По образованию я – филолог, но 29 лет работаю учителем начальных классов. Озабочена малограмотностью и нежеланием читать современных школьников, и уже 15 лет благополучно решаю эти проблемы с помощью замечательных учебников УМК «Школа 2100». Параллельно веду литературно-художественный клуб «Пегасик», где обучаю детей приемам сочинительства произведений всевозможных малых жанров. Люблю петь, чуть-чуть играю на гитаре, сочиняю и оформляю поздравительные коллажи для друзей, увлекаюсь женскими детективами, люблю кроссворды, особенно японские.
Может показаться, что к работе я отношусь поверхностно: песни, веселье, стихи, сказки. Но это моя позиция – детям должно быть интересно в школе! Учиться можно весело! И на протяжении всей педагогической карьеры приходится доказывать, что я не верблюд. При делении классов сознательно взяла к себе самых сложных ребят – знакома была с ними по Школе раннего развития. Знала, что будет трудно, но не предполагала, что настолько. Илюшка – большой ребенок с уровнем общения трехлетнего ребенка – дерется, дает сдачи, а учится только потому, что мама так хочет. Миша – мальчик с очень возбужденной нервной системой, ему доставляет удовольствие раздражать Илью, поэтому драки на каждой перемене нам обеспечены. А тут еще из «В» класса к нам перевели Катю, которой никто не занимается – мама работает допоздна, ребенок один. А характер у Кати сильный, заставить ее учиться – просто невозможно. Приходится каждое мгновение находить новый подход. А Кате хочется свободы. Забрав ее из группы продленного дня, мама вновь обрекает дочь на праздное шатание по поселку целыми днями. А уроки остаются не выученными. Пытаюсь дозвониться до мамы – не отвечает. Пришлось сделать запись в дневнике, что если мама не придет в школу для серьезной беседы, то придется вызывать ее уже на комиссию. Мама пришла! Но уже с претензиями ко мне: дескать, слишком придираюсь к ее дочери. Открываем тетрадки, дневник, журнал. Сплошные двойки! Позже я обнаружила, что Катя выкрала тетради для контрольных работ, и мама возила их в другую школу на экспертизу. История с Катей раскрыла мне глаза на мое новое положение в школе. Вот теперь-то я, наконец, поняла, что я – не учитель, а человек, оказывающий образовательные услуги. Что же изменилось в школе? Мне, учителю, перестали доверять! Каждый мой шаг, каждое действие я обязана подтвердить планированием! Бумажка – главный аргумент в любом споре или проблеме. А их столько на нас навалили! Отчеты по предметам и по темам! Проценты успеваемости и качества знаний! Срезы и контрольные работы, которые дают завучи! Ну не доверяют мне – учителю! И как воспитателю мне не доверяют! Зачем составлять и утверждать план воспитательной работы (он теперь называется «План развития детского коллектива»), если лавиной сыплются сверху требования провести заданные мероприятия, классные часы, беседы, инструктажи, анкетирование детей и родителей. Бросаем подготовку к своим, запланированным с детьми мероприятиям, и занимаемся спущенными сверху. Кому это нужно? Отчетности? Я теперь – не личность, я – человеко-балл! Меня оценивают со всех сторон и по всем параметрам и присваивают определенное количество баллов.Перед учебным годом директор вызвала меня к себе и сообщила, что мой класс разделят в два других. И никого не волнует, что это 4-й класс и обучается по другой программе. Никого не волнуют судьбы Миш, Кать, Илюшек! 27 августа, сдерживая слезы, наблюдала в окно, как мои детки пришли на пробный день…Линейка…Чужие учителя и ребята…Как им там без меня? А через час возбужденные родители ошарашили новостью: они прорвались-таки к начальнику РОНО и объяснили, почему наш класс нельзя расформировывать. Та предложила собрать родительское собрание и написать заявления желающим остаться в 4 «б». И все 16 человек написали! И я спокойно доведу их до пятого класса. Правда, в заявлении особо было оговорено, что родители не будут настаивать на продолжении программы «Школа 2100» в пятом классе и на переходе Кирилюк О.В. на должность учителя русского языка и литературы и классного руководителя этого класса.Мы победили! Только восклицательные знаки у меня не радостные…. К 30-летию педагогической деятельности я приобрела синдром двоечницы. В кого превратился учитель? Такого отношения со стороны родителей, как у Катиной мамы – немного, но им помогают наши начальники. Уходишь после обеда из школы, а на доске приказов к вечеру появляется очередное распоряжение, которое нужно было исполнить вчера! С каким настроем входишь в класс, если уже с утра чувствуешь себя двоечницей? А как подготовить с детьми проекты, положение о проведении которых тебе зачитали буквально накануне? А чего стоит приказ администрации считать субботу в летнее время и во время каникул рабочим днем? Меня заранее обвиняют во лжи, когда отбирают тетрадь по микроучастку и предлагают сделать все записи по новой! Меня просто обманывают, объясняя сокращение моей зарплаты тем, что уменьшилось количество детей. Мне врут в глаза, когда говорят, что все родительские деньги за путевки в летний лагерь уходят на премии для поваров, а я вынуждена закупать канцелярские принадлежности, призы и подарки детям на свою учительскую зарплату! Меня обманывают, когда говорят, что платить за замену уроков нечем, берите отгулы, но отгуливайте их в субботы летом! А может, и не нужен вовсе учитель в школе? Поставить перед каждым ребенком компьютер и пусть тренируются до самого ЕГЭ. Украли душу из школы! Помните, у Вознесенского: «Куда-то душу уносили – забыли принести»… А без души, без ребячьего веселого смеха школа пуста. Современные дети не принимают учебную задачу так, как принимали ее школьники даже несколько лет назад. А даже отработку знаний таблицы умножения можно превратить в интересное занятие по раскрашиванию рисунков. Эти же раскраски помогают усвоить и правила проверки безударных гласных, и запомнить словарные слова. Переписка с ребятами из другой школы – лицей «Ковчег» в Подмосковье – не просто развивает коммуникативные навыки ребят, она дает возможность развивать в детях чувство языка, развивает грамотность. А сопереживание одинокому мальчику из Клайпеды подружило моих ребят с замечательной детской организацией «Парусники света». Мы обмениваемся с ними своими эссе – размышлениями о счастье, впечатлениями о пережитых событиях. На уроках и в кружке мы сочиняем правила правописания в стихах, сочиняем сказки и веселые истории, которые помещаем в нашем классном блоге «Фантазеры» и на школьном стенде «Интересно мы живем». Ребята активно участвуют в процессе обучения: в прошлом учебном году многие из них выполнили проекты по обучению одноклассников очень интересным умениям: разбрызгивать краску на лист с помощью специального устройства, выполнять аппликации в жанре квилинга, строить сооружения из спичек. А Задорожных Агния защитила свой творческий проект «Дразнилки» на районном конкурсе проектов и заняла 2 место. Всем классом мы участвовали в создании проекта «Волкову – 120 лет», презентация которого состоялась в городе Володарске в Неделю детской книги. Мои ребята много читают, но читают то, что интересно им, многие уже осваивают приключенческую и классическую литературу. У них пробудился аппетит к чтению, ежедневное чтение становится привычкой. А сколько удивительного окружает нас! Энциклопедии, справочники становятся частыми гостями на наших уроках.Если бы спросили у меня: чем новая школа должна отличаться от старой, то я бы ответила: «Нужно взять с собой в новые времена все то, что не оставляло наших детей равнодушными, но уметь доверять им и сделать их обучение радостным, от этого оно не становится менее содержательным. Дети любят учиться, если учеба доставляет им радость!»
Комментарии