search
main
Топ 10
В новом учебном году российские школы перейдут на единую программу русского языка и литературы Дети – в истерике, родители – в шоке: в Новороссийске разгорелся скандал из-за ЕГЭ по русскому языку Школьница из Костромской области победила в суперфинале конкурса чтецов «Живая классика» Московский педагог Александр Оджо рассказал, как найти подход к молодому поколению С 2024/25 учебного года в школы вернется черчение Конфликты в учительской: какие они бывают и как с ними справляться Рособрнадзор: ЕГЭ по истории и физике прошли без сбоев Глава Минпросвещения: до 15 лет детям не стоит пользоваться интернетом Родителям российских школьников рассказали о важности трудового воспитания Одаренные школьники Сочи получили именные премии Более 202 тысяч выпускников напишут ЕГЭ по истории и физике Девятиклассники из курского приграничья получат аттестаты с отличием на особых условиях Михаил Мишустин заявил, что физики и математики очень нужны стране Более 250 советников по воспитанию из семи регионов пройдут обучение в Омском педуниверситете На Госуслугах заработал сервис по приему заявлений в колледжи Президент РФ считает, что книга – это важнейший источник просвещения Педагоги Кубани стали победителями Всероссийского конкурса «Лучший молодой преподаватель 20.23» В Минпросвещения рассказали о самых популярных вопросах, поступающих от граждан Проект по трудоустройству детей планирует запустить «Движение первых» Все работы хороши, но эти лучше: в какой сфере молодежь может добиться больших успехов
0

Дополнительные экзамены в вузы могут обернуться недобором первокурсников

Кто выиграет от расширения списка вступительных испытаний?

О приказе Минобрнауки (

\”Об утверждении перечня вступительных испытаний при приеме на обучение по образовательным программам высшего образования – программам бакалавриата и программам специалитета\”

) вузы знали еще с середины января, поскольку утвержден он был 9-го, а 23 января зарегистрирован и опубликован на сайте Минюста. По сути приказ менял процедуру отбора

вступительных экзаменов, давая вузам возможность самостоятельно выбирать нужные испытания.

По старой системе, действовавшей с 2009 года, школьники должны были сдавать обязательный русский язык и профильный для факультета предмет. Кроме того, Минобрнауки определяло для вузов еще два экзамена — они могли взять один из них или оба. Таким образом, абитуриенты должны были сдавать три или четыре экзамена. Согласно новому приказу в перечне по-прежнему остались русский язык и так называемый профильный экзамен. А дальше вуз может выбирать уже из пяти-шести предметов (по новым правилам в итоге их может быть не более четырех).

Проблема, вылившаяся в недовольство родителей, выпускников и замешательство в самих вузах, состояла в том, что в ряде случаев в этот новый список не попали те учебные дисциплины, которые вузы уже утвердили в прошлом году. Таким образом, у значительного числа абитуриентов за три месяца до поступления один экзамен сменился на другой.

Но это в том случае, если бы все вузы безоговорочно выполнили приказ. Однако этого не произошло. В ожидании разъяснения ситуации от федерального ведомства многие вузы не публиковали вовремя правила приема на своих сайтах, хотя обязаны это делать до 15 февраля.

Понимая, что обстановка накаляется, 14 февраля Минобрнауки России опубликовало официальный комментарий, в котором говорилось: «С учетом того, что поступающие уже начали готовиться к вступительным экзаменам, мы рекомендуем вузам выбирать тот же экзамен, что и в прошлом году, чтобы не дезориентировать абитуриентов».

Интересно, что далеко не все вузы в сложившейся ситуации кинулись выполнять министерский приказ, несмотря на то, что такого рода документы обязательны к исполнению. Как руководство, так и преподаватели университетов (если это не такие брендовые вузы, как МГУ и МГИМО, где количество абитуриентов всегда превышает количество мест) понимают, что дополнительные экзамены могут обернуться вузам недобором первокурсников, а это прямой путь к сокращению количества бюджетных мест, а значит, и финансирования образовательной организации.

