международного кинофестиваля и многие прочили ей главный приз. Но братьев-режиссеров обошла турецкая картина «Зимняя спячка» (речь о ней пойдет ниже). Тем не менее, фильм Дарденнов завоевал симпатии многих зрителей. Простую и, чего греха таить, достаточно скучную на первый взгляд историю, режиссеры рассказывает увлекательно, мастерски. Героиня картины Сандра (в этой роли прелестная француженка Марион Котийяр) уволена с работы. Это большой удар для ее семьи, муж-повар не может содержать ее и двоих детей, нужна вторая зарплата. У героини есть шанс остаться на своей должности, но для этого надо уговорить сослуживцев проголосовать за нее. Это не просто вопрос совести каждого, есть тут еще и немаловажная материальная сторона – если Сандра остается, остальные сотрудники лишаются премии размером ни много, ни мало в тысячу евро.
Муж Сандры и ее подруга уговаривают женщину объехать всех коллег и попросить их отдать за нее свой голос на повторном голосовании. Это нелегко, это очень нелегко, но Сандра решается на этот шаг. И это двухдневное путешествие оборачивается для нее не только поездкой с просьбой о помощи, это своеобразное знакомство с глубинным миром человеческих душ, счастье от встреч с людским благородством и разочарование от человеческой низости и подлости. И в результате становится неважно – уволят ее или оставят. В финале Сандра звонит мужу и говорит: «Мы победили, я счастлива». И это самая главная ее победа, ведь верно говорят – лучше сделать и потом пожелать, чем попусту жалеть о несделанном. А то, что проверку на настоящие человеческие качества прошли восемь из шестнадцати человек уже вселяет некий осторожный оптимизм.
«Зимняя спячка» турецкого режиссера Нури Бильге Джейлана – обладатель «Золотой Пальмовой ветви» Каннского Международного кинофестиваля этого года. Сам режиссер признается, что на эту картину его вдохновило творчество Чехова. Впрочем, даже если бы он это и не сказал, зрителю нетрудно было бы угадать в этом красивом и мощном фильме отчетливые чеховские мотивы. Ведь как там у Антона Павловича: «Люди обедают, только обедают, а в это время слагается их счастье и разбиваются их жизни». Так и у Джейлана в «Зимней спячке» не происходит почти ничего, и в то же время герои проживают какие-то острые и возможно судьбоносные моменты своей судьбы, в чем-то разочаровываются и что-то открывают для себя заново.
Герой картины, бывший актер Айдин, содержит отель в уединенном местечке в турецкой Анатолии. В свободное время пописывает злободневные статьи в местную газету и мечтает написать книгу «История турецкого театра». Его жена Нихаль, намного младше его, между ними утеряно взаимопонимание. От скуки она всерьез занялась благотворительностью. Есть еще сестра Айдина, у которой свои проблемы и печали. И еще несколько персонажей, каждый со своей болью и судьбой. Этот нескончаемо длинный, трехчасовой фильм состоит в основном из диалогов. Диалогов обо всем – о смысле жизни, о непротивлении злу, о благих делах, о любви. Но режиссер так умело и в то же время ненавязчиво вовлекает зрителя в среду своего фильма, что скучать не приходится. Живая игра превосходных актеров также не дает расслабиться и соскучиться.
Кстати, помимо Чехова в «Зимней спячке» есть и прямая отсылка к Достоевскому. В одной из сцен крупная пачка денег, так же, как и в «Идиоте», будет брошена в огонь печки. Но жаль-то не денег, печально от несовершенства человеческих судеб и бесплодности прекрасных порывов. Впрочем, жизнь продолжается, и люди все так же обедают.
Нотку беззаботности и безудержного веселья во внеконкурсную программу ММКФ внесла премьера британского мюзикла «Прогулка по солнечному свету» (режиссеры Макс Джива и Дания Пасквини). Действие этой незамысловатой истории происходит в красивейших местах на побережье Средиземноморья в Италии. Казалось бы, здесь все создано для того, чтобы наслаждаться жизнью, танцевать, петь и любить. Собственно, герои картины только этим и занимаются. Сюжет прост: молодая британка Тэйлор приезжает на каникулы на итальянский курорт. Три года назад она уже была здесь и пережила головокружительный роман с местным красавцем Рафом. По иронии судьбы, сейчас замуж за него собирается родная сестра Тэйлор Мэдди. Чтобы не причинить боль сестре, девушка из всех сил старается забыть бывшего возлюбленного. Но мы-то, зрители, понимаем, что в итоге все сложится так, как должно быть, и влюбленные сердца соединятся вновь. Да и вообще – у всех все будет хорошо. Да и как может быть иначе под ярким, волшебным солнцем Италии!
Есть здесь и непременная обаятельная толстушка, пишущая эротические романы и всегда вовремя дающая ценные советы, есть и опереточный злодей, бывший бойфренд одной из героинь (с ним связаны особенно смешные сцены фильма). А вот чего здесь нет – так это пошлости и скуки. Фильм-мюзикл сделан безупречно – элегантно и интеллигентно. Здесь нет ни одной лишней песни и ни одного искусственно вставленного номера. Саундтрек подобран блестяще – из популярных песен 80-х. А название картине дал хит 1983 года Walking On Sunshine («Прогулка по солнечному свету»). И эта прогулка действительно удалась!
Александра ИВАНОВА
Как молоды мы были…
«Кино про Алексеева» Михаила Сегала стал фильмом открытия российской программы ММКФ и картиной, после которой возникает больше вопросов, чем ответов. В нем некий условный персонаж действует в совершено реальном пространстве. Бард Николай Васильевич Алексеев в исполнении Александра Збруева – фигура вымышленная.
В начале фильма это просто пожилой человек, случайно попавший в телевизионные новости. Через некоторое время Алексеев получает телеграмму с приглашением на радиоэфир. Оказывается, Николай Васильевич в прошлом был известным бардом, и теперь публика жаждет вновь услышать его песни.
Хотя действие происходит в наше время, перед глазами постоянно висит коричнево-охристая картинка свойственная фильмам постперестроечного реализма. Параллельно мы видим эпизоды из жизни молодого Алексеева. Тут и картинка повеселее: больше солнца и ярких цветов. Вот он инженер-конструктор, работающий над новым проектом, вот тут же, в КБ знакомится с симпатичной девушкой… Однако вскоре находится «хороший вариант» с московской квартирой и Алексеев не прочь жениться по расчету. Он пишет песни про «туманные луга» и «одинокие вечера», принимает участие в кээспэшных слетах. Однажды по доносу «доброжелателей» молодой бард попадает в КГБ, где его обвиняют в «оскорблении партии» и делают стукачом. Теперь песни Алексеева начинают звучать несколько иначе: «Здравствуй, мама, я – дезертир, не на щите пришел, а с позором. Навоевался, побился о мир, запуган светом, клеймен приговором»… Но, Алексеев продолжает жить, петь песни, разрабатывать новое оружие (автомат Фролова) в своем КБ и флиртовать с женщинами. При каждом удобном случае он рассказывает одну и ту же «телегу» о том, что такое любовь, подслушанную им на съемках фильма Тарковского «Андрей Рублев»: «Это понять, что нужно человеку в данный момент времени и дать ему это».
Как складывалась судьба Николая Васильевича в зрелые годы, нам неизвестно. Но вот престарелый бард сидит в студии и принимает звонки от восторженных радиослушателей. Оказывается, что песни Алексеева знают и эмигранты в Америке, и космонавты на орбитальной станции. Оказывается, он был всеобщим кумиром, и на его творчестве «выросло целое поколение». Оказывается, о песнях Алексеева в свое время восторженно отзывались Бродский и Окуджава, только сам Алексеев ничего об этом не знал. В довершении всего, ведущая радиоэфира достает неизвестно откуда пластинку с песнями Алексеева, якобы, когда-то выпущенную фирмой «Мелодия».
В финале выясняется, что никакого радиоэфира не было, а пластинка выпущена недавно, ее обложка напечатана на принтере. Кому и зачем понадобилось насмехаться над стариком? Оказывается женщина, в юности влюбленная в Алексеева, увидела его в новостном сюжете, после чего решила «понять, что нужно человеку в данный момент времени и дать ему это». А может быть, просто решила отомстить за отвергнутую любовь… Так или иначе впечатление от фильма у меня осталось недоуменное. Что хотел режиссер – демифологизировать наши романтические представления об оттепели, 1960-х? Или, может быть, «Кино про Алексеева» – это сказка про несбывшуюся мечту? Решать зрителю.
Фильм «Косухи» из программы «Специальные показы» известного российского документалиста чилийского происхождения Себастьяна Аларкона тоже загадал загадки. Это картина о трех молодых людях из разных слоев современного общества: сын олигарха, рабочий, интеллигент. Каждый из них живет своей жизнью, учится, работает, встречается с девушкой. Черные кожаные куртки – это, пожалуй все, что как-то связывает героев фильма с неформальной культурой. Правда, один из них музыкант, играющий в панк-команде. Вот он приходит на репетиционную базу расположенную на закрывшемся заводе и мы слышим песню группы «Анклав» под названием «Чума». Звучит песня в таком плохом качестве, что разобрать слова почти невозможно. А зря… Кажется это было бы сегодня весьма актуально: «Последняя осень давно прошла, по плану, как и обещали. И Бог бомжом подох в метро, он сгнил под нашими ногами. А в платье белом, улыбаясь, голубоглазый мальчик-дьявол, шагает кротко по земле, он Иешуа. Мы так ждали… новый день – Да здравствует чума!».
Но, в общем, фильм с таким специфическим названием вовсе не о панках, рокерах или байкерах. Косухи с железными шипами специально носят драгдиллеры, принадлежащие к одной мафиозной группировке. К двум героям фильма куртки попадают случайно. Третий парень действительно работает курьером, правда не до конца знает, что именно доставляет клиентам. В финальных кадрах фильма все трое встречаются опять же, случайно и обнаруживают, что день рождения у них сегодня, в один день. В картине затронуты и социальные проблемы взаимоотношения детей-студентов с родителями, и общей «подвешенности в воздухе» современной молодежи в идеологическом, культурном и материальном плане. Концовка фильма выглядит несколько, но радует, что ребята живы, здоровы, и это оставляет зрителю надежду, что они смогут изменить свое будущее.
Анна ЮФЕРЕВА
Фото с сайта http://36.moscowfilmfestival.ru
Комментарии