К тому же, если дополнительным предметом по новым правилам становится математика, это еще полбеды – ее как-никак все выпускники сдают. Но если иностранный или физика, то за оставшиеся месяцы эти предметы никак не осилить. Сами преподаватели согласны с тем, что вводить дополнительные экзамены в режиме форс-мажор нецелесообразно и негуманно. Ничего, кроме стресса, дети не получат. И репетиторы тоже не получат дополнительных средств. Потому что, во-первых, большинство из них уже давно «укомплектованы» учениками, а во-вторых, никто из себя уважающих преподавателей не возьмет ответственности – вложить знания в девственно чистую голову нереально, если, конечно, ребенок не вундеркинд. Только преподаватели географии обрадовались неожиданному счастью. Многим из них не давала покоя обида – два года подряд на геологические факультеты обязательным экзаменом была физика, а не география. Так что, получив право дополнительного экзамена, геологические факультеты сразу же включили географию, чем осчастливили и детей, и учителей. Ведь на геофаки традиционно идут дети, влюбленные в географию и неплохо знающие ее. Так что физика была для них не очень желанна (она и останется, но зато максимальные баллы можно будет набирать за счет географии).

Готовя материал, я обратилась за комментариями в ряд вузов Нижнего Новгорода. Алексей Никонов, пресс-секретарь Нижегородской государственной медицинской академии, так прокомментировал ситуацию:

– Для медицинских вузов здесь ничего нового нет. Дополнительный вступительный экзамен по нашему усмотрению – физику – можно было ввести с первого года действия единого госэкзамена. Но мы этого не делали, поступить к нам и так непросто, проходной балл очень высокий. Правом выбора испытаний наш вуз воспользовался еще до вечернего пресс-релиза Минобрнауки от 14 февраля, список вступительных испытаний остается классическим – химия, биология и русский язык.

По словам ответственного секретаря приемной комиссии Мининского университета Ольги Игоревны Курылевой, с будущего года иностранный язык на педагогические специальности вводится в качестве дополнительного экзамена, а основным становится математика (для факультетов естественно-научного профиля) или обществознание (для гуманитарного). А еще с будущего года отменяются дополнительные творческие (на факультет дизайна и музыки) или спортивные (на факультет физического воспитания) испытания. Именно они раньше были «пропуском» на эти популярные факультеты. Как будет теперь, лично мне непонятно. И еще непонятно, чем статус «дополнительного» испытания отличается от статуса «основного». Ведь как ни назови дисциплину, сдавать ее все равно придется. Предполагаю, что такие же вопросы будут и у нынешних десятиклассников и их родителей. Наверное, в приемной комиссии – тоже надеюсь – абитуриентам дадут исчерпывающую информацию.

В приемную комиссию Нижегородского государственного университета дозвониться не удалось. Безмолвствовал и телефон проректора по связям с общественностью (есть такая должность в ННГУ имени Лобачевского). Предполагаю, что все ответственные лица были в течение дня на заседаниях ректората или ученого совета. Однако с деканами некоторых факультетов поговорить удалось – они оказались на удивление доступными. Сделав оговорку, что все решения принимались на уровне ректора, деканы факультетов, связанных с физикой и математикой (их в ННГУ несколько), не сговариваясь, высказали одинаковые мнения. Кратко их можно сформулировать так: «Незачем добавлять еще предметов. Пусть к нам придут ребята с хорошей и крепкой базой по основным предметам. А всему остальному мы их сами научим. Да и физике, и математике тоже научим. Но все же хорошо, когда база готова».

И я понимаю деканов. Преподавание математики и особенно физики в школе в настоящее время оставляет желать лучшего. В Нижегородской области учителей физики, готовящих детей для поступления на серьезные факультеты университетов, можно пересчитать по пальцам двух рук (в самом Нижнем – на пальцах одной руки). За репетиторством дети вынуждены обращаться к вузовским преподавателям (а что делать, если школа не учит?). И они, как никто другой, понимают, что если выпускник будет «распылять силы» не на два (физику и математику), а на три или четыре предмета (допустим, еще на информатику и английский), то про базу придется забыть. И тогда (при таком раскладе) студентам первого и второго курса придется подтягивать школьные азы, прежде чем перейти к университетской программе. Такая перспектива преподавателей не радует.

Про родителей и не говорю. Они и так, бедные, все отдают, чтобы подготовить детей к вузу (в Нижегородской области 90 процентов тратятся на репетиторов по двум предметам, 60 процентов – по трем). Что ждет родителей, если введут еще четвертый? А если повсеместно четвертым станет иностранный, то это и вовсе разорение для семей. Известно, что репетиторы-иностранцы ценят свой труд очень высоко. Что и понятно: сами когда-то поступали с большими «капвложениями». Теперь будут их всю жизнь отрабатывать.

Словом, не знаю, кто выиграет от «расширения» списка испытаний. Может, само министерство?

Фото автора

Читайте также на нашем сайте:

Министр поручил чиновникам за два дня разобраться с ситуацией со вступительными экзаменами

В Госдуму внесен законопроект, обязывающий вузы объявлять вступительные экзамены до 1 августа

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте